В Крыму ежегодно происходит чуть больше 200 аварий с участием мототранспорта. При этом на каждые полтора десятка случаев приходится одно ДТП, в котором за рулём двухколёсного «коня» оказывается подросток. Не зная страха и осторожности, малолетние гонщики пугают своим стилем вождения автомобилистов и пешеходов — и порой становятся жертвами своего лихачества. Особенно проблема даёт знать о себе летом, когда школьники из-за парт пересаживаются на скутеры и мотоциклы.
Что подталкивает детей к опасной езде и как можно остановить тревожную тенденцию? В этом попытался разобраться корреспондент ForPost.
Юные камикадзе
Мотосезон начался — и, к сожалению, день ото дня примеров неадекватного поведения крымских подростков на дорогах становится всё больше. Недавно с ним столкнулась и жительница Симферополя Нина. В беседе с ForPost женщина призналась, что один вид несовершеннолетнего мопедиста на проезжей части вызывает у неё напряжение.
«Они непредсказуемы. Не знаешь, что они вытворят в следующую секунду и как это повлияет на дорожное движение. Недавно видели на дороге прямо перед собой, как группа подростков на нескольких мопедах выехала из двора на одной стороне дороги и рванула через всю проезжую часть — это четыре полосы, двойная сплошная и час пик! Они чудом не попали под машины», — поделилась крымчанка.
Этот случай далеко не единичен. В апреле ForPost рассказывал, как за одну неделю правоохранители поймали на местных дорогах трёх малолетних лихачей. Один из них решил не уступать дорогу автомобилю на перекрёстке, другой уехал кататься на мотоцикле без разрешения родителей, а третий и вовсе устроил пьяные догонялки, пытаясь скрыться от сотрудников ГИБДД. К счастью, во всех инцидентах обошлось без серьёзных последствий.
Но проблема в том, что за рулём дети представляют опасность не только для самих себя, но и для окружающих. Опытные водители всегда становятся предельно аккуратными, если замечают рядом с собой такого ездока.
«Не люблю подростков на мопедах, пытаюсь держаться от них подальше на дорогах. Дети не следят за другими машинами, не знают правил, лихачат, выпендриваются друг перед другом. Такому не место на дорогах, это часто очень плохо заканчивается. Не хочется из-за встречи с такими дураками сесть за решётку», — заметил в беседе с изданием автомобилист Евгений.

Лихачество подростков на дорогах весьма печально отражается в официальной статистике. Согласно данным за последние три года, которыми с ForPost поделились в Министерстве внутренних дел Республики Крым, каждый год в регионе происходит не менее 200 ДТП с участием мототранспорта, при этом до 10% всех происшествий было с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. За три года в подобных авариях пострадало 49 крымских юношей и девушек, а ещё три подростка погибли.
Доступность или гормоны?
Что же заставляет подростков садиться за руль и подвергать свою жизнь опасности?
Ключом к проблеме является доступность и относительная дешевизна мотоциклов и мопедов, уверен президент Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта Крыма Сергей Любимов. В среднем, чтобы купить опасную игрушку, нужно от 30 до 130 тысяч рублей.
«Если в свободной продаже есть мототранспорт, который даже не нужно регистрировать в ГИБДД, то найдётся и молодёжь, которая будет на нём кататься. Купить подобный мотоцикл можно где угодно: на рынке, в бутике, да даже на маркетплейсе. А покупают такое ребёнку несознательные родители», — заметил специалист.
Оказывается, далеко не все двухколёсные средства передвижения с мотором расцениваются российским законодательством как полноценный транспорт. Например, популярные у подростков питбайки считаются спортивным инвентарём, использовать который можно только на закрытых трассах и спортивных площадках. Передвигаться на питбайках по дорогам общего пользования строго запрещено, ведь у них отсутствуют фары, указатели поворота, зеркала заднего вида и нет места для номерного знака.
Но юным авантюристам это не мешает.
«В нашу Федерацию регулярно поступают жалобы из разных ведомств на то, что неизвестные питбайкеры нарушают ПДД. И хотя мы не несём ответственность за тысячи людей, которые просто заводят себе мотоцикл и катаются, мне приходится писать ответы. В то же время люди, которые стоят на учёте в Федерации, прекрасно понимают все зоны своей ответственности и правил придерживаются», — рассказал Сергей Любимов.

Немного иначе на причины подросткового дорожного лихачества смотрит кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Таврической Академии КФУ им. В.И. Вернадского Юлия Медведева. В беседе с ForPost специалист отметила, что молодые люди могут прибегать к опасному вождению по разным причинам. Например, одной из них является свойственная для подросткового возраста «иллюзия неуязвимости» — неумение рационально оценивать опасность и уровень собственных навыков.
«Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль и оценку рисков, формируется к 20 годам, поэтому подросткам более свойственно рисковое поведение (превышение скорости, агрессивное вождение). Они не способны к сложной координации движений и многозадачным решениям на дороге», — пояснила Юлия Медведева.
Большое влияние на молодёжь оказывает и поведение сверстников. Так, если в социальных сетях молодой человек наблюдает за безрассудством других подростков, то он может решиться повторить опасный трюк. При этом наличие сторонних наблюдателей, особенно своего возраста, ещё скорее подтолкнёт ребёнка к рискованной выходке, отмечает психолог.
Причиной опасного вождения может стать и чрезмерная эмоциональность, которая свойственна подросткам. В состоянии эмоционального возбуждения, гнева или стресса тинейджеры в поисках адреналина используют агрессивное вождение.
Нужны ограничения
Сейчас с опасным явлением в России борются в основном с помощью штрафов. Как рассказали ForPost в пресс-службе республиканского МВД, малолетних лихачей и их родителей привлекают к административной ответственности по нескольким статьям. Среди самых распространённых —ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, управление каким-либо транспортом без надлежащего права, передача управления лицу без прав, а также отсутствие у водителя шлема.

Однако бороться с правонарушениями, которые совершают подростки на мототранспорте, можно и иначе, уверена Юлия Медведева. Так, по словам психолога, в стране могли бы повысить возрастной ценз для управления мотоциклами с учётом психофизиологических особенностей подростков или обязать их при получении водительского удостоверения проходить тренинги по управлению эмоциями при вождении транспортных средств, а также ограничить езду в группах для подростков-мотоциклистов.
«Разъяснительная постоянная работа должна проводиться и с родителями, которые иногда будто сами не доиграли в детстве и инфантильно относятся к покупке таких “игрушек” своим чадам», — подытожила собеседница издания.
Напомним, далеко не всегда детские шалости на дороге заканчиваются безобидно. Как рассказывал ForPost, в июле 2023 года пренебрежение банальными правилами безопасности привело к гибели двух 15-летних подростков. Школьники ехали по ночной трассе без включённых фар, и водитель внедорожника, который решил пойти на обгон, попросту не увидел их в темноте.
Елена Фокина
Фото: прокуратура Республики Крым|Telegram, скриншот|wildberries.ru, ForPost
Обсуждение (1)
Родители юных мотоциклистов- подумайте!