Как только рестораны быстрого питания McDonald’s, KFC и Pizza Hut объявили о своём решении уйти с российского рынка, начался настоящий ажиотаж. Возле заведений образовались толпы гамбургерных фанатов, а пользователи соцсетей поголовно разразились скорбными постами в стиле «как же жить без любимой картошки». Успокаивают, как ни странно, крымчане: на полуострове эту «проблему» безболезненно решили ещё 8 лет назад, причём своими силами.
Гуд бай, гамбургер?
Вначале о временном закрытии своих кафе объявил McDonald’s. Это 850 заведений и 62 тысячи рабочих мест. Руководство компании не смогло сказать, когда точки общепита снова заработают, но пообещало платить зарплату своим сотрудникам, пишет «Коммерсант».
Вслед за McDonald’s о закрытии собственных ресторанов объявил владелец брендов KFC и Pizza Hut — Yum! Brands. Компания сообщила о закрытии 70 собственных ресторанов в России.
«По данным Euromonitor International, по итогам 2019 года McDonald’s занимал 9,3% российского ресторанного рынка, 5,9% было у KFC, а 5,8% — у Burger King. Для сравнения: ближайший российский конкурент Dodo Pizza имел долю 1,6% рынка, на пятом месте с долей 1,2% была сеть Black Star Burger», — приводит данные «Коммерсант».
Переполошившихся любителей фастфуда поспешили утешить: место однозначно пустым не останется, даже если компании действительно уйдут с рынка. Но на самом деле решение ещё окончательно не принято: сети пока просто заявили о приостановке работы, подчеркнул в комментарии ForPost руководитель Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«Российский сегмент (McDonald’s — Прим.) работал по франшизе, инвестиции шли со стороны российских собственников. Поэтому ещё вопрос, уйдёт ли окончательно McDonald’s с нашего рынка», — обратил внимание собеседник ForPost.
Если же сети ресторанов окончательно покинут Россию, на их месте появятся новые аналогичные заведения, отечественные или сетевые, из тех государств, которые готовы работать на российском рынке, считает аналитик.
С другой стороны, напомнил Андрей Карпов, определённые продукты в McDonald`s были запатентованы. Поэтому продолжить работу, используя их рецептуру и изменив несколько букв в названии заведения, как допускают некоторые специалисты, не получится. Не удастся использовать и идентичную технологию приготовления продукции — большая часть её вместе с названиями также имеет правообладателя.
«McDonald`s был пионером фастфуда в России. Однако отечественные предприниматели могут предложить свои варианты, пусть немного другие, но достойные. Открыть свои точки по всей стране, в том числе и в Крыму», — подчеркнул Андрей Карпов.
Можно своё и вкуснее
Крым в этом плане уже 8 лет увлечённо нарабатывает собственный опыт. После вхождения в состав РФ и последовавшего «веера» санкций, полуостров остался в том числе и без McDonald’s. Однако на «свято место» довольно быстро нашлись свои заведения быстрого питания: поклонники гамбургеров и картошки фри даже не успели соскучиться по любимым блюдам, а местные предприниматели отлично справились без помощи крупных российских сетевых фастфудов, так и не рискнувших зайти в подсанкционный регион.
Местные сети фастфуда предлагают посетителям похожее меню, но при этом могут позволить себе делать ставку на качество, разнообразие и натуральные ингредиенты. Об этом ForPost рассказал Сергей, представитель севастопольской сети быстрого питания «#СУПЕРТЯЖ», которая работает на полуострове с 2018 года.
«Мы решили не пересекаться с мировыми сетями и не копировать какие-то рестораны с мировым именем, а развивать своё имя и свой продукт, понятный нашему потребителю. Например, шаурму. Работаем с локальными поставщиками и продуктами, вместо замороженных котлет используем свежее мясо, жарим его на гриле и подаём в рубленом виде. Сначала гости не понимали, и было много вопросов по поводу технологии приготовления. Но сегодня нас уже знают и выбирают», — поделился наш собеседник.
Местные сети фастфуда изобрели достойную замену американской «классике».
По словам представителя сети, у местных заведений, в том числе и у его сети есть масса преимуществ, которые клиенты за годы без «макдональдса» успели оценить. Например, принцип «открытой кухни», который внедряют многие заведения. По словам Сергея, это позволяет гостям наблюдать за процессом приготовления еды.
«Мы по собственному опыту можем сказать, что возможно всё. Расширяться планируем, но постепенно, чтобы контролировать качество продукции», — делится планами севастопольский предприниматель.
Вместе с тем, как уже писал ForPost, намного сложнее замены продуктов россиянам будет даваться изменение привычного ритма жизни, в котором каждому «макдаку» и «старбаксу» было отведено своё немаловажное место. По словам культуролога Виталия Куренного, это исчезновение «банальных вещей» в текущей непростой ситуации стало дополнительным стрессовым фактором. И избавиться от тоски по «Макдональдсу» будет нелегко, поскольку сеть ресторанов давно стала «центром притяжения молодёжной субкультуры».
К слову, по данным аналитиков NPD Group, доля фастфуда на ресторанном рынке России ещё в 2021 году достигла 58%, что соответствует уровню Китая, США и Канады. Как сообщали в Росстате, по итогам 2021 года оборот ресторанного рынка в стране вырос на 23,5%, до 1,87 триллиона рублей.
Марина Байдукова
Фото: севастопольская сеть быстрого питания «#СУПЕРТЯЖ»
Обсуждение (10)
Шаверма наше настоящее
Есть идея скупать квартиры с балконом на первом этаже,что-бы продавщицы в мини юбках прям с балкона продавали этот фак-фууд всем этим дебилам готовым его жрать.Так что-бы их лица были на уровне ее коленок.Для этого контингента так будет даже круче. Это-ж какими врагами собственного здоровья нужно быть,что-бы опечалиться их уходом?
Возраждайте забытые пельменные, чебуречные. Это все наше родное и привычное.
Поддерживаю! Национального колорита не хватает катастрофически(( А у нас между прочим, столько интересного хотя бы в тех же национальных кухнях! Неужели это так и останется на уровне дорогущих ресторанов и никак нельзя адаптировать под широкого потребителя(((
... чой-то сегодня какой-то вселенский плач по фастфуду - две или три публикации на эту тему.
Интересно, а такая, вроде бы вечная, традиция насчет того, чтобы любая женщина банально умела сварить борщ и нажарить картошки с котлетами уже не действует? Что, теперь фастфуд и доставка - наше все?
Если жалко всего этого импортного/заграничного, то вспомните три немецкие "К" - Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, кирха) или то, что даже взбалмошные француженки ОБЯЗАНЫ УМЕТЬ сделать ИЗ НИЧЕГО шляпку, салат и... семейный скандал...
О, Господи! Ребята, мы чо, уже картошку пожарить не сможем да котлету в булку засунуть и кетчупом полить? Тоже мне плач Ярославны по вредной еде. Я вообще предпочитаю национальные кухни чередовать.
Можно подумать, в Москве или Питере нет ничего подобного. Конечно, это не так. Есть и сендвичи повкуснее, и картошка посолонее.
Но сейчас праздник у всевозможных грузинских и тюрских ресторанчиков. В них бум покупателей
Можно подумать кто-то против! ГУДБАЙ, АМЕРИКА
Ура!!!
Умер Биг Мак а кто то скучать будет по язве желудка прободной?