Евросоюз утвердил очередной, уже 12-й по счёту, пакет антироссийских санкций. Новые ограничения коснутся российских алмазов, газовых углеводородных смесей, металлургической продукции. Кроме того, есть и другие ограничения, которые могут, по мнению российских противников, болезненно сказаться на нашей стране.
Но так ли это на самом деле? Об этом ForPost поговорил с экспертами.
Общая сумма
Европейцы решили ударить по российским алмазам и не только запретить их ввоз в ЕС, но и не дать проникнуть в Европу алмазам, добытым в России и обработанным в третьих странах. Запрет на алмазы из РФ будет введён с 1 января, а на алмазы, обработанные в других странах, постепенно — с 1 марта и 1 сентября следующего года. По оценкам ЕС, общая стоимость импортированных в Европу из России алмазов в прошлом году составила 1,4 млрд евро.
Далее идёт запрет на импорт из России предельного и зеркального чугуна, ферросплавов, железа, медной проволоки, алюминиевой проволоки, фольги, некоторых труб. Общая сумма поставок в ЕС этих товаров оценена в 2,2 млрд евро в год.
Запрет на пропан-бутановые смеси из России тоже будет вводиться постепенно. Европейцы тут решили сделать оговорку о том, что по контрактам, заключённым до 19 декабря, поставки возможны в течение года. При этом сумму ущерба для экспорта РФ они оценили в 1 млрд евро.
Это не весь санкционный пакет. Но именно эти ограничения мы выделим отдельно, чтобы подсчитать общую сумму ущерба для нашей страны от их введения. Подсчёт этот грубый и основан лишь на цифрах, которые указаны самими европейцами. Хотя откуда и за какой период они их взяли — понятно не всегда.
Итак:
- алмазы — 1,4 млрд евро;
- металлы и изделия из них — 2,2 млрд евро;
- СПГ — 1 млрд евро.
Всего — 4,6 млрд евро.
Читайте по теме: Путин объяснил, что России санкции полезны — в страну не заедут клопы
Капля в море
Мы неспроста как бы «свалили всё в кучу», не учитывая особенности этих ограничений, но при этом выведя общую сумму негативного воздействия.
«Посмотрите на статистические данные о российском экспорте. В прошлом году он составил 591,5 млрд долларов. В этом году значение может оказаться ниже, однако по данным таможни, к сентябрю экспорт уже достигал 317 млрд долларов. И для того, чтобы понять, что ущерб от 12-го пакета санкций в предполагаемых 4,6 млрд евро — это для России ''капля в море'', даже не нужно переводить данные об экспорте из долларов в евро. Иными словами, всё ''придуманное'' европейцами в этот раз не сможет болезненно сказаться на России», — пояснил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Тем не менее, попробуем разобраться не только в цифрах, но и в сути введённых санкций, а также в их экономическом влиянии на Россию.
Читайте по теме: Названы три сценария для экономики России
Два слова про алмазы
По словам экономиста Беляева, ничего драматического в запрете на российские алмазы нет в принципе.
«Всего Россия продаёт алмазов на 4-5 млрд долларов в год. Однако, если раньше большая часть их поступала на рынок через Бельгию, то теперь основным покупателем стала Индия, где развивается просто циклопических масштабов производство по огранке этих камней. Далее они идут в Китай и страны Ближнего Востока, а также остаются в самой Индии, которая тоже является крупным потребителем. Иными словами, российские алмазы по большому счёту и не идут в Европу. Поэтому совершенно неважно, запрещают ли европейцы их ввоз или не запрещают. Новая расстановка сил на алмазном рынке такова, что для нашей страны это не будет иметь драматических последствий, даже если допустить, что Европа действительно ранее завозила алмазов происхождением из РФ на 1,4 млрд евро», — пояснил экономист.
По его словам, то же самое касается и других товаров. Например, продукции металлургической промышленности. А также введённого ЕС запрета на ввоз в Россию литиевых батарей, произведённых в Европе, которые теперь в Россию завозятся преимущественно из Китая.
Читайте по теме: Как русские экономисты помогают Западу «ущучить» Россию
Газовый выстрел в ногу
По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, запрет на российскую углеводородную сметь (пропан, бутан) ударит скорее по самим европейцам, чем по России.
«Основным покупателем этой смеси была Польша, которая и сама потребляла, и поставляла этот газ Украине, где люди активно переводили авто на газомоторное топливо из-за дороговизны дизеля и даже отапливали дома. Если запрет начнёт действовать, то для России это только на руку, потому что это поднимет спрос на нефтепродукты, в том числе и на дизель. Конечно, Европа сможет перекрыть поставки из РФ закупками из других источников, но тут встанет вопрос цены, потому что обходиться это будет для них существенно дороже. В то же время этот запрет имеет отложенный эффект, потому что контракты, заключённые до декабря, будут действовать ещё год», — отметил эксперт в разговоре с ForPost.
По его словам, в момент, когда запрет начнёт действовать в полной мере, российские газовые углеводородные смеси будет перенаправлены в Турцию, которая охотно возьмётся их приобретать для дальнейшей перепродажи.
«По сути произойдёт то же самое, что и было с российскими нефтепродуктами в начале года — они просто ушли другим покупателям», — пояснил Юшков.
Читайте по теме: Нефть может сыграть с Россией злую шутку в 2024 году
И два слова о другом
Интересным представляется некая лазейка в санкционных ограничениях, направленная на отчуждение российских активов, замороженных на Западе. Дело в том, что ЕС теперь предусмотрел возможность изъятия их по административному или судебному решению в пользу государственных или общественных интересов. Но с выплатой компенсации, которая будет заморожена.
«По моему мнению, это никоим образом не предусматривает полного перехода права собственности на эти активы европейцам, то есть владеть и пользоваться активами они теоретически смогут, но распоряжаться — нет, а это значит, что мы по-прежнему будем оставаться их собственниками. И в этом для ЕС главная проблема — они не могут придумать юридически обоснованный конструкт, как реально перевести российские активы в свою собственность», — высказал мнение экономист Михаил Беляев.
Также в новый пакет санкций ЕС внесено правило «No Russia». Оно обязывает экспортёров европейских товаров прописывать условие о том, что их не будут реэкспортировать в Россию или использовать на территории РФ.
Кроме того, не обошлось без расширения санкционного персонального списка — в него добавили ещё 140 записей. Теперь под санкции попали, например, руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин и сама служба, председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева и сам фонд, сын зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева Илья, телеканалы «Спас» и «Царьград», особая экономическая зона «Алабуга» в Татарстане и многие другие персоны и компании.
Более того, в ЕС решили сохранять в санкционных списках имена уже умерших людей. Например, погибшего в авиакатастрофе руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Тут, как говорится, без комментариев.
Резюмируя, хочется вспомнить много раз произнесённое российскими политиками и экспертами разного уровня утверждение о том, что Запад исчерпал возможности для наложения на РФ новых санкций. Ознакомишься с очередным пакетом, и на первый взгляд покажется, что всё это всерьёз, а вникнешь — и ситуация уже не кажется драматичной, а скорее даже комичной.
Читайте по теме: «Когда братья по разные стороны». Путин о странах ближних и дальних
Андрей Мединский
Обсуждение (6)
Положим этот пакет в пакет с пакетами
"а вникнешь — и ситуация уже не кажется драматичной, а скорее даже комичной.".
Мы заметили.
Что с убогих взять...
А российские они потому что заводы по добыче и обработке принадлежат государству, или потому что у частных собственников всего этого есть российское гражданство? Просто интересно.
"а вникнешь — и ситуация уже не кажется драматичной, а скорее даже комичной.
Вот и ржут ,шутки отвешивают ,а гражданам почему то не смешно совсем . ....
to Serggio: про государственные не встречала нигде.