На прошлой неделе ForPost опубликовал статью «Школьная травля: как это было в одной севастопольской гимназии», посвящённую проблеме буллинга в современной школе на примере свежих инцидентов в одной из севастопольских гимназий.
Если совсем коротко, то в тексте упоминался случай, когда ученик 9-го класса распылил газовый перцовый баллончик в лицо шестикласснице, а также инцидент в туалете гимназии — где трое учеников склонили ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к сексуальным действиям, снимая весь процесс на смартфоны.
Публикация вызвала бурную реакцию со стороны севастопольцев, в первую очередь родителей нынешних школьников, о чём можно почитать в комментариях под статьёй и социальных сетях, где был перепечатан этот текст.
Чтобы понять, как подобные ситуации решают чиновники в сфере образования, ForPost направил запросы профильному вице-губернатору Севастополя Игорю Михееву и главе городского департамента образования и науки Максиму Кривоносу.
Первым пришёл ответ из образовательного ведомства.
Жизнь в утопии?
Пожалуй, самый яркий ответ департамента образования и науки касается ситуации с фиксацией фактов травли в севастопольских школах за последние три года.
«За период с 2021 года по настоящее время установленных фактов травли (буллинга) в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования и науки г. Севастополя, по результатам проведённых служебных проверок не выявлено», — подчёркивается в письме.
Дело может быть в формулировках — что чиновники понимают под словом «травля»? Ведется ли вообще учет подобных инцидентов? Можно ли ставить знак равенства между «не выявлено» и «нет»?
Интересно, что об этом думают родители современных севастопольских гимназистов и школьников? Если кто-то хочет поделиться с ForPost случаями травли в отношении их детей за последние три года, просим писать на электронную почту ddrrroo@yandex.ru.
На вопросы касательно инцидентов в севастопольской гимназии в ведомстве ответили, что по указанным в публикации сведениям проходит проверка со стороны правоохранительных органов.
«Также результаты внутренней служебной проверки и проверки, проведённой департаментом образования и науки г. Севастополя, были переданы в соответствующие правоохранительные органы. После окончания проверки о результатах будут проинформированы все заинтересованные лица. В настоящий момент в соответствии со ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ информация о ходе проверки не может быть предоставлена в ваш адрес», — сообщили в департаменте.
При этом в ведомстве отметили, что изложенная в нашей публикации информация носит «искажённый и субъективный характер (мнение автора статьи) в отношении двух имевших место быть конфликтных ситуаций».
Также департамент образования и науки г. Севастополя считает некорректным публикацию такого рода информации до окончания проверочных мероприятий.
«В целях публикации проверенной информации вашей редакцией в отношении подведомственных департаменту образования и науки города Севастополя учреждений рекомендуем уточнять объективность полученной вами информации непосредственно в департаменте образования и науки г. Севастополя, чтобы не допускать обнародование искажённых и непроверенных сведений», — добавили в ведомстве, не уточнив, в чём конкретно информация была искажена.
Напомним: при подготовке публикации ForPost получил письменные ответы на вопросы от руководства гимназии, комментарии представителей родительского комитета школы, детского омбудсмена Марины Песчанской и представителя силовых структур.
Касательно наказания виновных в инцидентах — ответа нет.
Впечатляющая профилактическая деятельность
Касательно профилактики травли в школе ответ департамента оказался куда более развёрнутым.
По данным ведомства, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 29 августа 2019 года образовательным учреждениям поручено обеспечить оперативное реагирование и вмешательство педагогических работников в ситуации, в которых несовершеннолетние подвергаются издевательствам, травле, психологическому насилию со стороны сверстников, своевременную передачу информации в правоохранительные органы.
«Для контроля и предупреждения конфликтных ситуаций и проявления буллинга ведутся и создаются базы данных обучающихся „группы риска”, оформляются и обновляются стенды школ по проблеме психологического насилия, травле», — подчёркивается в ответе.
Стенды, конечно, важны, но насколько они эффективны — вопрос.
«В школах ежегодно проводится диагностика обучающихся тестами: „Социометрия”, „Наша группа”, „Самооценка”, „Диагностика толерантности у учащихся”, „Методика самооценки психических состояний”, — целью которой является определение межличностных отношений, определение статуса в классе, уровня тревожности, самооценки», — утверждают чиновники от образования.
А вот тестирование — это точно хорошо. Но здесь очень много зависит от конкретных специалистов на местах.
Вопрос о жестоком обращении с детьми, правовой ответственности за жестокое обращение, вопрос о налаживании взаимоотношений с ребёнком, тема детской психологии также рассматриваются на общешкольных родительских собраниях.
Также департамент образования и науки рапортует о неимоверном количестве проводимых классных часов и бесед на темы: «Буллинг — это», «Профилактика буллинга в сети Интернет», «Я не дам себя обижать», «Как научиться жить без драки», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Как не стать жертвой буллинга» и так далее и тому подобное.
«Проводятся мероприятия по раннему выявлению склонностей к девиантному поведению (отклонению от устоявшихся общественных норм) со стороны обучающихся в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования и науки г. Севастополя, для организации профилактической и коррекционной работы с педагогами-психологами и социальными педагогами после получения согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц», — сообщили в образовательном ведомстве.
После получения согласия составляется и утверждается индивидуальный план профилактической и коррекционной работы с конкретным несовершеннолетним лицом исходя из его индивидуальных особенностей.
Интересно, проводилась ли подобная работа с «героями» публикации о травле в севастопольской гимназии? Если да, тогда у системы явный сбой. А если нет – как тогда это назвать?
Глеб Вадатурский