Судьба уникальной усадьбы барона Меллер-Закомельского в центре южнобережной столицы Крыма в начале 2022 года снова встревожила крымскую общественность. Старинное здание, за которое пришлось бороться всем миром год назад, до сих пор не внесено в реестр объектов культурного наследия.
И теперь, будто по плохой ежегодной традиции, арендаторов помещений в усадьбе снова попросили на выход. Это ожидаемо породило новую волну слухов о том, что здание всё-таки падёт жертвой застройки. Насколько обоснованны страхи местных жителей, узнал ForPost.
Не прошло и года
Как писал ForPost, в феврале 2021 года арендаторов помещений внутри особняка внезапно попросили освободить занимаемые площади. Владельцы здания объяснили своё требование запланированным сносом исторической достопримечательности ради застройки.
При этом выяснилось, что дом Меллер-Закомельских на улице Чехова в 2009-2010 годах был исключён из реестра культурного наследия Крыма. Соответственно, никак не защищён от уничтожения.
В прошлом году волна народного возмущения помогла: чиновники откликнулись, и уже в марте научно-методический совет по культурному наследию при министерстве культуры Республики Крым включил усадьбу в перечень выявленных объектов, «обладающих признаками объектов культурного наследия».
Но год спустя по Ялте снова пошли слухи о том, что на территории особняка планируется стройка.
«И вот дежавю... Арендаторов помещений в бывших корпусах санатория «Киев» снова «попросили» на выход», — написала коренная ялтинка Екатерина Петухова в группе «История Ялты (старая Ялта)» соцсети Facebook.
Усадьба Меллер-Закомельских в наши дни.
Эту информацию ForPost подтвердила директор проводного радио «Ялтинский меридиан» Елена Морозова, первой поднявшая вопрос о судьбе усадьбы в прошлом году. По её данным, арендаторам сказали освободить помещения до 1 февраля.
Нюансы статуса
По словам начальника департамента по государственной охране культурного наследия Крыма Андрея Ростенко, ни Минкультуры республики, ни администрация Ялты не давали никаких разрешений на снос ценного здания, а также на какое-либо строительство или реконструкцию.
«Никакой документации по согласованию проведения каких-либо работ к нам не поступало, поэтому любые работы, которые там будут начаты, моментально остановят», — заверил Ростенко в комментарии ForPost.
Чиновник напомнил, что статус выявленного объекта культурного наследия (ВОКН) не предполагает никаких радикальных вмешательств в архитектурный облик здания.
«Статус [ВОКН] полностью охраняет законом так же, как и объект, находящийся в государственном реестре, полностью попадает под действие законодательства», — объяснил собеседник издания, добавив, что под защиту закона попадают и все смежные с ВОКН земельные участки.
Что касается затянувшегося на год процесса внесения в заветный реестр действующих ОКН, то Ростенко заверил, что это произойдёт в ближайшее время. Сейчас специалисты Минкульта определяют, поставить на учёт усадьбу единым ансамблем или каждое здание по отдельности.
СПРАВКА
Барон Меллер-Закомельский построил себе усадьбу в Ялте во второй половине XIX века. Многие годы здание считалось одним из самых красивых архитектурных решений курорта. После революции особняк попал под национализацию.
В советские годы внутри разместился один из корпусов санатория «Киев». Когда санаторий прекратил работу, помещения начали сдаваться в аренду под многочисленные офисы.
В 2001 году комитет по охране культурного наследия Крыма поставил бывшую усадьбу на госучёт, но меньше, чем через десять лет, она оттуда исчезла.
Пелагея Попова
Фото: yalta.rk.gov.ru
Обсуждение (4)
Как только арендаторы съедут - быстренько снесут, ростенко поохает и выпишет штраф тысяч на пять.
В Мелласском парке тоже строительство нескольких многоэтажек ведется без разрешительных документов. Что-то не видно бравого товарища Ростенко, который бы там всё останавливал.
to Homo_filologus: В таких случаях Ростенко и его сообщники отвечают так: "парк не является объектом культурного наследия, поэтому не охраняется государством". Статус ООПТ южнобережным паркам ничего не даёт, можно застраивать.
ничего не понятно но очень интересно