Открытие Матросского бульвара стало одним из немногих больших событий, обрадовавших севастопольцев в непростом 2020 году.
Это событие было особенным по многим причинам. Это и по-прежнему единичный пример масштабного меценатства, и беспрецедентное противодействие экс-губернатора города, и единение севастопольцев (это, впрочем, не уникально), отстаивающих право города на подарок.
На Матросский бульвар вернулись мраморные львы и золотые рыбки, помолодел «Мальчик с корабликом», похорошел открытый кинотеатр и воскресла беседка в мавританском стиле. Появилось и новое: замечательная сосновая аллея на опорах, детская площадка и карта-памятник, посвященная победе брига «Меркурий».
Ещё одно новое – причём не запланированное, а рождённое уже в процессе реконструкции – монохромное граффити «Матросский бульвар», элегантно вписавшее торцевую стену правительства в образ нового прогулочного пространства.
Картина, перенесённая на торцевую стену правительства Севастополя, изображает Матросский бульвар периода конца 50-х годов ХХ века.
Её оригинал – линогравюра Николая Таирова «Матросский бульвар» – хранится в запасниках Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого.
Как рассказала старший научный сотрудник художественного музея Татьяна Сайгушкина, эта линогравюра принадлежит к серии «Севастополь», которая создавалась автором не один год.
«Работа не датирована, но создана не позднее 1964 года, когда она поступила в собрание Севастопольской картинной галереи из Украинской дирекции выставок в Киеве», - рассказала она.
О том, планируется ли выставлять линогравюру «Матросский бульвар», сегодня говорить не приходится – уже третий год из-за сорванного капремонта севастопольцам остаются недоступны картины даже постоянных экспозиций музея.
О художнике.
График, живописец и книжный иллюстратор Николай Христофорович Таиров родился в 1916 году в Российской империи недалеко от Еревана, в городе Александрополе (с 1924 – Ленинакан, с 1991 - Гюмри).
В 1938-1942 годах учился на графическом факультете Тбилисской Академии художеств. Участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал Крым в составе 51-й армии.
После войны остался в Симферополе и работал художником в Доме офицеров, преподавал в Симферопольском художественном училище им. Н.С. Самокиша. С 1950 года работал в Товариществе «Крымхудожник» в мастерских художественного фонда. В 1970-е годы занимал должность председателя художественного совета КХПК (Крымский художественно-производственный комбинат) художественного фонда УССР.
Значительная часть творчества посвящена книжной иллюстрации, художник много сотрудничал с «Крымиздатом». Старшее поколение помнит обложки, заставки и шрифты оформленных художником книг «Человек с луны» А.А. Чумаченко (1952 г.), «Зеленая рыбка» С.В. Сахарнова (1958 г.), «Доктор Айболит» К.И. Чуковского (1957 г.), «Мурка-Бурка» И. Франко (1955 г.).
Справочная информация и фото линогравюры предоставлены Севастопольским художественным музеем им. М.П. Крошицкого.
Обсуждение (6)
Линогравюра и панно на стене отзеркалены. Где истина?
И вроде бы раньше (в 50-е) лестница на верху тоже раздваивалась и там была клумба.
Гуляли вчера, очень понравилось. Сделано на высочайшем уровне. Гранит и мрамор. Так должно все делаться в Севастополе. Он заслужил. Что значит, наши, свои делали, любо дорого! И как туристы из Удмуртии мешали, вспомните, эпопея. Да не шмогли, убыли. Вот и славно.
to Александр3:
Нужно будет посмотреть по надписи на памятнике (тут на фотографиях правда не разобрать).
Душевно получилось.
to Александр3:
to Galaxe:
Это-же линогравюра. Николай Таиров резал, как видел, т.е. делал не штамп, а печать, поэтому на бумажном штампе получилось зеркало. Лоханулся художник.
Это можно определить по галере - сравните с фотографиями памятника. У оригинала таран (нос), при расположения наблюдателя на лестнице, смотрит в противоположную, памятнику Нахимову, сторону, а на картине наоборот. Т.е. на стенке правильно нарисовано.
Это потому что на фронтальную камеру снимали)))