В воскресенье Россия будет отмечать День Победы. Последние годы этот праздник омрачается множеством споров из-за того, как он проводится: одни люди критикуют масштабные военные парады, а другие призывают уважать силу.
В детских садах и школах детей одевают в военную форму, что доводит до истерики некоторых родителей и наблюдателей, которые считают, что малышей выводят на путь любви к насилию и милитаризируют.
День Победы — праздник памяти, которая умрёт, если мы не поймём, как передавать горький опыт войны своим детям — без пафоса и пропаганды.
С вопросом о том, как всё-таки общаться с детьми на тему Великой Отечественной войны, о чём и в каких условиях говорить, ForPost обратился к историку, заслуженному учителю РФ, кандидату психологических наук, доценту МГПУ, кавалеру медали «Патриот России» Александру Снегурову.
Мы приводим его комментарий в виде колонки.
Создать атмосферу
Я думаю об этом вопросе и предпринимаю разные действия в русле этой проблемы. А это действительно проблема. Как рассказывать о войне, чтобы это не было уклоном ни в шаблон, ни в пафос? В то же время чтобы это не было примитивно.
Сейчас нравственный камертон надо настраивать очень тщательно, потому что наши дети очень критично относятся. И прежде всего в этом вопросе необходима искренность самого человека, который рассказывает, его эмоции.
Он может пересказывать какой-то источник, но всё равно рассказ должен быть окрашен личными эмоциями и связан с переживаниями и собственным опытом. Я сейчас не как учитель выступаю, а как родитель. Нужно завести в семье традицию, и в русле традиции рассказ о войне будет восприниматься органичнее.
Это может быть посещение мест встречи ветеранов. Я так делал со своими детьми. Первый такой выход с ребёнком был спустя два месяца после рождения сына. Мы приехали к мемориалу, где собирались ветераны, дети войны, участники тыла. А у нашего дедушки к маю созревали тюльпаны, и он нам привозил большую коробку.
И ребёнок, может, ещё ничего не понимал, но с помощью родительских рук раздавал тюльпаны ветеранам. В 2005 году их ещё было достаточно.
Также можно посещать музеи, мемориалы. Это нужно, чтобы и рассказывать было комфортно, и чтобы восприятие было — я не скажу совсем без критики, но, тем не менее, чтобы не было радикальных замечаний: «Не хочу слушать, на эту тему не говори!»
Можно участвовать в домашних проектах: разыскиваем предков, уточняем черты их биографий. Даже если не воевал предок.
К примеру, наш прадедушка в Сибири на железной дороге был обходчиком. Мы объясняем ребёнку, что это был важнейший пост, потому что шли составы с Востока на Запад и обратно. И он следил за этим участком в тысячах километров от Москвы, в Омской области. Поэтому слава железнодорожникам.
Также чтение. Есть известный наш автор Сергей Алексеев, в книгах которого говорится о полководцах и простых солдатах.
И когда заведены такие традиции, рассказы на данную тему воспринимаются лучше, потому что ребёнок сам уже накапливает впечатления такого рода.
Но и в самом интерьере семьи тоже, на мой взгляд, должны быть какие-то элементы. Необязательно на стене фотография — хотя я и этого не отрицаю. Необязательно какая-то вещь предка, но это также может быть. Сейчас люди с евроремонтами совсем замучили.
Мы устраиваем композицию дома. На полочке ставим портрет — это тоже рекомендация людям, — у нас есть фотографии наших воинов. Какую-то игрушечку пусть ребёнок поставит: солдатика, рисунок, сделанный на тему, но только по вдохновению. Потому что важно создать атмосферу.
В любом деле нужна атмосфера, и это искусство и педагога, и родителя. И в этой атмосфере уже и восприятие иное. К созданию атмосферы можно привлечь ещё кого-то из взрослых, когда он скажет: «А, это интересно, давай послушаем, посмотрим фильм».
Недавно дочка моя впервые смотрела фильм по книге Шолохова «Судьба человека». Он задан был, не я предложил. Она смотрела, а я какие-то фрагменты комментировал, останавливались мы. Потому что ребёнок, к примеру, не понимает, почему в концлагерь прибыл поезд и играет оркестр на перроне. Может, это что-то весёлое? А я поясняю, что это заключённые играют, чтобы замаскировать ужасы Треблинки, Освенцима и других лагерей. Это трагическая маскировка.
Конечно, можно встретить отторжение: «Не мешай, я буду смотреть, уйди!» Всё это мы не отрицаем. Дерзковатые дети, и сын такой мой, хотя сколько он мест объездил со мной. Но это обосновано подростковым периодом и самой социальной обстановкой, в которой ведётся столкновение разных сил, — всё это не может не отражаться на сознании ребёнка.
Поэтому важна тактичность рассказывающего и использование разных материалов и методов: книга, видеоролик, прогулка, опора на собственный опыт, чтение письма.
Я, конечно, педагог и создатель четырёх музеев, у нас много есть чего показать, но я не хочу перегибать, мы говорим о типичной ситуации — как поступать в семье.
Где грань?
Конечно, нужно давать ребёнку понять, что война — это жестокость. Но важно не перегнуть. Здесь гранью должна выступать только интуиция и чувство меры самого рассказчика. Никакой методички на этот счёт не дашь.
Даже по фильму «Судьба человека» был пример. Там на станции отфильтровывают людей и ведут сразу на удушение в крематорий. Это не сказано, но видно, что люди туда идут, и какой-то дым виден. А ребёнок может подумать, что это, например, фабрика. И дочка моя вначале так думала.
И мы говорим о том, что происходит там, но визуализации я бы избежал. Психика детская ранима.
У нас в школе был спектакль, и там хотели показать освобождение концлагеря и деток одели в полосатые робы. Мне кажется, что здесь было нарушение определённой эстетики.
Дети и наших воинов изображали, и заключённых. Но не надо детей одевать в эти робы. Покажите на слайде эти страшные фотографии: детей за проволокой, когда освободили наши воины Освенцим. Но не надо это переносить на сцену.
Стихи, да, мы читаем. Я скорее рекомендую показывать в художественной форме отражённую жестокость, чем в документальной. Но для какого возраста?
Когда-то человек стремится к документам: «Я хочу посмотреть документальные кадры». И тогда сам рассказчик должен чувствовать, созрел ли этот человек. Если была атмосфера не первый год, тогда можно и документальные кадры показать.
Моя ученица Лилия Хакимова, вдохновившись образом генерала Карбышева — я создал такой музей в 2008 году, — потом начала поиски своего прадедушки через интернет. Сначала были сведения, что он пропал без вести, а потом она даже анкету нашла с оттиском пальца. Каждый год в интернете появляются новые материалы.
Оказалось, что её прадедушка, как Карбышев, попал в Маутхаузен (немецкий концлагерь в Австрии — прим.), только раньше, и был в 1942 году замучен там. И Лилия решает через несколько лет вместе с мамой, папой, мужем и ребёнком, которому лет пять или три года, поехать туда, где устроен мемориальный комплекс.
Лилия потом приходила, выступала, и я спрашивал у неё: как ребёнка-то ты возила? Ведь экспонаты музея могли повлиять на психику. Она сказала, что ребёнок всё воспринимал в спокойном ключе и не было истерик, потому что, может, сознание ещё не развилось до того, чтобы всю трагедию познать, но он уже понимал, что родители ведут какой-то очень важный поиск его родственника. И вот они видят на стеле имя этого человека среди многих других — Михаил Хадаев. И ему говорят: посмотри, вот имя твоего прадедушки.
А потом у них была поездка на велосипедах в Польшу, и там они посещали мемориальный комплекс, когда ребёнок подрос. Вот на семье другого человека пример. Может, я как-то помог создать атмосферу, сначала для самой девочки, а потом она стала матерью.
Вот так нам надо действовать, и, конечно, здесь нет плавной линии, по которой всё пойдёт по нарастающей: гражданские чувства, ощущение сопричастности. Могут быть откаты, какие-то пробуксовки. Не надо этого пугаться. Жизненное полотно очень богато разными красками и узорами, и поэтому какие-то грубые швы от точки до точки не помогут: «Слушай, я буду рассказывать» — а человек в это время хочет на прогулку со своими друзьями.
Значит, отведи своё стремление. Переформатируй. Понятно, что это хочется делать к датам, но если это будет только по календарным причинам делаться, это может порваться.
Не значит, что нужно каждый день что-то делать, но тема так или иначе должна присутствовать в жизни, и она к датам актуализируется, а не раздувается.
Потому что когда нет основы, тогда идёт накачивание насосом этого состояния. Это касается не только данной темы...
Читайте по теме: Сила народная: как «Бессмертный полк» остановит новую холодную войну
Семён Гринберг
Обсуждение (8)
Просто сказать им, что война это очень плохо, страшно и больно. На войне в первую очередь страдают дети, которые никому не сделали ничего плохого
Страна до сих пор держится на патриотизме, привитом в годы СССР. Как это делать, прекрасно понимали раньше. Берите и перенимайте опыт, и не надо изобретать новый велосипед - он будет хуже и корявее старого. Чего стоят только новые "игровые" и "приключенческие" сериалы о войне - смотреть невозможно. Что тут ещё нужно понимать?
Простым людям Патриотизм прививать не надо, лучше расскажите про это депутатам и чиновникам, недвижимость, дети за рубежом, это разве патриотично?
Не показывать детям большинство фильмов про войну снятых в постсоветское время, в том числе фильмы "Девятая рота", "Сталинград", "Девятаев"
Такие "инструкции" по воспитанию патриотизма и ознакомлением определенных событий пишут для инопланетян, которые НИЧЕГО не знают из истории страны. Так если такие есть среди общества, то они и инструкции подобные не читают. Удивляюсь, что сейчас, чтобы рассказать о войне, надо создавать атмосферу. У нас дети без этого знают, что прадедушки и прабабушка воевали, что у них есть награды. Это воспитывается постепенно, и не только по праздникам. И никаких нарядов не одеваем. Автор выступает в роли наставника для беспамятных? И как раньше обходились без проповедников?
Пример. Мультфильм для детей о Великой Отечественной Войне, о настоящих героях, о том как мальчик и девочка помогли советским десантникам зайти в бухту.. ЛЕГЕНДА О СТАРОМ МАЯКЕ (1976) Режиссёр: Витольд Бордзиловский
Найдите и дайте детям прочитать замечательную книгу Владимира Санина "Когда я был мальчишкой". Я с детства её перечитывал не раз. О тыле в годе войны и о последних месяцах войны, боях в Германии и Чехии глазами подростка-допризывника, которому хотелось повоевать. Очень рекомендую. Есть бесплатно в сети.
Не знаю, как всё это было,
Война страшнее, чем рассказ.
Я деда не боготворила,
Он был привычен среди нас.
Возился с пчёлами и печку
На утро в кухне разжигал,
Обрезку делал и крылечко
Всегда в порядке содержал.
На нём сидел он вечерами
И руки к сердцу прижимал.
Он иногда возился с нами,
Награды поносить давал.
Смотрел на них с глубокой грустью,
А мы, надевши ордена,
Мотались в них по захолустью,
Задворкам, будто шла война.
Героями себя считая,
Крушили заросль лопухов,
Напором яростным сметая
Ряды мифических врагов.
Где ордена те, где медали…
В душе оставлен горький след.
Ведь мы не ведали, не знали
Про жуть войны. А деда нет…