Центробанк занялся разработкой специальной платформы для выявления подозрительных операций физлиц. Речь идёт о борьбе с явлением, которое называется дропперством или дроппингом, пишет РБК.
«Дропперы, или дропы, — это люди, которые умышленно или не догадываясь об этом помогают мошенникам выводить похищенные деньги. Это происходит путём предоставления ими доступа к своим банковским картам для совершения операций, позволяющих получать, переводить или обналичивать средства, добытые путём обмана. Усиление контроля со стороны ЦБ и коммерческих банков над финансовыми транзакциями вынуждают преступников вовлекать в свою деятельность третьих лиц — дропперов, чтобы не быть раскрытыми», — пояснил ForPost юрист Егор Фёдоров.
По словам главы Службы финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Богдана Шабли, дроппинг — явление массовое, и пока существующие меры контроля не смогли его полностью уничтожить.
«По нашим оценкам, за последнее время около 10 млн плательщиков совершали переводы на дропперские карты», — сообщил он РБК, добавив при этом, что у банков и ЦБ есть информация о 700 тыс. дропах.
Борьба с дроппингом
Юрист Егор Фёдоров отметил, что государство постоянно борется с этим негативным явлением. Неплохо усложнило жизнь мошенникам введение с лета этого года блокировки сомнительных транзакций на двое суток.
«Кроме того, я знаю, что меры по борьбе с дропперством постоянно совершенствуются. Например, в Госдуме сейчас есть законопроект о запрете открытия банковских карт несовершеннолетним без согласия родителей. Также в ГД рассматривается законопроект о том, что в случае открытия цифровой карты средства на неё могут быть зачислены только спустя двое суток, если перевод превышает 50 тыс. рублей. Дело в том, что зачастую мошенники и те, кто им помогает, используют именно цифровые карты», — добавил он.
Однако сейчас, после введения летнего ограничения, мошенники пришли в себя и начали вербовать дропперов с особым старанием.
«В конце июля и августе количество сообщений, связанных с поиском дропов, уменьшилось на 30% в сравнении с предыдущими месяцами. Уменьшение спроса связано с тем, что переводы блокировались и у злоумышленников не было готового решения для этой проблемы. С начала сентября спрос резко стал повышаться и не только достиг предыдущих значений количества сообщений, которые были до ужесточения контроля за операциями, но и увеличился на 15%», — рассказала РБК аналитик угроз в декабре компании Positive Technologies Анастасия Чурсина.
Умышленно и не очень
По словам юриста Егора Фёдорова, оказаться вовлечённым в дроппинг можно, даже не понимая этого.
«Представьте ситуацию, когда у банкомата к вам подходит вполне приличный человек и говорит, что забыл карточку дома, просит, чтобы вы разрешили ему сделать перевод вам, а вы сняли бы для него деньги. И тут нет как будто ничего плохого. Но вы же не знаете происхождение этих денег, а они могут быть добыты преступным путём. Второй вариант: вам приходит неизвестный перевод, потом с вами связывается некто и говорит, что отравил его по ошибке, просит вернуть, но оставить себе в качестве благодарности какой-то процент от суммы. И вы как порядочный человек соглашаетесь. Хотя опять же, ничего не знаете о том, кто это и что это за деньги», — пояснил юрист.
По его словам, в случае ситуации с переводом лучше уведомить об этом свой банк, а если история произошла у банкомата, то во избежание вопросов со стороны правоохранителей лучше вообще не связываться.
Однако, по его словам, зачастую дропперами становятся по собственному желанию:
«Способов вовлечения в эту деятельность огромное множество. Это и вакансии с лёгким заработком, где предлагают осуществлять денежные переводы, и игровые сайты, где преступники меняют доступ к вашей карте на игровую валюту и амуницию, более того, дропперов вербуют даже на сайтах знакомств. Обычно на это соглашаются либо очень молодые люди, которые хотят быстро и без труда заработать какие-то деньги, либо маргиналы, которым в целом всё равно, где они найдут деньги на выпивку и наркотики».
К слову, по словам главы Службы финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Богдана Шабли, из 10 млн случаев дроппинга, выявленных за последнее время, абсолютное большинство приходится на простых граждан, которые подпадают под влияние мошенников. Он также описал примерный социальный портрет типичного дроппера.
«Как правило, это молодой человек до 23 лет. На такую категорию приходится примерно половина всех выявленных дропов. Обычно — из регионов, где ниже средний уровень доходов и карты для теневого процессинга обходятся дешевле», — рассказал Шабля.
Вопросы ответственности
По словам юриста Егора Фёдорова, первое, что нужно понимать, — попадание в банковский список дропперов будет иметь далеко идущие последствия.
«Отмыться в глазах банков от этого будет крайне сложно. А это значит, что вряд ли вы сможете пользоваться банковскими услугами без существенных ограничений, а это и открытие счетов, и оформление карточек, и получение кредитов», — пояснил он.
Но в некоторых случаях может даже идти речь и об уголовной ответственности.
«Дроппера могут привлечь за соучастие в мошенничестве, легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных другими лицами преступным путём, неправомерный оборот средств платежей. Но тут важно наличие умысла, который будет доказан следствием и принят судом при рассмотрении дела. Но пока правоприменительная практика по таким делам только нарабатывается. Более того, я думаю, что в обозримом будущем дроппинг может получить отдельную статью в Уголовном кодексе, учитывая специфику такой деятельности», — сказал собеседник ForPost.
Юристы отмечают, что дроппер сейчас в случае доказанности его вины может получить до 7 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей. И несмотря на сложность доказывания умысла, какая-то часть дропперов всё же привлекается к уголовной ответственности, хотя пока и незначительная.
«По нашей оценке, к уголовной ответственности привлекается не более 10% дропов, а у органов прокуратуры и суда в регионах практически отсутствует единый подход к правоприменению», — сказано в отчёте «Сбера», составленном на основании данных 2022 года.
В заключение скажем, что для того, чтобы не оказаться вовлечённым в преступную деятельность мошенников, стоит соблюдать цифровую и финансовую гигиену, а обо всех подозрительных предложениях или транзакциях лучше сразу сообщать своему банку.
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
А мошенников под контроль брать не собираются? Больше цифровизации хорошей и разной? (
(Денежные переводы россиян возьмут под жёсткий контроль)
Правда победит,
Мошенники годами действуют и контролировать их не торопятся. Непонятно почему.
Перевод по ошибке вполне возможен, если перевод по номеру телефона. Личная история была подобная.