Сегодня в северной столице страны открывается Петербургский международный экономический форум - мероприятие солидное, престижное и, не побоимся этого слова, помпезное.
Участие в нем будет принимать и делегация Севастополя во главе с губернатором. Одна из главных тем нынешнего форума - «Создавая экономику доверия».
«Мы показываем Западу наши слабые точки»
Это звучит несколько неожиданно: для большинства из нас доверие - категория отнюдь не экономическая. А вот Никита Кричевский - доктор экономических наук, публицист, специалист в области финансов, риск-менеджмента и государственного управления экономикой - говорить о доверии применительно к экономике начал еще несколько лет назад. С ним мы и решили побеседовать накануне открытия ПМЭФ.
И первый вопрос - рад ли Никита Александрович, что его услышали, и считает ли он, что услышали его правильно?
- Я не считаю, что меня услышали. И пока, судя по всему, никто слышать не собирается, - развеял иллюзии собеседник. - Слоган, лозунг – это еще не программа действий. Питерский форум станет очередной мегатусовкой, крупнейшим экономическим мероприятием в России, по итогам которого будет объявлено о заключении протоколов о намерениях и контрактов на триллионы рублей.
Но никакого движения к восстановлению доверия не произойдет, потому что восстановление доверия – это прежде всего восстановление социальной справедливости.
- Под это определение можно подвести очень многое. Что вы имеете в виду под социальной справедливостью?
- В первую очередь - создание условий для свободной реализации любого гражданина через максимально свободный доступ к получению образования и медицинских услуг.
Во-вторых, перераспределение национальных богатств и национального дохода в пользу большинства. А это – и прогрессивный подоходный налог, и восстановление налога на наследование и дарение, и деофшоризация экономики.
В-третьих, создание условий для максимально свободной горизонтальной кооперации между гражданами: волонтерства, благотворительных организаций, а также взаимосвязей коммерческих. То есть создание условий для свободного ведения бизнеса без каких-либо препятствий со стороны как власти, так и внешних факторов.
- И как всех этих прекрасных целей добиться?
- Необходим пересмотр законодательства. У нас принято кивать на неэффективные и несправедливые суды. Но суды – это следствие несоблюдения законов, а они в России, так исторически сложилось, создаются рамочно и не предусматривают каких-то конкретных механизмов для соблюдения правил игры. Поэтому сегодня в России в полной мере подтверждается старинная пословица «Закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло».
И если коммерсанты позволяют себе действовать оппортунистически, то есть в угоду своим личным интересам и в ущерб достигнутым договоренностям, то это не проблема их воспитания, а недостаточная проработанность законодательства, которое позволяет им идти на поводу собственной алчности.
Пересмотр действующего законодательства – долгий поступательный процесс. Но этим можно заниматься и при действующем составе Государственной Думы – никаких проблем я тут не вижу. Проблема не в депутатах, а в экспертном сообществе.
- А какие изменения на уровне законодательства нам необходимы в первую очередь?
- Изменения нужны во всех сферах, от пенсионного страхования до государственных инвестиций в экономику. Последний пример – это закон о соблюдении санкций гражданами и предприятиями Российской Федерации. Он как раз продолжает традицию рамочных законов, не предполагающих какой-то конкретики. Теоретически под его действие может попасть любой гражданин Российской Федерации, включая и нас с вами. Этим законом мы показываем Западу, где наши болевые точки, и тем самым провоцируем его на усиление давления именно в этих точках.
Главное - не молчать
Сформулированные им задачи Кричевский признает крайне сложными - вряд ли российская власть в полной мере осознает, «насколько глубоки преобразования, которые необходимы стране».
Однако до ее решения говорить о восстановлении доверия между властью и бизнесом преждевременно. И вряд ли нас может успокоить тот факт, что особого доверия между ними не было и раньше - в том числе и потому, что ждать притока инвестиций в таких условиях сложно. Ситуация с ними очевидно непростая, и на этом фоне вдвойне удивительными кажутся позиции России в рейтинге Doing Business Всемирного банка. За шесть последних лет наша страна переместилась со 124-й на 35-ю позицию - такой чудесной динамики больше не демонстрировал никто никогда.
Никите Кричевскому, впрочем, этот прорыв не кажется ни удивительным, ни безусловно позитивным.
- Рейтинг Всемирного банка – трафаретка, набор показателей, которые применяются к абсолютно любой экономике. Один из них – создание максимально свободных условий для внешнеэкономической деятельности, как для импорта, так и для экспорта. Но США, например, сейчас ужесточают экспортно-импортные операции, причем самыми разными способами. Они действуют в интересах своей экономики, а не руководствуются рейтингами Всемирного банка или каких-то других организаций.
Еще один пример – получение кредитов. Чем проще их получить, тем лучше позиции страны в этом рейтинге. Иными словами, если мы начнем раздавать деньги направо и налево, мы моментально станем по этому показателю первыми. Но насколько это хорошо для внутренней экономики, для устойчивости финансовой системы? Ведь получение кредитов должно быть связано с предоставлением обеспечения и работоспособностью организации вообще!
- Тем не менее есть регионы, которым удается добиваться вполне приличных результатов в плане привлечения инвестиций. Новые данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Агентство стратегических инициатив обещает презентовать как раз на Петербургском экономическом форуме. Чем вы объясняете успех передовиков?
- Успех объясняется эффективностью работы региональных администраций, больше ничем. Там, где региональная администрация достаточно плотно работает с конкретными инвесторами, эти процессы идут более активно и интенсивно. В предыдущие годы такими примерами были по развитию промышленности - Калужская область, по сельскому хозяйству – Воронежская. Руководство этих территорий методично занималось привлечением инвесторов, максимально содействовало разрешению спорных вопросов и устранению проволочек. И в итоге получило заслуженно высокие результаты и признание со стороны федеральной власти.
А в некоторых регионах ситуация обратная: на первый план выходят местечковые, а часто и коррупционные интересы руководства. В качестве такого примера могу привести Ивановскую область, где в прошлые годы активно продвигался проект по созданию полиэфирного комплекса.
Я об этом говорил, и в том числе после моей публикации бывшего губернатора Ивановской области Павла Конькова сняли с должности, потому что проект очевидно был направлен на удовлетворение его личных интересов, не совпадающих с интересами страны в целом.
- А с ситуацией в Севастополе вы знакомы?
- Я не стал бы делать сейчас каких-то скоропалительных выводов по поводу развития ситуации в Севастополе, потому что не в русском характере прийти и навести порядок за одну ночь или несколько дней. Мы долго запрягаем, но едем после этого быстро. И я не исключаю, что в этом новом для современной России регионе порядок в конце концов будет наведен.
Но здесь нельзя говорить только о каких-то экономических факторах и причинах - очень важны и политические обстоятельства. Во главу угла здесь ставится стабильность, а потом уже экономическое развитие.
Сегодняшняя ситуация в России в целом такова, что средств для поддержания социально-экономической стабильности в Севастополе и Крыму достаточно - явным подтверждением этому служит открытие Крымского моста. А все тяжелые моменты в работе современной севастопольской администрации так или иначе будут устраняться: где-то окриками, где-то уголовными делами, где-то увольнениями. Но в любом случае все это придет в норму.
Главное, чтобы население громко и публично заявляло о своем несогласии и недовольстве с проводимой местной администрацией политикой. И чем громче оно будет об этом говорить, тем быстрее будет наведен порядок.
«Сначала работа, потом все остальное»
- И все-таки об экономике. Насколько сильно, по вашему мнению, влияют санкции на развитие Крыма и Севастополя, да и страны в целом?
- Я думаю, санкции негативно влияют на ухудшение дел в стране примерно на четверть. Россия - самодостаточная страна, и в условиях этой самодостаточности мы совершенно спокойно можем развиваться, несмотря, как говорится, на происки Запада.
Полагаю, что санкции служат очень удобной ширмой для сокрытия своих недостатков, просчетов, а то и преступлений. Кивать на них - все равно что прикрываться холодной зимой или дождливым летом. Можно сколько угодно говорить об их отмене, как и бороться за мир во всем мире: ни положительного, ни отрицательного влияния на работу это не окажет. Поэтому прежде всего - работа, а потом уже все остальное, включая отговорки.
- Теоретически все это так. А на практике… Возьмем лишь один пример: в Крыму и Севастополе не работают крупнейшие российские банки, и в результате предприниматели, в том числе начинающие, не могут получить дешевые кредиты.
- Доля кредитов в инвестициях в основной капитал составляет менее 10 процентов. По прошлым годам это было приблизительно 8 процентов. 8! Остальные инвестиции в основной капитал идут за счет собственных средств предприятия, его прибыли и поддержки из бюджета. Повторю еще раз: мы привыкли прикрывать свои просчеты и недоработки внешними обстоятельствами, на которые мы не можем повлиять. Но банковские кредиты здесь совершенно ни при чем, в современных условиях можно вообще обходиться без них.
Есть, например, такой способ сбора необходимых средств, как краудфандинг. По-русски это называется «шапка по кругу»: когда вы бросаете клич, и люди, которые верят вам и вашему проекту, скидываются в надежде на то, что вы вернете эти деньги обратно. Не умеете это делать - почитайте книжки, пообщайтесь с людьми, которые это уже сделали. А ссылаться на трудности - это значит сидеть на лавочке и ждать у моря погоды.
- Напоследок не могу не спросить - есть ли что-то, что вы сами хотели бы сказать севастопольцам?
- Прежде всего - что русский народ, под которым я подразумеваю все живущие на территории страны национальности, никогда не считал Крым чужим и никогда не откажется от того, что он является частью России. Я был в Крыму после его присоединения и видел, что самая главная боязнь людей - что Россия может от них отвернуться.
Так вот я хочу сказать, что люди в Крыму и Севастополе должны спать спокойно: этого никогда не случится. А все остальное уже детали. Главное, что мы вместе.
Ольга Смирнова
Фото: Youtube, ИКС, пресс-служба правительства Севастополя
Обсуждение (7)
Майданить призывает? 5-я колона.
to Рустем Адагамов: Майданить и призывать к наведению порядка - две большие разницы. Тот, кто не хочет устранять ошибки и недоработки, как раз играет на руку желающим устроить в России Майдан. Для этого сначла нужно довести ситуацию до абсурда, а молчащий народ - до белого каления, а потом бросить искру. И все. Вам так нравится?
to Борис Яровой: выводы профессора правильные, но эти вещи и я понимаю и могу сформулировать. Самый главный вопрос квк заставить гос чиновников честно исполнять свои обязанности. Тот кто найдет ответ будет гением. А пока мы вынужденны иметь что имеем, к сожалению.
Севастополь всегда был защитником и труженником.
В Севастополе очень силен марсианский дух. Половина города связана с армией и морем. И, привыкшие рисковать своей жизнью, по сути - свободные души. Не в их характере терпеть вранье, воровство и ограничения.
Почему остальная Россия молчит?
Их, как лягушек, положили в холодную воду, постепенно поднимая температуру, сварили и приучили терпеть беспредел.
А нас бросили сразу в кипяток и мы возмутились и выскочили.
Не все, к сожалению.
Кали-юга делает свое дело, и много развелось равнодушных примитивных потребителей, которым свой карман роднее.
Но Россия скоро вспомнит, что мы - вечные души. И для нас главное - любовь, честь и совесть.
Ответ на этот вопрос есть: наше окружение - это наше зеркало. Найдите в себе те качества, которые Вам не нравятся в других и они перестанут быть такими. Так как все , с кем мы сталкиваемся, ведут себя так. чтоб мы смогли найти свои ошибки. Так что нам всем нужно искать в себе корыстолюбие, жадность и другие прелести, котрые так хорошо демонстрирует правительство Севастополя.
Есть, например, такой способ сбора необходимых средств, как краудфандинг. По-русски это называется «шапка по кругу»: когда вы бросаете клич, и люди, которые верят вам и вашему проекту, скидываются в надежде на то, что вы вернете эти деньги обратно
как краудфандинг. ....а по-русски ОБЛИГАЦИИ ГОС.ЗАЙМА доверия населения к которым сегодня нет, ибо Государство не выполняло ( или выполняло частично) взятые на себя обязательства.
Доверию населения к экономическим переменам и изменинию экономического курса, совсем не способствует состав НОВОГО_СТАРОГО правительства и экспертов по экономике, которое "ошибочно" делает ставку на привлечение капитала внешнего инвестора.
Неи понимаю, к чему этот разлив многоречия, если и дураку ясно, что пришел "северный зверек".