Россия
Деньги на бочку: доходы от продажи нефти в РФ начнут делить по-новому
В четверг, 19 октября, Госдума приняла закон, по которому бюджетное правило возвращается к прежнему варианту расчёта, исходя из стоимости барреля нефти.
Суть этого подхода в том, что устанавливается порог в 60 долларов за баррель проданной на экспорт российской нефти.
Доходы, полученные в пределах этого значения, идут в бюджет. Всё, что свыше, — на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), который, по сути, является «подушкой безопасности» России.
Подобная практика существовала до 2023 года. Однако её изменили на фоне введённых антироссийских санкций: было принято решение исходить из абсолютного значения необходимых бюджету поступлений в 8 трлн рублей.
То есть сначала обеспечивались необходимые доходы бюджета от продажи нефти и газа на экспорт, а всё, что превышало установленный порог доходов, отправлялось в ФНБ.
Коротко расскажем, почему власти решили вернуться к традиционной практике бюджетного правила и чем это грозит.
Логика понятна
Очевидно, что российский Минфин просто «устал» от волатильности и непредсказуемости пополнения ФНБ при применении бюджетного правила, привязанного к доходам бюджета в абсолютном их значении.
Такое мнение ForPost высказал доктор экономических наук Иосиф Дискин.
«Кроме того, в целом ситуация в экономике существенно изменилась. Сейчас она показывает рост даже выше, чем изначально предполагалось. Дефицит бюджета по итогам года окажется примерно вдове ниже запланированного. Таким образом, исчез риск полного израсходования средств ФНБ, которые, напомню, по итогам прошлого года направлялись в том числе и на покрытие дефицита бюджета», — пояснил экономист.
Дискин отметил, что прогнозируемая стоимость нефти сейчас составляет примерно 90–95 долларов за баррель. В таких условиях действительно можно спокойно привязать бюджетное правило именно к цене бочки, что даст возможность эффективнее пополнять ФНБ, не опасаясь и за бюджет.
Читайте по теме: Почему рубль вот-вот укрепится, несмотря на затяжное падение
Условия есть
Кандидат экономических наук Константин Селянин тоже считает, что внешние условия для изменения бюджетного правила для России сейчас складываются благоприятным образом.
По его словам, вообще практика расчёта поступлений в бюджет и ФНБ от цены за бочку нефти логична и правильна. Подобный подход применяется и в других странах, где созданы фонды наподобие российского ФНБ.
«Прошедшее лето и начало осени свидетельствуют о том, что Россия смогла полностью восстановить объёмы экспорта энергоресурсов. При этом РФ преодолела ценовой потолок в 60 долларов, установленный Западом. Сейчас российская нефть продаётся по цене в 80–85 долларов за баррель. Это полностью покрывает возросшие издержки на фрахт танкеров и сложную логистику. Более того, мировые цены на нефть на фоне конфликта на Ближнем Востоке продолжили расти. Вот, видимо, власти России и решили, что эти тенденции достаточно устойчивы, чтобы изменить бюджетное правило», — пояснил ForPost Селянин.
Читайте по теме: Копилка России «на чёрный день» уменьшилась на огромную сумму: насколько это критично?
Но есть и риски
Впрочем, оба эксперта считают, что изменение бюджетного правила несёт в себе определённые риски.
По мнению Константина Селянина, не стоит рассчитывать, что Запад отказался от давления на российскую нефть и на тех, кто её готов покупать.
Он напомнил, что мировая цена на нефть обычно указывается исходя из котировок эталонного сорта Brent. При этом экономически обоснованная разница между Brent и российской Urals составляет порядка трёх долларов с барреля.
«Сейчас эта разница равна примерно 7–8 долларов. И это относительно близко к экономически обоснованному значению. Но достаточно вспомнить, что было время, когда дисконт на Urals достигал 25–30 долларов за бочку. Это было связано именно с санкциями, когда азиатские покупатели нашей нефти, прежде всего Индия и Китай, требовали больших скидок, обосновывая их именно санкционным давлением. Не думаю, что Запад оставил идею ценового потолка на российскую нефть и контроля над его соблюдением. Поэтому в обозримом будущем давление на наших партнёров может усилиться, следовательно, они снова могут начать требовать скидки на российскую нефть, и её экспортная цена снова упадёт», — заключил Селянин.
Читайте по теме: Почему власти решили не трогать налоги для богатых — а то хуже будет?
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
А кому принадлежат недрав России?
to sapun: Кое кому из народа...