Судьбу города решать не президенту
За шумом газовых баталий, бешеными скачками цен и все более ощутимыми ударами финансового кризиса севастопольцы не особо обратили внимание на Указ президента Украины Виктора Ющенко от 26 декабря прошлого года "О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя". А зря. Документ предусматривает создание рабочей группы, которая должна в двухмесячный срок подготовить предложения по использованию после 2017 года инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилированию и модернизации портовой и логистической инфраструктуры (проще говоря - организации работы портового хозяйства - ред.)
На основе предложений группы планируется серия законопроектов, регламентирующих трансграничное сотрудничество Севастополя в Причерноморском регионе, работа по привлечению инвестиций для развития в городе энергетического машиностроения, судостроения, транспортного комплекса, пищевой промышленности и жилищного строительства. Это в теории. На практике же смысл указа заключается в том, что Ющенко к 2017 году планирует полную демилитаризацию порта, то есть вывод Черноморского флота РФ из наших бухт.
Реализовать этот указ должен Сергей Куницын - глава Севастопольской городской администрации, являющейся надежной идеологической опорой украинского президента в Севастополе. Напомним, что Куницын давно заявлял о необходимости ограничения деятельности российского флота и повышения уровня платежей от пребывания Черноморского флота в Севастополе. Но это, так сказать лирическое отступление. Наш же разговор несколько о другом.
Порт порту — рознь
Исполнять указ ринулись господа из Министерства транспорта, тут же опубликовавшие распоряжение о сборе информации об объектах, которые переданы в аренду ЧФ. Мол, посмотреть, из чего порт создавать-то будут. А тут и главная проблема в реализации указа Ющенко - нехватка причальных стенок. Видимо, Минтранс наивно полагал, что в результате вывода флота освободятся необходимые площади для торговой инфраструктуры. И хотя значительная часть города занята объектами военных частей, в т. ч. 10 тыс. погонных метров причальной стенки занимают военные корабли, но не тут-то было: с выводом военных кораблей место для торговых судов не нарисуется.
Тут против идей президента сама история нашего легендарного города. Севастополь с самого начала строился как база Черноморского флота. Наш город - это морская крепость, которая и развивалась не как гражданский полис. Бухты города и их пристани не располагают обширными складскими территориями, примыкающими к причальной стенке, а также площадями для установки рельсовых крупнотоннажных кранов, а самое главное, отсутствуют транспортные магистрали.
Вступает указ и в конфликт с географией Севастополя и рельефом его местности: не могут быть расширены и модернизированы пристани под стандартный черноморский порт среднего уровня с общей перевалкой свыше 9 млн. тонн в год быстро и недорого, поскольку требуют нестандартных инженерных решений - не типовых, а индивидуальных в каждом, даже самом мелком случае. В большей части бухты такая модернизация невозможна в принципе или будет стоить колоссальных средств.
Но и это еще не все. К Севастополю ведет единственная железнодорожная ветка, которая в районе Инкермана сужается в тоннелях. Проложить вторую ветку без расширения тоннелей невозможно. Строительство второй ветки обходной трассы к проектируемому порту также потребует времени и также сопряжено с трудным рельефом, требующим миллионных инвестиций. Общие затраты на подобный порт в главной бухте могут быть сопоставимы с затратами на строительство нового порта в другом месте за городом и соответственно достигать свыше 10 млрд. долл. (на первом этапе). Сразу возникает вопрос: зачем нужен весь этот "геморрой", если все вложения не окупятся?
Сомнительно и макроэкономическое обоснование торгового порта в Севастополе. Сразу после подписания указа начальник Севастопольского морского торгового порта Сергей Тараканов выступил с предложением производить у нас перевалку сыпучих грузов, контейнеров, нефти и так далее. Но Севастополю трудно конкурировать с крупнейшими торговыми портами Черного моря (Одесса, Ильичевск, Новороссийск). Украина и без того обладает самым большим количеством морских портов среди всех стран Черноморско-Азовского бассейна - 18 морских торговых, три рыбных порта и большое количество разных терминалов. Имеющиеся мощности морских торговых портов Украины уступают только Российской Федерации и Румынии и позволяют перерабатывать ежегодно более 150 млн. тонн грузов. Один Одесский порт пропускает через себя 70% всех грузов. Кроме этого, в Одесской области ведется строительство канала Черное море-Дунай, который будет соединять Украину с Евросоюзом.
Если даже забыть о начале глобального кризиса и тех проблемах, что сложились в экономике Украины, для подобного проекта необходим международный консорциум стратегических инвесторов. Созданием специального режима инвестиционной деятельности тут не ограничиться. Необходима глубокая инфраструктурная модернизация всего региона Крыма, примыкающего к городу. Вряд ли правительство способно провести работу не просто ради пиара своего проекта, но по реальному привлечению средств. Инвестициями из государственного бюджета в ближайшие пять лет этот проект нам не потянуть, а привлечение внешних, западных ресурсов в условиях кризиса ликвидности нереально. В ближайшие годы подобные финансовые операции мало кто станет рассматривать, тем более, учитывая, что для иностранцев Севастополь - это Крым, то есть зона повышенного политического, а значит, и экономического риска.
При этом нельзя забывать об экологических последствиях - перевалка сыпучих грузов и перекачка нефти будут негативно сказываться на окружающей среде и нашем здоровье. Сегодня весь мир борется за экологию, за чистый воздух. Похоже, везде, кроме Украины, люди понимают, что именно от чистоты окружающей среды зависят жизнь и здоровье их самих, их детей и внуков.
Указ президента об использовании Севастопольской бухты после 2017 года, как и распоряжение Министерства транспорта, преждевременны. Допустим, что на территории нашего города украинско-российские отношения являют собой пример экономического добрососедства. В черноморском пространстве отсутствуют конфликты, и Россия понимает необходимость трансформации Севастопольской базы. Даже в этом случае трудно рассчитывать на все выгодные преимущества нового проекта и интегрировать новый порт с учетом интересов экономик Украины и России.
9 лет для политики и экономики - уж очень большой срок, за который все может кардинально измениться, причем не один раз. Недавно переизбрали президента Америки, и интерес НАТО к Грузии и Украине существенно снизился. Еще совсем недавно европейское сообщество не признавало президента Белоруссии Александра Лукашенко, за пределами своей страны он считался персоной нон-грата. А уже в декабре Евросоюз официально включил Беларусь в программу "Восточное партнерство". А может, к 2017-му году в Украине будет адекватно мыслящий президент, а в Верховной Раде большинство здравомыслящих депутатов, и Черноморский флот останется на своем исконном месте - в Севастополе. Это было бы выгодно севастопольцам. От того, что ЧФ РФ останется в городе, выиграют все, причем как в экономическом, так и в политическом смысле.
Во-первых, не стоит забывать о том, что 100 миллионов долларов, а это десятая часть городской казны, поступает из субвенциальных средств. Во-вторых, после ухода российского флота из Севастополя большинство занятых на судоремонтных предприятиях севастопольцев потеряют работу. Россия вывезет действующее оборудование, а старое передаст Украине. Где будут работать эти люди? По разным оценкам, на интересы базы ЧФ завязаны около 20% жителей города: рабочие, военнослужащие плюс члены их семей… В-третьих, и российские офицеры, и члены их семей тратят свои зарплаты и сбережения в нашем городе - в севастопольских магазинах, в городском транспорте, в театрах и т.д.
Не стоит забывать и о том, что черноморцы действительно активно участвуют в развитии социальной сферы города, причем в большинстве случаев их участие финансовое.
В пользу дальнейшего пребывания в Севастополе Черноморского флота существуют и политические доводы. В первую очередь, - это серьезная защита. Ведь интересы Севастополя - это отнюдь не в последнюю очередь интересы России. А братская держава защищать их сможет. Напомним, что Украина не раз предлагала России уже в 2009-м году разработать план вывода вооружённых формирований Черноморского флота из Крыма. Эта инициатива прописана в меморандуме об этапах и порядке вывода ЧФ РФ до 28 мая 2017 года. Документ был передан России ещё в апреле прошлого года. Однако, к счастью, российская сторона на провокации не поддалась. В МИД РФ сообщили, что не намерены не только подписывать документ, но даже обсуждать его. И хоть министр обороны Украины Юрий Ехануров заявлял, что базирование Черноморского флота России в Крыму в условиях отсутствия действенных механизмов предупреждения его привлечения к боевым действиям против третьих стран ведёт к втягиванию Украины в вооружённые конфликты, в России, напротив, справедливо полагают, что Черноморский флот обеспечивает безопасность не только России, но и Украины. Такова точка зрения и у севастопольцев.
А если уж быть до конца честными, то пребывание российского флота в Севастополе - это еще и защита наших жителей от насильственной украинизации. Так уж выходит, что именно черноморцы - гарант севастопольцев на свободное пользование родным русским языком.
И, наконец, стоит четко осознавать, что свято место пусто не бывает. И если президент сегодня говорит о демилитаризации Севастополя, это отнюдь не значит, что город покинут военные базы. Просто нашим братьям русским показывают на дверь, чтобы освободить место… натовцам. Не зря ж правительством принято решение, что распоряжаться землями, которые занимает ЧФ, после истечения срока договора будет Кабмин, а не горсовет, как требует закон.
Каждый истинный севастополец, читая эти строки, даже не умом, но сердцем понимает, что Севастополь и флот едины и неделимы. Они, как братья-близнецы: рождены одной матерью, росли в одной колыбели, и судьбы их сплетены навсегда. Попытка за короткий срок превратить Севастополь в международный торговый порт, с нашей точки зрения, обречена на провал. Эта затея президента и правительства придумана с целью выдавливания из города Черноморского флота, как и провалившаяся совсем недавно другая широко разрекламированная идея: превратить Севастополь в некую туристическую Мекку - идею, на первый взгляд казавшуюся весьма привлекательной.
Почему Севастополь не стал Ялтой
Идея сама по себе неплоха. Город с наибольшим количеством памятников на один квадратный километр. Если прибавить к этому всему еще и благоприятные природно-климатические условия, - становится понятным, почему Севастополь как рекреационный город путем комплексного планирования туризма, отдыха и оздоровления был весьма перспективным.
Ведь именно развитие рекреационной деятельности, непосредственно связанное с производством курортно-туристических услуг, в настоящее время является важнейшим и преуспевающим сектором экономики развитых стран. Эксперты считают, что в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики. Уже в ХХ-м столетии "отрасль впечатлений", как иногда называют туристический бизнес, превратилась в одну из самых прибыльных. По своей доходности экспорт и импорт туристических услуг занимают третье место в мировом товарообороте. Во многих странах туризм превратился в одну из ведущих отраслей экономики, являясь надежным источником пополнения бюджета. Более чем в 80% стран туризм входит в пятерку ведущих статей экспорта, почти в 40% стран является основным источником поступлений в иностранной валюте.
Более того, эксперты считают, что именно туризм поможет многим странам выйти из экономического кризиса. Именно путешествиями стараются поднять себе настроение и снять стресс люди во всем мире.
И если получение инвестиций под строительство порта выглядит сомнительным, то на развитие турсектора вложений долго ждать не придется. Развитие туризма, курортно-оздоровительной сферы провоцируют строительство, торговлю, сельское хозяйство, транспорт, связь, модернизацию дорог, гостиниц, кинотеатров, реконструкцию памятников, способствуют общему благоустройству, обеспечивают охрану лесов, водоемов - всего и не перечислишь.
Организация отдыха и туризм являются рекордно большой индустрией современного мира, одновременно занимая первое место по темпам роста. Это самая прибыльная, экологически чистая отрасль в системе бизнеса. Доходы от мирового туризма в настоящее время превзошли поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в 3 раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры. Туристический бизнес может и должен стать выгодным видом вложения капитала, дающим прямой и выгодный экономический эффект.
В развитых странах туристическая отрасль является национальным приоритетом, ее высокий уровень постоянно поддерживается государством, поскольку она является бюджетообразующим источником. Опыт показал, что рекреация и туризм - это один из видов хозяйственной деятельности, где государственное регулирование является обязательным. Кстати, даже в Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989 г., отмечено: "Туризм должен планироваться государственными властями, а также властями регионов и туристической индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого феномена".
Парадокс же заключается в том, что эти достаточно простые аксиомы понимают все, кроме представителей законодательной и исполнительной ветвей власти Украины. Никакой помощи от них не дождешься. Взять, к примеру, Лондонскую туристическую ярмарку, на которой представители нашего города опозорились своей неподготовленностью. Наш стенд на ярмарке был самым убогим и сиротским. И это при том, что во всем мире интерес к Севастополю просто колоссальный.
Что делать?
Итак, приходится сделать вывод, что развивать город лишь в одном направлении - будь-то город-порт или центр туризма, совершенно бесперспективно. Не учитывать исторически сформировавшуюся инфраструктуру города, его географические и природные особенности в вопросах долгосрочного планирования развития города невозможно. Это хорошо понимали те, кто в 1998 году, когда был избран "красный горсовет", впервые после бандитских 90-х годов занялся перспективным планированием развития города. Нынешним руководителям города не надо изобретать велосипед в угоду политической конъюнктуре, нужно достать из архивов разработанные и утвержденные в установленном порядке тем Советом "Концепцию экономического развития города до 2020 года", планы и программы социально-экономического развития Севастополя на перспективу. Кстати, на основе этих документов была разработана и утверждена сначала концепция территориального развития города, а затем Генеральный план Севастополя. В этих документах тщательно проработаны направления развития города.
Подчеркнем: только в сочетании пяти взаимосвязанных и взаимодействующих направлений может гармонично развиваться наш город:
- высокотехнологичная промышленность,
- сельское хозяйство (виноградарство и виноделие),
- туризм и реакреация,
- портовое хозяйство,
- военно-морская база.
Игнорирование любого из этих направлений, монополизация какой-то отдельной отрасли неизбежно приведут к деградации городского хозяйства.
При этом мы прекрасно понимаем все трудности реализации предлагаемого нами проекта. Скажем, реанимировать высокотехнологичную промышленность военно-промышленного комплекса уже невозможно, но и превращать самые передовые предприятия отрасли в торговые центры, с нашей точки зрения, полный идиотизм. Таковым мы считаем попытку по уничтожению, без преувеличения, лучших в мире виноградных плантаций в севастопольской зоне с целью высвобождения площадей под элитные коттеджные поселки. Воистину: что имеем - не храним, потерявши - плачем.
В любом случае нужно учитывать опыт предшественников, широкий совет с общественностью и учеными. Тщательно продуманный и детально проработанный план, умная и тонкая реклама, и, конечно, во главе этого процесса должны стоять патриоты города, радеющие за его будущее, а не политические конъюнктурщики, думающие, как набить свои карманы.
Тот, кто хорошо знает историю, помнит, что интересы великой страны реализовывались настоящими патриотами, превратившими маленькую татарскую деревушку Ахтиар в великий и прекрасный город. Нельзя допустить, чтобы, спустя 225 лет, кучка проходимцев превратила наш город в захолустную деревушку.
Депутаты Севастопольского городского совета
Владимир Демченко
Василий Пархоменко