В Екатеринбурге детям устроили потеху — драку на открытии пивного магазина. Ребята следили за потасовкой крепкого парня с двумя аниматорами в костюмах бочек, которых он повалил на землю и отлупил. Это развеселило детей, снимавшую происходившее на смартфоны.
Как выяснилось позже, стычка была постановочной — для раскрутки пивточки, сообщило издание E1.RU. Участники драки были актёрами, а вот наблюдающие дети — нет.
А в Спасске-Дальнем Приморского края открыли алкомаркет с участием детей, которых туда привели родители. Их развлекали танцовщицы в откровенных нарядах, сообщало издание PrimaMedia.
И пока чиновники пишут новые, пропагандистски верные, учебники истории или придумывают способы переложить решение демографических проблем на школьников, подрастающее поколение вот так «воспитывается» на промо-акциях «пивнух».
Закон должен защищать детей
Участие детей в мероприятиях и ответственность за то, что на них выходит за рамки разумного, вполне регулируются федеральным законодательством.
Среди законов можно выделить закон о рекламе, а также о защите детей от вредной для них информации, напомнил адвокат, доктор юридических наук Давид Тарановский.
Он уточнил, что в соответствии со вторым законом запрещено распространять среди подрастающего поколения такую информацию:
- способную вызвать у детей желание употребить алкоголь;
- обосновывающую либо оправдывающую допустимость насилия/жестокости, либо побуждающую к насилию по отношению к людям или животным;
- оправдывающую противоправное поведение.
«Безусловно, ответственность за нарушение прав детей должна возлагаться на коммерсантов по максимуму, а с родителями в обязательном порядке должен работать орган опеки и попечительства», — считает Тарановский.
Читайте также: В Перми учителя сошлись в неравном бою с ветеранами СВО
Беда с пиаром
Привлечение детей к открытию алкобаров или пивных магазинов — как минимум неэтично и несерьёзно, уверен декан факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.
«Вероятно, предприниматели сделали это в расчёте на то, чтобы привлечь внимание, в том числе со стороны СМИ: драки и танцы в откровенных нарядах — это попытки «хайпануть». Нужно себя не уважать, чтобы опуститься до такого пиара. Во всяком случае, такое впечатление складывается у меня как у стороннего наблюдателя. Какую именно цель преследовали коммерсанты, я не знаю», — сказал он.
Кирилл Плохих не исключил, что владельцы заведений также могли рассчитывать на привлечение несовершеннолетних клиентов — к сожалению, в этой категории граждан тоже есть покупатели спиртного. Но в таком случае возникают сомнения в законности подобных акций, добавил собеседник ForPost.
«В целом, нет ничего плохого в том, чтобы устраивать промо-мероприятия с участием детей. Только речь должна идти не о товарах и услугах категории 18+. Например, владелец маникюрного салона может позвать женщин с детьми на открытие и предложить девочкам нарисовать на ногтях пони. Это интересно, это привлечёт родителей, которым будет куда сходить с детьми, и это не вызовет вопросов ни с точки зрения закона, ни с точки зрения этики», — считает декан факультета бизнеса Университета «Синергия».
Другой вопрос: наказывать ли родителей тех детей, которые участвуют во взрослых мероприятиях?
Скорее всего, на них присутствуют в основном подростки, которые не всегда говорят родителям о своём времяпрепровождении, полагает Кирилл Плохих:
«Думаю, что родители не всегда могут оградить взрослых детей от участия в таких мероприятиях, поэтому наказывать их было бы излишне».
Читайте по теме: Подросток облил друга горючим и поджёг прямо на детской площадке
Подробный разбор
Адвокат, председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин перед тем, как говорить о ситуациях в Екатеринбурге и Спасске-Дальнем, предупредил: его комментарий — не окончательный и бесповоротный.
Он использовал некоторые допущения, которые могли бы быть в реальности, то есть что-то пришлось домысливать. Например, исходить из того, что акции проводились исключительно в целях рекламы алкогольных напитков.
«Исходя из такого допущения, мероприятия, показанные на видео, соответствуют юридическому определению рекламы. Это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ключевые слова: любой способ, любая форма, привлечение внимания к объекту рекламирования и продвижение на рынке. Я буду исходить из коммерческих целей обоих мероприятий, как целей наиболее вероятных. Разумеется, организаторы мероприятий могут сообщить что-то совсем иное. Например: акции никак не связаны с деятельностью магазинов и были организованы в чисто развлекательных целях. У них есть право это утверждать», — сказал Олег Матюнин.
Адвокат предложил рассмотреть ситуацию, которая могла бы возникнуть, если акции носили сугубо рекламный характер.
Исходя из этого, все причастные к разработке, планированию и проведению мероприятий могут быть законом отнесены либо к рекламодателям, либо к рекламопроизводителям, либо к рекламораспространителям. Это могут быть разные люди (предприниматели и даже юридические лица), одни и те же субъекты — всё зависит от того, кто и что делал.
Можно предположить, что пивмаг выступал рекламодателем. Сценарист и организатор уличных постановок могут быть отнесены к рекламопроизводителям. Активные участники постановок, а также те, кто снимали и выкладывали видео в Сеть в целях рекламирования, — к рекламораспространителям. Все эти категории участников рекламных отношений подпадают под действие закона о рекламе и обязаны соблюдать правовые запреты и ограничения, связанные с рекламой.
«Если взять за истину, что рекламировались пиво и другие алкогольные напитки, то необходимо учитывать особые требования к рекламе этой продукции, установленные статьёй 21 закона о рекламе. Запрет на размещение такой рекламы в Интернете. В этой рекламе не должно быть обращения к несовершеннолетним. Такая реклама не должна использовать образы людей. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления», — отметил глава комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса.
Нелишне вспомнить и федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», считает собеседник ForPost. В документе указано: органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции.
«Таким образом, рассматривая эти две ситуации под рекламным углом зрения и учитывая правовые нормы, охраняющие психическое, нравственное и духовное здоровье несовершеннолетних, можно предположить: к организаторам показанных на видео мероприятий у контрольно-надзорных органов действительно могут появиться вопросы и претензии. И только на основе полученных сведений, в том числе устных и письменных пояснений очевидцев, фото- и видеоматериалов, сообщений и заявлений бенефициаров можно готовить юридическое заключение по данным фактам. У Федеральной антимонопольной службы для этого есть все правовые и организационные возможности», — сказал Олег Матюнин.
Что касается родителей, если дети оказались невольными зрителями недопустимой рекламы — например, были на улице, увидели происходящее и подошли, — мамы и папы в этом не виноваты, полагает наш собеседник.
Но если дети используются непосредственно в недопустимой рекламе, ответственность должна лежать на участниках рекламных отношений — рекламодателях, рекламопроизводителях и рекламораспространителях, заключил адвокат.
Читайте также: Агрессивных школьников предложили отправлять в резервации
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
Барыги готовы на все ради получения сверхприбыли! Классика.
А выпускные посиделки, начиная с детского сада, не приучают?Пока с детства не вложат в головы,что алкоголь -это яд,разрушающий иозг, алкоголизм и дальше будет разрушать людей.