План восстановления российской экономики от последствий пандемии включает, в том числе, замещение импорта одежды.
Стратеги убеждены, что это подтолкнёт лёгкую промышленность в стране к активному развитию.
Пока не объявлены способы решения этой задачи.
Проще всего повысить таможенные пошлины на ввоз заграничных предметов гардероба.
Эксперты считают, что импортозамещение в этой отрасли — путь утопический. Это связано, прежде всего, с мировой тенденцией падения спроса на одежду в условиях пандемии.
Кроме того, возрождение швейного производства в России невозможно без поддержки малого бизнеса, которому нужно инвестировать в покупку зарубежного оборудования и выстраивать особенную стратегию продаж.
Доцент кафедры маркетинга РАНХиГС Галина Кузнецова считает, что сейчас абсолютно новые рыночные тенденции и международная кооперация велика как никогда.
«Делать ставку на то, чтобы повышать пошлины на импорт, когда людям и так трудно жить, — это даст удорожание абсолютно всего, потому что мы зависим от импорта. Думать о том, что я всё у себя буду производить — недальновидно», — сказала ForPost Кузнецова.
Читайте также: Почему Россия может выиграть от мирового кризиса
Полотно и строчка
Речь идёт о том, чтобы производить конечный продукт в глобальной цепочке стоимости, которая создаётся по всему миру.
Ткани Россия, скорее всего, производить не сможет, потому что это очень дорого, соревноваться с другими странами здесь мы не сможем.
«Единственная ниша — российский лён, но на него очень низкий спрос, и он дорогой. Получается, что остаются синтетические ткани, и здесь конкурировать с Азией достаточно трудно», — объясняет эксперт.
Предположим, мы решаем, что можем производить одежду из импортных компонентов, выбирая наиболее дешёвое полотно из Китая, Вьетнама, Бангладеш или Пакистана, рассуждает эксперт.
Остаётся пошив, продолжает Галина Кузнецова. У нас традиционно неплохое качество работы, ещё с советских времён заложены хорошие лекала, ГОСТы и культура производства.
«Но проблема в старом оборудовании. Опять получается: чтобы сделать что-то конкурентоспособное, надо покупать импортное оборудование, потому что у нас не развито производство оборудования по пошиву из кожи или тканей», — делает она вывод.
Ещё одна тенденция — роботизация текстильной швейной промышленности.
Где брать инвестиции?
Государство никогда не будет вкладывать в текстильную или швейную промышленность — это дело частное.
«Я без энтузиазма отношусь к теме импортозамещения и с большим уважением — к теме поддержки частного малого бизнеса. Государство не может всё абсолютно контролировать, тем более производство рубашек, ботинок — это дело частника», — высказала своё мнение Галина Кузнецова.
Эксперт считает, что в неблагоприятной среде экономического кризиса должны быть понижены кредитные ставки, облегчены условия.
Нужно дать предпринимателям возможность спокойно развиваться. Люди сами купят оборудование и найдут сотрудников, особенно в малых городах.
Читайте также: Правительство России решило спасти букмекерскую контору во время кризиса
Кузнецова подчёркивает, что усилия производителей в большей степени должны быть направлены не на производство, а на привлечение покупателя.
Рынок изменился, и нужно выстроить новую маркетинговую стратегию, чтобы завоевать своего клиента, по старинке работать не получится.
Покупатель капризный, он может легко найти и купить похожий товар со всего мира, напоминает эксперт. Почему он должен предпочесть отечественные джинсы или костюмы?
«Если я открываю швейное производство, я должна понимать, что я конкурирую со всем миром», — добавляет она.
Все в стоках и секонд-хэнде
Есть очень важные вещи, в которых Россия не лидер на мировом рынке и которые надо учитывать, когда мы проводим экономическую политику, считает Галина Кузнецова.
Сейчас происходят глобальные изменения потребительского спроса.
Сдвиг в сторону электронных продаж, отказ большей части потребителей от брендовой одежды и переход на удобную и универсальную.
Спрос на одежду в период хронических карантинов и «удалёнки» снижается. Кроме того, во всём мире у производителей падают доходы, а конкуренция обостряется.
Одна из новых общемировых привычек — походы за покупками в стоки и секонд-хэнды.
«У молодёжи «секонд-хэнд» имеет большую популярность, и в этом нет оскорбительного — это тенденция потребления. Тем более сейчас. Если в старые времена пальто носили пять лет, то сейчас за один сезон человек может носить несколько видов курток и пальто», — уверяет собеседница.
Очень распространённой становится тема проката вещей — «я не владею, но пользуюсь», отмечает специалист по маркетингу.
Активно развивается рынок проката одежды — от вечерних костюмов до спортивного снаряжения для горнолыжного спорта и так далее.
Егор Самойлов
Обсуждение (7)
У нам почему то не могут даже трусы, майки и футболки шить, не говоря о верхней одежде.
В Севастополе непло шила мужские костюмы фабрика Нины Ониловой.Но распалась на несколько частей и не выдерживает конкуренции,да и с материалами проблема.
Все могут,но....не дают!На словах одно,а на деле другое.Мы можем шить и джинсы и кожаные куртки,но кое-кому выгодно облагать те же станки(машинки) бешеной пошлиной,туда же налоги и все остальное...Кому-то в верхах выгоднее купить в Турции дерьма ,да продать на 5-м.....
Вопрос стоит не так: готовы ли все наши высокие руководители перестать одеваться в импорт, и создать условия для организации своего производства? Вот когда мы на них перестанем видеть заграничные шмотки - тогда и про нас поговорим...
to Laspie:
Подпишусь под Вашими словами.
to Serggio:
а также перестать получать импортное лечение, отдых и образование(отпрыскам). пусть импортозамещаются во всём.
Смотря какие россияне...Ежели те что внизу обитают,то кроме той что с турецких подвалов и носить больше нечего,потому как качаственное не доступно.)))
То, есть дело идет к тому, что надо покупать швейную машинку, нитки, иголки и начинать себе обшивать самого себя...