663
1

Поход по севастопольским театрам

После того как , в целях воспитания недоразвитых зурбаганских зрителей, поснимали мои любимые спектакли, я зарекся водить знакомых в театр Луначарского. Не вести ж на "Последний клок"с неформальными шутками, "Седьмой грех", с покушением на кровосмешение, или "Дядюшкин сон" , с его спорной эстетикой. Но и на старуху бывает проруха, сказал Коля Остен Бакен, когда друзья по аспирантуре и студенческому театру МГУ собрались приехать. До того - я водил их на "Семейную идиллию" и "Самоубийцу". Они были в восторге от игры Бобра и Таганова. На неделе в Луначарского ничего, что б могло понравиться москвичам. Из последних премьер смело можно вести на Анну Каренину, но она была в начале месяца. А я и всегда хочу показать город с лучшей стороны. Нашел в интернете отзыв Аксиньи Норманской - хвалила "Снегопад для Киры". Да и мои любимые артисты! Бронников, Спинов, Ершова, Кондратенко. Надо брать. Знакомый рекомендовал "Три сестры" в Лавренева. На этом остановился. Начали с Луначарского: море, архитектура, здание театра. В театре - картины, лестницы, люстры. Москвичи в восторге до спектакля.
Впечатления от спектакля скромнее."Снегопад для Киры"обычная комедия положений, с принятой в этом жанре, дозой тривиальности. Он не хуже чем, например, "Последний клок".Чисто развлекательное действо. По нему нельзя судить о театре, артистах, их возможностях. Норманская его хвалила, так как смотрела 31 декабря. На новогодний вечер - это самое то! А может это тонкая антиреклама: надеялась, что после Снегопада, зритель будет ходить только в Лавренева?
Театр Лавренева. Антураж беднее. В зале прохладно. Он напомнил москвичам кинотеатр. Гости взгрустнули от спартанской обстановки матросского клуба. Но когда начался спектакль - забыли обо всем.
С первой сцены попали под пронзительное обаяние чеховской пьесы. Ольга(Ксения Громова), Маша (Светлана Агафошина) и Ирина(Татьяна Стасюк) на первом плане в гостиной, в трех разных уровнях. Со сцены - лестница прямо в зал. И сестры как бы с нами, рядом, обыденны и узнаваемы. С этого момента мы спектакль не смотрели, а сопереживали, на одном дыхании с сестрами.
Вместе с ними, мы задыхаемся в мещански затхлой среде губернского городка. Девушки стремятся в Москву, где они когда-то жили. Москва мифический символ иной жизни - светлой, интересной, возвышенной. (В свете нынешних реалий, когда "за МКАД жизни нет", их стремление не выглядит абсурдным). Сестры создают в своем доме особый мир - как бы реальный филиал мифической Москвы. Этот мир живет особой духовной жизнью. Сестры полны душевной теплоты, отзывчивости, стремления и умения сочувствовать. Микромир сестер, как магнит, притягивает офицеров стоящей в городке военной бригады.
Формальный глава семьи - брат сестер - Андрей Сергеевич Прозоров (Николай Коваленко). В начале спектакля по-детски наивный интеллигент, мечтающий стать университетским профессором. В конце - безхребетный бездельник и бездарный картежник под каблуком жены - активной и деятельной Натальи Ивановны (Светлана Кравченко). Героиня в ее исполнении - гротескно противна. В паре с горничной, в стиле фарса, они создают противостоящий сестрам - мир воинственного мещанства. У Светланы Жучковой в роли горничной нет слов, но она так выразительна в движении и жесте, что слов не надо. К этому же миру примыкает штабс-капитан Соленый (Геннадий Ченцов). Он чужд миру сестер.Малокультурный,комплексующий, циничный. Попытка этого ничтожества отстаивать свое "я" делают его поведение вычурным и опасным для окружающих.
Как бы членом семьи Прозоровых является живущий с ними доктор Чебутыкин (Андрей Дзубан). Такой же мягкий и интеллигентный, как все члены семьи. На беспросветность жизни он реагирует запойным пьянством и социальной деградацией.
В этой пьесе три любовных треугольника: Прозоров - его жена - Протопопов; Кулыгин (Вячеслав Казимирчак) - Маша - Вершинин ( Илья Домбровский); Тузенбах (Виталий Максименко) - Ирина - Соленый. Как и все у героев - любовь у них "кривая" и несчастная. Прозоров вроде любит жену (хотя он больше на скрипке), а она его презирает и изменяет.Аморфный Кулыгин безответно и как-то безразлично любит жену, а Маша ему изменяет с Вершининым. Тузенбах и Соленый любят Ирину какая их не любит, а Соленого и тихо ненавидит.
Сестер - деликатных , боящихся даже взглядом кого-то обидеть , жалко за их неумение отстаивать себя. Ольга - против своей воли становится начальницей в школе. Маша - против своей воли вышла замуж. Мечтающая о Москве Ирина, собирается замуж за нелюбимого Тузенбаха и ехать с ним в глушь.
Но ладно девушки. Ольга с Ириной трудятся, Маша влюбляется в Вершинина и надеется, что он поможет ей поменять жизнь. У них всех есть мечты, надежды. интересы, пусть и нереализованные, но есть. Все герои спектакля: Прозоров, Вершинин, Кулыгин, Чебутыкин плывут по инерции и неспособны на поступок, зато говорят, говорят, говорят... Неким исключением является Тузенбах - у него хватает духу уволиться с ненавистной военной службы, добиться руки Ирины, определиться с интересами своей жизни. Попытался что-то изменить - за что и погиб!
Совсем по-иному выглядят жизненные оппоненты сестер. За "свое" в жизни, они готовы биться и идти по костям. Соленый, из мести и ревности к Ирине, убивает на дуэли Тузенбаха. Недалекая и подлая Наталья Ивановна, добивается всех своих целей - становится полной хозяйкой в доме Прозоровых, выживая из него сестер. У нее муж. любовник, дети... Мещанство не выносит что б рядом с ним была свободная и духовно насыщенная жизнь. Оно пожирает жизненное пространство сестер, вытесняя их на периферию жизни.
А у несчастных сестер нет ничего, кроме их маленького мира человеческих отношений. Но и это последнее, рушится. Бригада уходит из города и сестры остаются одни. У них остается только их родственная близость и любовь друг к другу. Как брошенные, замерзшие дети ,сестры обнимаются - образуя единое целое. Так теплее и защищенней.
Жалко сестер, до слез. Что ж это за жизнь такая, когда добрые до самоотречения, привлекательные до восхищения девушки, оказываются не востребованы жизнью? Их красота, молодость, эмоциональность, таланты пропадают зря! Хотя, за счет мастерски сделанной последней сцены, в финале больше оптимизма, чем трагизма. Знаменитый Ольгин монолог:"Музыка играет так весело, бодро и хочется жить!", звучит куда убедительней рефрена Чебукина:"Все равно, все равно". Уходишь со спектакля с чувством сострадания к сестрам. Но это сострадание светлое, с уверенностью, что все наладится.
До ночи обсуждали спектакль. Гости рассказали, что видели поразительные "Три сестры" в Мастерской Петра Фоменко с сестрами Кутеповыми. И я и они смотрели спектакль в Современнике с красавицами Дроздовой, Хаматовой, Романенко. Возможно постановка в Лавренева уступает им в сценографии .Есть вопросы по подбору исполнителей на некоторые роли - расхождение по возрасту, внешности с героями. Но все это особо не режет глаз. По силе эмоционального воздействия, достоверности игры актеров, спектакль в Лавренева сравним с этими знаменитыми постановками. Глубокое понимание режиссером Екатериной Гранатовой-Лавровской смыслов гениальной чеховской пьесы, вдохновенная искренность актеров, показались нам интереснее многих разрекламированных "авторских" прочтений! Зная ограниченность возможностей театра Лавренева - создать спектакль такого уровня - творческий подвиг режиссера, актеров, всех служб театра!
Прошло больше ста лет, а законы жизни подмеченные Чеховым стали актуальнее. Нахрапистые Натальи Ивановны и Соленые здравствуют. Воинственная пошлость продолжает теснить милых сестер. И ютятся "Три сестры" в холодном зале матросского клуба....
Театр Лавренева, по духу,напомнил театр МГУ, ранний "Современник", театр на Юго-Западе. В этих театрах молятся искусству! Почти без декораций, подчас в подвалах, часто без зарплаты, зато аншлаг.
Тем сильнее удивило, на премьере спектакля такого уровня, до аншлага далеко! А как по другому? Реклама, мягко говоря, ненавязчива. Недосуг. Продвигают другие театральные продукты! Думаю это недоработка культурных властей, прессы, театральной общественности. Лавренева театр и ведомственный и городской! Ибо и Черноморский Флот и его театр, суть Севастополя. Маркетинговая и любая поддержка властями театра, будет позитивно воспринята и жителями и депутатами. Театр надо защищать, а не штрафовать! Многие просто не знают, что театр Лавренева - Слава Севастополя!
В конце прошлого года, на Всероссийском театральном форуме во Владимире, где в фестивале участвовали 23 театра, в том числе такие известные, как Санкт - Петербургский театр на Фонтанке, Московский театр "Сфера", наш театр имени Луначарского, Гран-при - Золотой Диплом и Большую хрустальную шапку Мономаха получил театр имени Лавренева.
В 2015 году театр с потрясающим успехом гастролировал на одной из лучших сцен страны -Центрального академического театра Российской армии. Зал битком, на последнем показе стояли в проходах - успех потрясающий!
Талантам надо помогать! Уверен. тогда театр Лавренева ждут новые гастроли в Москве, новые Гран-при на фестивалях, искренняя любовь и преданность севастопольцев!

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Аста
2392

А мне Укрощение строптивой у лавренёвцев нравится. 25 пойдём снова.

Profile picture for user gunzah
6241

Театр Луначарского выигрывает помещением, антуражем и всё. Лавреневцы победнее всем этим, но у них не хочется уйти со спектакля через 5-10 минут, иногда и плакать заставляют. В Луначарского разве что на Таганова можно сходить... ИМХО

Profile picture for user Аста
2392

Кстати, на счёт Седьмого греха, совсем не согласна. Глупо видеть в этом спектакле только инцест. Инцест, в данном случае, это повод начать разговор о вседозволенности властьимущих и о молчаливом благо ловлении обществом и церковью этой вседозволенности.
А народ..... Для народа найдём "святую кликушу", пусть расскажет им об "альтернативных фактах".
Так что....зря, зря.... Спектакль очень даже со смыслом.

Profile picture for user Эпикур
24

Кстати, на счёт Седьмого греха, совсем не согласна. Глупо видеть в этом спектакле только инцест. Инцест, в данном случае, это повод начать разговор о вседозволенности властьимущих и о молчаливом благо ловлении обществом и церковью этой вседозволенности. А народ..... Для народа найдём святую кликушу , пусть расскажет им об альтернативных фактах . Так что....зря, зря.... Спектакль очень даже со смыслом.
Я думаю, что Ваш отзыв на эту пьесу, порожден тем,что Вы ее посмотрели облагороженной режиссурой Журавкина и игрой артистов театра. Советую Вам почитать пьесу. Я подробней о ней писал В блоге "Последние премьеры в Луначарского" даже приводил убойные цитаты из этой пьесы. Вообще, это самая сомнительная драматургия с какой мне приходилось сталкиваться. Вообще Луначарский по всему тому, что о нем слышал и читал вызывает не лучшие чувства. Почитайте его статьи по искусству! Он сыграл не лучшую роль в развитии русской культуры, в том числе театра. Партийность культуры, цензура и т.д. но это довесок - главное - попробуйте почитать его тексты...

Profile picture for user Аста
2392

to Эпикур (Севастополь)

Мы ведь о спектаклях наших театров говорим.

Profile picture for user Эпикур
24

даже прекрасные уста Романычевой не могут спасти уродства монолога!

Profile picture for user Евгений Якупов
5

:)) Не все, не все театры обошли в городе!
Вас потрясет "Кроткая" (ТБМ), впечатлит "Фрекен Жюли" ("Психо-Дель-Арт"), а после "Коллекционера" (Психо-Дель-арт) - вам захочется - раз 5 посмотреть "Снегопад для Киры" ))), чтобы войти в обыденное среднестатистическому зрителю состояние.

Profile picture for user Эпикур
24

:)) Не все, не все театры обошли в городе! Вас потрясет Кроткая (ТБМ), впечатлит Фрекен Жюли ( Психо-Дель-Арт ), а после Коллекционера (Психо-Дель-арт) - вам захочется - раз 5 посмотреть Снегопад для Киры ))), чтобы войти в обыденное среднестатистическому зрителю состояние.
Спасибо за рекомендацию - постараюсь реализовать в следующий приезд.