Российская галерея искусств 16 марта представила в Севастополе свою лучшую, пожалуй, на сегодняшний момент выставку. На ней 10 полотен (все — 130 на 130 см) современных художников, в которых проводится глубокая, буквально родственная связь между Москвой и Крымом.
Перефразируя ректора института им. Сурикова Анатолия Любавина, можно утверждать, что выставка «Десять» даёт почву размышлять о том, что такое искусство. Она тормошит ленивого по своей природе человека и побуждает приложить усилия, чтобы что-то новое понять и почувствовать. Чтобы разбираться в музыке, живописи, архитектуре, нужно себя заставлять. Например, выучить нотную грамоту и тогда — с листа прочитать нотную запись Моцарта. Ведь без этих знаний — не прочитаете никогда. Так и с живописью, и с другими видами искусства.
Открывают выставку две достойнейших вещи Анатолия Любавина: «Розовое облако» и «Крымский мост». В принципе, для меня это главные работы выставки, на основе которых можно собирать содержательную по своей глубине экспозицию.
Для истории искусства и культуры нашей страны «Троица» Андрея Рублёва имеет важнейшее значение. И мы видим её в «Розовом облаке». И если у Рублёва фигуры трёх ангелов обращены в центр круга, где мы видим чашу, то у Любавина — та же чаша, хоть и с фруктами, а не головой тельца, но две женские фигуры, которые из-за их размера, сопоставимого с деревом, можно принять за ангелов, обращены взглядами друг от друга и как бы немного вверх и вперёд себя. Куда же они смотрят?
Анатолий Александрович изобразил этот сюжет в пейзаже Крымской набережной на правом берегу Москвы-реки. Перед ней — Крымский мост, который для Любавина — портал из Москвы в Крым и Севастополь, особая связь, духовность которой подчёркивает и чаша, и птица на «древе жизни» как символ Святого духа.
1 – Анатолий Любавин, «Розовое облако», 2024.
2 – Андрей Рублёв, «Троица», 1411 или 1425-1427.
3 – Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня», 1912.
4 – Иван Коржев, «Репродукция. Петров-Водкин К.С. Красный конь», 1990-е.
На иконе Рублёва изображены гора и дом (палаты Авраама) — как символ мира небесного и мира земного. У Любавина тоже дом — здание Министерства иностранных дел России. Вероятно, и «отвёрнутость» «ангелов» Любавина от чаши, и МИД говорят нам о мысли художника про некую потерю веры в Бога и возложение народом надежд на мирное существование на наш МИД, на переговорщиков и дипломатов.
Внимательный зритель спросит: а при чём здесь конь? Куратор выставки, учёный секретарь Российской галереи искусств Виктория Данилюк объясняет это тем, что в Москве, где сейчас Крымский мост и Крымская набережная, в период Русско-турецкой войны был Крымский двор — такое место, куда для переговоров приезжали посланники из Бахчисарая. Там же существовали заливные луга, где «гости» оставляли своих коней для выпаса. Заливные луга нельзя было застраивать, их использовали, чтобы выгуливать коней. Крымский двор приезжал со своими скакунами и оставлял на выпас.
Анатолий Любавин, «Розовое облако», 2024
У меня своя, более личная версия появления красного коня. Дело в том, что, когда вы перейдёте Крымский мост к зданию «Новой Третьяковки» и подниметесь к её основной экспозиции живописи XX века, первым вас встретит — «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. А этот великий русский художник, как известно, связан с Крымским полуостровом через свою ученицу Марию Ломакину, которую хорошо знают в Москве, имя которой в прямом смысле заново открыли в 2023 году в Севастополе. Есть и в коллекции Российской галереи искусств работа — перекличка с «Купанием красного коня» авторства Ивана Коржева. Поэтому своим красным конём Анатолий Любавин изобразил связь между столицей и полуостровом сразу на нескольких, как говорят в теории международных отношений, структурных уровнях: историческом и культурном.
Ещё важно сказать об изображении линии горизонта в работах Анатолия Александровича. До открытия выставки Любавин рассказывал, что, будучи студентом, побывав в Крыму и разглядывая куполообразную линию горизонта, «понял», что земля имеет форму шара и что этот «шарик» не такой уж большой. Из всех полотен на выставке «Десять» только на работах Любавина мы видим купол горизонта. У остальных художников — предельно ближний план, городская среда и полное отсутствие ощущения горизонта. У Любавина горизонт же явно читается в «Розовом облаке» и чуть меньше в картине «Крымский мост», где между пролётами моста (портала) рядом со зданием МИД РФ изображён храм Христа Спасителя, на который как будто и смотрят те «ангелы» в платьях цветов Петрова-Водкина с «Розового облака».
Анатолий Любавин, «Крымский мост», 2024
Другие работы выставки «Десять», которые специально для Российской галереи искусств создали преподаватели и студенты Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова по случаю 10-летия возвращения Севастополя и Крыма в состав России, конечно, заслуживают отдельного подробного изучения.
Получилась выставка-исследование, выставка-размышление — о роли Крыма и Севастополя в жизни каждого. Авторы десяти представленных в экспозиции произведений, многие из которых являются либо живыми классиками, либо педагогами живых классиков современной русской живописи, постарались найти Крым в своём сердце, найти его в окружающем их мире.
«Выставочный проект „Десять” — это интересное высказывание современного искусства с учётом традиций академической школы русской живописи. Это небанальный взгляд и интерпретация значимости исторических событий десятилетней давности, которые потрясли мир и напомнили всем нам о величии нашего народа и русской цивилизации», — сказал Виталий Зотов, директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств.
Выставка пройдёт в Севастополе в помещении временного выставочного зала галереи (в «Царской пристани») с 14 марта по 21 апреля 2024 года. Все десять полотен, принимающих участие в выставке, будут переданы в дар Севастополю и севастопольцам и пополнят фондовую коллекцию Российской галереи искусств.
Сергей Абрамов
Фото Юлии Блоцкой, Российской галереи искусств
Коротков Н.Н. «Храм Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот». 2024
Коротков Н.Н. «Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке». 2024
Пак М.И. «Отрочество А.Куприна». 2024
Дубовик Н.А. «В снегах. Мастерская И.И.Левитана». 2024
Дубовик Н.Н. «Скоропечатня Левинсона». 2024
Дубовик Н.Н. «Зимний вечер. Спиридоновка». 2024
Воронова Е.А. «Горе от ума». 2024
Канфер А.Н. «Усадьба Марфино». 2024
Обсуждение (6)
Достаточно, пожалуй, чтобы увидеть здесь, а идти туда и незачем.
Вспоминаем красных лис в сквере,которых критиковали тут недавно
Ну, посмотрев на "художества" ректора, я поняла, что нынешнее "искусство" - это не моё.
to d dd: лисы в реальности смотрятся вполне прилично, кстати. Причем лисы не претендуют на звание предмета искусства.
повеселило натягивание совы на глобус, пардон, облака на Троицу . Что только не придумают, чтобы оправдать посредственную мазню
to komandor: я как раз и не критиковал, сказал,что навеено Петровым Водкиным