Цены на автомобили в России в 2023 году будут расти в связи «с дефицитом поставок и спекуляцией дилеров», сообщил ForPost Дмитрий Матвеев, генеральный директор сети автопрокатов в РФ и за рубежом «Мой Автопрокат».
«Если ищете машину здесь и сейчас, советую звонить продавцам в разные города, выезжать лично и торговаться, так как в каждом регионе разная степень дефицита», — сказал он.
Матвеев обратил внимание на то, что в стране уже не хватает и будет не хватать бюджетных «масс-маркет» моделей Hyundai (ещё можно найти Creta и Solaris), Kia, Volkswagen и так далее.
Сложившейся ситуацией пользуются китайцы, быстро решающие проблемы с дополнительными поставками авто («Яндекс. Такси» Москвы уже обновили парк китайскими Chery и Haval), отметил собеседник ForPost.
Однако, уточнил он, против «китайцев» играет всё ещё настороженное отношение к ним потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем более или менее выгодно продать приобретённый автомобиль.
«Lada бьёт рекорды по продажам, но как долго это будет продолжаться? Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество, чтобы продажа авто более или менее велась на уровне рекомендованной розничной цены. Наши соотечественники крайне редко готовы купить российский товар по цене дороже, чем его зарубежные аналоги, это подтверждают опросы, которые проводились в последние месяцы. Также отечественный автомобиль в отличие от «китайца» в будущем можно легче сбыть с рук», — рассказал Дмитрий Матвеев.
Он обратил внимание, что подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio и раньше были в топе предпочтений россиян, и сейчас идеальный вариант для покупки:
«Если нашли авто этих марок возрастом пять-семь лет с небольшим пробегом — покупайте. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, и ремонт сам по себе несложный».
Что касается оплаты, то, напомнил Матвеев, кредитные программы в стране работают и, возможно, государство просубсидирует льготное кредитование приобретения отечественных автомобилей, как было ранее.
«В прошлом году практически во всех регионах РФ выросли выдачи автокредитов благодаря снижению Центральным банком России ключевой ставки. Когда она снижается, проценты по кредитам уменьшаются. Примерно 30% заявок на кредиты одобрялись банками. Также в июле 2022 возобновилась государственная программа льготного автокредитования», — напомнил гендиректор сети «Мой Автопрокат».
Читайте также: «Пересадить всех на «копейки»?!» Политолог оценила роскошные нужды российских чиновников
«Немцы» вызывают опасение
Рост цен на розничном рынке машин в России в 2023 году будет однозначно, учитывая сложившиеся в стране экономические тенденции, сообщил ForPost специалист по автоподбору Михаил из Севастополя.
Однако, считает он, прогнозы конкретного увеличения ценника на авто бессмысленны, пока в РФ не будет стабильной обстановки и понимания дальнейшего развития ситуации.
По мнению нашего собеседника, на авторынке страны в этом году из новых машин будут однозначно больше продаваться российские, а также китайские, официально поставляемые в РФ: «все остальные ушли, остался только серый импорт, грубо говоря».
«А с пробегом будут продаваться любые, вопрос в их цене. С пробегом машины продаются всегда и любые, даже независимо от того, в каком они состоянии. Пока цена на них потихоньку растёт, и тенденция к снижению не наблюдается», — добавил специалист по автоподбору.
Он полагает, что в этом году сохранится тенденция прошлых лет по оплате купленных машин: большая часть автомобилей — в кредит, меньшая — за наличку:
«Пока банки будут кредитовать, будут работать кредиты, когда банки перестанут кредитовать, будут за наличку люди покупать. А люди кредиты будут брать всегда, пока их будут давать. Мне кажется, под любые проценты всё равно найдётся человек, который готов будет платить, переплачивать».
При этом актуальный вопрос при выборе покупателем машины — доступность деталей и комплектующих к ним. А это для ряда автомобилей проблема в условиях взаимных санкций России и Запада.
«Люди стали опасаться брать немецкую группу — БМВ, «Мерседес», группы VAG: «Шкода», «Ауди», «Фольксваген». А «корейцы», «японцы» берутся легко, потому что проблемы с запчастями на них не так ярко выражены. Так как они идут через Казахстан, Турцию, Эмираты по параллельному импорту. В этом плане нечего опасаться», — заключил собеседник ForPost.
Читайте по теме: Какие сюрпризы приготовил «АвтоВАЗ» для автомобилистов в 2023 году
А кто брать-то будет?
Однако приобрести автомобиль — который по Ильфу и Петрову не роскошь, а средство передвижения, — может небольшая часть россиян. Это показало изучение общественного мнения, данные о котором обнародовал Центральный Банк РФ в декабре 2022 года.
Итог опроса жителей страны: материальное положение 84% его участников не позволяет им купить авто, лишь 15% опрошенных могут приобрести «железного коня».
Похожие результаты дал аналогичный опрос в декабре 2021 года: у 88% участников не было денег на автомобиль, у 10% средств на машину хватало.
Добавим, что нехватка денег у россиян, которые уже обзавелись автомобилем, вынудила их отказываться от СТО официальных дилеров и уйти в многопрофильные мастерские, откуда открывается перспектива обращения к неофициальным ремонтникам из гаражей. Подробнее об этом читайте здесь.
Читайте по теме: Какие новые автомобильные бренды появятся в России в 2023 году
Цены как на дрожжах
В 2022 году цены на разные автомобили хотя и постоянно «прыгали» — от «взрывного» увеличения весной до понижения летом и осенью, но в целом очень сильно выросли.
Пик подорожания пришёлся на март и апрель 2022-го. Тогда россияне, поддавшись опасениям остаться без уходящих товаров, бросились к торговцам. Что, конечно, повлекло повышение цен. Об этой экстраординарной ситуации, а также о способах не стать жертвой паники — в материале «Беги, хватай: как паника разгоняет цены и как избежать ажиотажных покупок».
Средняя цена нового отечественного авто в январе 2022 года была 776,7 тыс. руб. В марте — 981,4 тыс. руб. (+26,3% к январю). В ноябре — 959,3 тыс. руб. (+23,5%).
Средняя цена новой иномарки в том же январе была 1,36 млн руб. В марте — уже 1,83 млн руб. (+34,8% к январю). В ноябре — 1,93 млн руб. (+42,5%).
Средняя цена подержанной зарубежной машины в январе 2022-го была 915 тыс. руб. В марте — 1,06 млн руб. (+15,7% к январю). В ноябре — 981,6 тыс. руб. (+7,2%), согласно материалам Росстата.
По версии экспертов из группы ВТБ, среди автомобилей «массового» сегмента больше всего подорожали в 2022 году «Лада XRay» — на 70% (до 1,59 млн руб.) и Hyundai Sonata — на 69% (до 3 млн руб.). А среди машин сегмента «премиум» самые серьёзные увеличения ценника были у Mercedes-Benz G-класса — на 84% (до 27,3 млн руб.) и BMW X5 M — на 83% (до 20,7 млн руб.), сообщило ТАСС.
Читайте по теме: Кто может получить льготный автокредит в 2023 году
Алексей Лохвицкий