Согласно соцопросам, до 80% подростков сталкиваются с травлей в школе. Некоторым родителям надоело смотреть на униженных и оскорбленных детей. Они предложили создать резервацию для тех, кто травит их сыновей и дочерей, и снять срок давности с таких преступлений. На особом контроле, уверены мамы и папы, должны быть учителя, с чьего молчаливого согласия процветает школьный буллинг.
О методах борьбы с подростковой агрессией — в материале ForPost.
Без срока давности
В Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре установили: более 80% опрошенных подростков сталкиваются с травлей в школе. Таковы результаты телефонного опроса, проведённого в 2022 году.
Аналитиков встревожило и то, что 4,5% респондентов ничего не собираются делать при виде травли.
«Это свидетельствует о страхе лишиться собственной безопасности в случае защиты жертвы буллинга или о безразличии данной части молодёжи к агрессии в отношении других», — сказано в пояснительной записке к результатам социсследования.
По результатам опроса, 44,9% респондентов заступятся за тех, кто столкнулся с травлей, а 32,7% опрошенных обратятся за помощью к «авторитетным лицам или специальным службам».
Эксперты же считают, что на практике заступников значительно меньше, чем на бумаге.
Об этом говорят и пользователи соцсетей, комментируя документальный фильм YouTube-канала «Осторожно: Собчак» — «Как не стать жертвой травли или агрессором: реальные истории буллинга и советы специалистов».
Пострадавшие отмечают: за них никто не заступался — все проходили мимо.
Стоит отметить, никто из бывших участников травли, комментируя фильм, не раскаялся в содеянном.
«Я издевался в школе над всеми лохами — на каждой перемене. Чё делать?» — написал один из них.
Поэтому некоторые пользователи соцсетей предложили снять срок давности с таких преступлений. Если бывший агрессор сознался в содеянном, то он обязан сесть в тюрьму даже спустя десятки лет — это «станет уроком для тех, кто собирается травить одноклассников», уверены народные судьи из соцсетей.
Их точку зрения не разделяет эксперт профсоюза «Учитель», преподаватель географии Леонид Перлов.
«Какой-нибудь 14-летний агрессор вырастает лет на десять, становится умнее, приходит к выводу, что он был неправ. И что, его теперь сажать за то, что он поумнел? Думаю, это предложение бессмысленно», — сказал ForPost Перлов.
Читайте по теме: Школьная травля: как это было в одной севастопольской гимназии
Вынужденная мера
Жертвы буллинга на личных примерах отстаивают свою правду.
«Я уже давно вырос, стал взрослым, научился стоять за себя — и физически, и словесно, но подростковые травмы аукаются до сих пор», — написал пользователь под ником Monumental Netlabel.
У женщины, пострадавшей от травли, на реабилитацию тоже ушли годы:
«Мне 39 лет. Только сейчас я начинаю справляться с последствиями буллинга. Мама пыталась что-то изменить, но эти “милые детки” сказали, что якобы я их избила. Меня гнобили на каком-то школьном совете, поставили на учёт в детскую комнату милиции. Мы забрали документы, ушли в другую школу, только тогда всё закончилось. Я сама учитель. Никогда я не допускала буллинга в классе или отряде. Это сделать легко, если ты человек, а не кусок равнодушного г….а».
Она и другие пострадавшие уверены: если бы агрессоров помещали в отдельные резервации, проблем было бы меньше. Туда же они советуют отправлять равнодушных учителей, которые «закрывают глаза на травлю подростков».
Отметим: из порядка 4 тысяч комментариев, оставленных под документальным фильмом о буллинге, в каждом третьем упоминаются педагоги, которые «не обращали внимания на преступления против детей».
За коллег вступился наш собеседник Леонид Перлов:
«Учителя не просто живут в агрессивной среде. Им отведена роль нищих, униженных, преследуемых людей: за грошовую зарплату, виноватые во всём и при этом обязанные 24/7 быть доступными, в том числе для ругани с родителями, кого угодно. И что от них после этого ждать? У кого нервы покрепче, тот выдерживает, у кого послабее — его реакция проявляется вот так. Поэтому я бы не стал особо винить учителей за это [равнодушие]. Создайте нормальные условия труда, нормальное отношение в обществе — и этого не будет».
Говоря о резервациях, педагог отметил: они уже существуют. Речь идёт о колониях для малолетних преступников. Однако, уверен он, агрессии в школе меньше не стало.
«Повторюсь: причина буллинга — чудовищный градус агрессивности в обществе. И до тех пор, пока ситуация не изменится, каких-то изменений ждать не стоит», — подчеркнул Перлов.
Читайте по теме: Буллинг ребенка: что делать и как грамотно остановить коллективную травлю?
Сажать нельзя воспитывать
Почётный адвокат России Евгений Харламов солидарен с экспертом профсоюза «Учитель». Он отметил, что все необходимые законы приняты, ужесточать УК не нужно. Вместо этого следует поработать над правоприменительной практикой.
«Она должна быть более активной, чтобы учитель реагировал на сигналы, которые получает от детей и родителей», — сказал ForPost Харламов.
Школьный психолог Шамиль Абдуллаев часто разговаривает с педагогами о буллинге и делает вывод, что триггером обычно становятся замечания учителя: высмеивал скудные знания двоечника, при всём классе нелестно отзывался о внешнем виде ученика. Видя это, дети начинали травить одноклассника.
При этом педагог не чувствует своей вины и не реагирует на жалобы детей, считает Абдуллаев.
«Очень часто и родители бывают принципиальными: когда я вызываю их к себе, понимаю, что ситуация в классе вряд ли изменится, поэтому прошу перевести жертву буллинга в другую школу или другой класс, где травля может прекратиться. Родители идут на принцип и не хотят переводить чадо, в результате школьник продолжает страдать», — написал в соцсетях школьный психолог.
Харламов советует в равной степени работать со всеми сторонами конфликта, в том числе опираясь на советский опыт:
«В СССР учителя для многих школьников были в почёте. Они прислушивались к их мнению, уважали. Педагоги в свою очередь корректировали поведение проблемных детей. Если изменить ситуацию не удавалось, тогда в работу включались правоохранительные органы и социальные службы. Этот опыт нужно возвращать в российские школы».
Изобретать велосипед не нужно: решение проблемы — в книгах советского педагога Антона Макаренко, уверен председатель Союза коммунистической молодёжи Денис Зоммер.
Система Макаренко, напомнил он, строилась на принципе «Как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».
В 1920–1930-е годы педагог создал царские условия для трудных подростков: питание, кров, гигиена, благожелательное отношение, доверие, право голоса в коллективном решении вопросов. Взамен требовалось лишь соблюдать дисциплину. И этот принцип, подчеркнул Зоммер, работал: «одичавшие» дети преображались.
Поэтому, считает он, вместо того, чтобы ужесточать УК, нужно возвращать воспитательную функцию в школы.
«Современная школьная педагогика, несмотря на внедрение специальных уроков "Разговоры о важном", недостаточно времени уделяет воспитательному процессу. Во многих ли школах существуют полноценные классы трудового воспитания? Их можно пересчитать по пальцам руки. Если бы они были повсеместно, то дети тратили бы энергию на созидание, а не на агрессию. Нужна золотая середина, которую стоит достигать, опираясь на лучший советский опыт, созданный Макаренко», — сказал ForPost Зоммер.
Отметим: обязательный общественно-полезный труд обучающихся уже прописан в поправке к закону об образовании.
Подробнее об этом — в материале «Маленьких барчуков в школах России приведут в чувство»
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Доигрались со своей ювенальной юстицией.
Я поддерживаю наказание для агрессивных детей, их родителей, а также пед.работников, если те не решают и замалчивают проблемы !
Надо вернуться к советской системе образования и никакой агрессии не будет.
Вина на педагогах и родителях.
Есть же специальный отдел в полиции. Он как раз и занимается (ну, должен заниматься) этими вопросами. Проблемных детей ставили на учёт в детскую комнату милиции. По мере накопления вопросов к ним росли и меры воздействия... вплоть до колонии. Это же не сложно! По сути, и деньги решают. В казне лишние - не помеха! Тут главное, было бы желание решить проблему детской преступности. Решать её явно не хотят. Кому-то выгодно, чтоб кошмарили детей. Чем занимаются детские омбудсмены(какое слово поганое) - непонятно. Видимо, фонды всякие пылесосят. Хреновая ситуация.
Резервации должны быть в Сибири и на Дальнем Востоке в удалении от населённых пунктов.
Да ведь всё очень просто решается. Среднее образование должно быть всем доступно, бесплатно, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Ребенку дали возможность его получить, зачислили в школу, начали преподавать ему различные предметы. А он, вместо того, чтобы получать образование, начал избивать одноклассников. Значит, своей возможностью получить образование он не воспользовался, вон со школы. Возможно, в более зрелом возрасте он поймет, что образование нужно, тогда он его сможет получить в вечерних школах и уже за деньги.
Конечно, такой вот выгнанный из школы ученик, например, третьеклассник хулиганить не перестанет, и будет как и прежде, избивать первоклашек. Но это уже будет не в рамках школы и работать здесь будут совершенно другие органы.
А вы хотите, чтобы учитель функции росгвардейца выполнял? С силовым задержанием хулигана? Не дав ему никаких прав на применение силы. И при этом на оклад учителя?
книжка и фильм "Чучело", классический буллинг, немного романтизированный и приукрашенный (раскаянием участников).