Визит Владимира Путина в Севастополь в 2001 году
Материалы из 6-й книги В.Б.Иванова
«Тайны дипломатические» серии «Тайны Севастополя»
Воздвижение креста Господнего на Владимирском соборе в Херсонесе
Эта глава книги посвящена важному историческому событию для России, Украины и Севастополя. Во-первых это встреча и пребывание двух президентов — России и Украины — в городе и, во-вторых, — воздвижение креста на соборе Св. Владимира.
28 июля 2001 года президент России В.В.Путин и президент Украины Л.Д. Кучма приняли участие в торжественном установлении освященного креста на соборе Святого Владимира в Национальном заповеднике Херсонес Таврический.
Историческая справка. 12 апреля 1861 года после получения высочайшего повеления «В ознаменование места, крещения князя Владимира построить храм его имени на развалинах Херсонеса» начались работы по сооружению храма. Сначала расчистили место и вырыли рвы для фундамента. 23 августа 1861 года государь император Александр II с императрицей Марией Александровной, великим князем Константином Николаевичем и великой княжной Марией Александровной заложили первый камень в основание храма. Туда же положили медную доску с указанием события и времени закладки, увековечивая великое событие. Через год фундамент был возведён, но недостаток средств приостановил работы на три года, и только 15 августа 1867 года началась кладка стен второго этажа. Первый камень в горнее место был заложен великим князем Владимиром Александровичем, принявшим на себя звание ктитора храма.
В 1891 году было закончено строительство Владимирского собора в Херсонесе на месте предполагаемого крещения в Херсонесе (Корсуне) в 988 году святого равноапостольного князя Владимира — сына Святослава Игоревича, внука великой княгини Ольги. Храм был выполнен по проекту академика Д.И. Гримма в византийском стиле, однокупольный, двухэтажный, высотой 35 метров. Он имел пять престолов: на первом этаже — во имя Рождества Богородицы и преподобного Мартиниана, на втором — во имя святого равноапостольного князя Владимира (главный), святого благоверного князя Александра Невского (южный), святого апостола Андрея Первозванного (северный). Стены и иконостас первого этажа украшали иконы известных художников России: И. Майкова, В. Нефора, П. Рисса, а настенные росписи верхнего храма выполнил А. Корзухин. В главном храме находились раки с частицами мощей 115 святых и список чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери.
Освящение храмовых пределов происходило по мере готовности их. Так, 15 мая 1888 г. освятили нижнюю церковь (к 900-летию крещения Руси), и в этот раз была принесена бескровная жертва за Отечество и всех православных в том месте, где принял крещение святой просветитель земли русской. 17 октября 1891 г. в знаменательный день спасения государя и царской семьи при крушении поезда в Борках был освящен главный престол верхнего храма при большом стечении народа. В следующем году освящён придельный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Рядом с храмом находилась колокольня. Один из колоколов, малый — в 111 пудов, другой — в 723 пуда 20 фунтов, отлиты в 1895 г. в память Александра III, третий — в 351 пуд, отлит в честь коронации Николая II.
Служба во Владимирском соборе началась в 4 часа утра. В день памяти князя Владимира 15 июля (28 июля по новому стилю) из центра города, от Никольского адмиралтейского собора, совершился сюда крестный ход. День объявлялся нерабочим для возможности всех принять участие в празднике, объединявшем людей чувством гордости за свою историю, благодарности просветителю, святому князю Владимиру.
В 1924 г., согласно постановлению ЦИКа и СНК, Владимирский собор был закрыт. Храмовые ценности были изъяты еще в 1922 г. Одиннадцать древних икон сохранялись до 1925 г., когда они в числе прочих были переданы Херсонесскому музею. В 1926 г. туда же переданы святые мощи.
Алексей Касаткин вспоминает: «После закрытия монастыря и передачи всех реликвий Херсонесскому музею, через 1,5─2 года был открыт во Владимирском соборе антирелигиозный музей. Меня, 5-летнего мальчишку, мать повела в собор. Людей было много, и паломники, и воинствующие атеисты перемешались и стремились попасть в собор-музей. Вход был платный, и экскурсия велась женщиной-экскурсоводом. Запомнилась икона «Един в трёх лицах» (Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой). Икону повесили на колонне у южного входа, и к ней можно было подойти достаточно близко. Как рассказала экскурсовод, и это хорошо было видно, на поверхность иконы, перпендикулярно ей, были приклеены полоски, и икона рисовалась с трех позиций, каждой соответствовал один из трёх видов. На расстоянии поверхность иконы была незаметна. Помню, как это меня поразило, и я перебегал с места на место. Это было моё первое знакомство с растровым рисунком. Если эту икону не украли, то она и сейчас хранится в запасниках Херсонесского музея.
По поводу разрушения собора. Последний раз я видел целым собор 2 ноября 1941 года с борта теплохода «Украина» (эвакуировался с судостроительным техникумом). 10 мая 1944 года я увидел его разрушенным, когда пришел в свой дом (я участвовал в освобождении Севастополя ). От нашего дома (Коммунистическая, 61) он был хорошо виден, пока не застроили Пугачевку. Собор стоял полуразрушенный. Очень сильно пострадал северо-западный угол: стены этого угла были от второго этажа и до купола разрушены, часть купола висела. И хотя собор огородили, опасность обрушения сохранилась. В какой-то из 45–51 годов купол был убран. Собирались взрывать не собор, как можно подумать, читая текст, а опасные развалины».
После войны, когда мы жили в Карантине, мы с мальчишками часто бывали в Херсонесе, точнее, там прошло мое детство. Мы неоднократно поднимались по боковым лестницам (металлические скобы, вмонтированные в стену) на верхние этажи храма и выковыривали из покрытия крыши серу, которую потом поджигали. К этому времени обрушенный купол уже лежал на втором этаже. Но я помню хорошо сохранившуюся роспись на восточном и северном фасадах храма. Время и бездушие людей полностью уничтожили творение академика Д.И. Гримма, зодчих И. Майкова, В. Нефора, П. Рисса, А. Корзухина, превратив шедевры русской культуры и искусства в духовное кладбище советской эпохи.
Продолжительное печальное состояние храма — результат действия времени, безудержного разграбления, кощунственного вандализма и нашего безразличия.
Первые богослужения проводились возле храма. К Святой Пасхе на средства верующих была расчищена и обустроена западная часть собора (притвор и два маленьких придела), где сохранились своды первого яруса. От остальной части разрушенного храма эти помещения отделили временной стеной, перед которой построили временный алтарь. Позднее был обустроен один из маленьких приделов — (южный) в честь преподобного Мартиниана.
6 января 1994 г. собор передан городскими властями в пользование верующим.
Восстановление разрушенного войной собора было посвящено 2000-летию Рождества Христова и выполнялось по постановлению Кабинета министров Украины. Главный подрядчик — «Реставрационно-строительная корпорация Украины» (Крымское управление и ЗАО «Крымреставрация», специалисты из Киева, Сум, Симферополя, Севастополя и др. городов). Автор — архитектор проекта восстановления Е.И.Осадчий. Художественная роспись его стен была закончена в 2004 году. Всего в восстановлении собора принимали участие 500 специалистов и рабочих. Самое важное, что, благодаря усилиям дружного коллектива архитекторов, скульпторов, инженеров, строителей, одна из основных православных христианских святынь была заново построена. Завершился первый этапа восстановительных работ 28 июля 2001 года. В этот день президент Украины Л.Кучма и президент России В.Путин приняли участие в церемонии установки креста на куполе собора.
Свято-Владимирский собор в Херсонесе по своему объему в 20500 м3 стал вторым (после Успенского в Киеве) собором в Украине. Он имеет 7 крестов, из них один позолоченный, остальные каменные. Общая высота собора 34,2 м. Во время реставрации использованы сохранившиеся фрагменты основания, разрушенного войной, высотой 13 метров. Вес центрального купола достигает 500 тонн. Всего заложено по кругу 480 м3 каменной оснастки. Крест имеет высоту 2,2 метра и весит 200 кг. Купол покрыт позолотой площадью 500 м2. Заменены 54 мраморные колоны и 1227 м2 мозаичного пола.
В день торжеств, в 7.00, на территории собора началась торжественная литургия. Количество гостей с каждым часом увеличивалось, и мы размещали их в специально установленных секторах. Многие люди прибывали празднично одетые, с детьми и цветами. В это время президенты России и Украины уже выезжали с государственных дач. Л.Кучма размещался в Мухалатке, В.Путин — ближе к Севастополю, на даче «Заря».
В Севастопольской администрации был разработан подробный план мероприятия, создан оргкомитет, подготовлено 1600 пригласительных, выполнены и другие мероприятия.
Так получилось, что из членов оргкомитета у креста, стоящего еще на земле перед храмом, никого не было. В это время к кресту подошел Г.Зюганов и растерянно посмотрел по сторонам, не зная, куда надо идти дальше. Увидев у меня на груди бейджик члена оргкомитета, он поздоровался и попросил пояснить план мероприятий. Я рассказал Г.Зюганову, что планируется, и коротко — историю храма и его строительства. Геннадий Андреевич внимательно слушал, но одновременно наблюдал за окружением. Поняв растерянность первого ленинца России, я предложил ему пройти к импровизированной трибуне, откуда он сможет наблюдать за всем происходящим. Проводив Г.Зюганова до трибуны, где его встретил первый секретарь Севастопольского отделения КПУ В.Пархоменко, мы все вместе сфотографировались.
Первым прибыл Л.Кучма. В 9.50 мэр Севастополя Л.Жунько встретил президента Украины и сопровождающих его лиц на центральной аллее возле собора Святого Владимира в Национальном заповеднике Херсонес Таврический. Мэр Севастополя доложил президенту о готовности к мероприятиям. Они и сопровождающие президента лица остановились перед входом на территорию храма в ожидании прибытия президента России, который почему-то задерживался.
Наконец, с опозданием на 20 минут прибыл В.Путин. Вообще в дипломатической практике опоздание высокого гостя должно чем-то оправдываться, но, как правило, это не допускается. Приглашенные начали волноваться, митрополит Киевский и Всея Украины блаженнейший Владимир, завершив богослужение, тоже в растерянности наблюдал за происходящим.
Л.Кучма встретил В.Путина на центральной аллее возле собора Святого Владимира, и все направились к трибуне. Высоким гостям предстояло пройти по людскому коридору, состоящему из гостей, верующих, служителей культа, военных. Как только В.Путин появился у металлической ограды территории храма, толпа начала дружно скандировать: «Россия, Россия!», «Путин, Путин!»
Мне показалось, что от этого В.Путин стал еще величественнее и даже выше. Он важно шагал на полметра впереди президента Украины, за ними шли Волошин, Зюганов, Матвиенко, Черномырдин, Литвин и Потебейко. Слегка склонив голову, шел президент Украины — главное действующее лицо в период восстановления Владимирского собора.
Бросилось в глаза, что все украинские гости были одеты по-летнему, в рубашках , многие без галстуков. И только охрана президента России и сам президент были одеты в темного цвета костюмы. Весело улыбаясь, президенты и сопровождавшие их лица прошли на трибуну. Во время движения большая масса людей скандировала: «Россия, Россия, Россия!». В.Путин приветливо махал рукой, а президент Украины молча шел рядом. Четверо молодых людей высокого роста неотступно следовали за Путиным.
Подойдя к установленному на постаменте кресту, президенты остановились, перекрестились и поцеловали крест. Ту же процедуру проделали и сопровождающие президентов гости. Далее президенты прошли по живому людскому коридору и поднялись на импровизированную трибуну.
Нужно отметить высокую организацию при проведении мероприятий. Гости, стоящие в своих секторах, так и не покинули их до окончания церемонии, хотя можно было подойти и ближе к трибуне.
Митинг открыл председатель Севастопольской госадминистрации Л.Жунько, который, обращаясь к президентам и собравшимся, в своем приветственном слове сказал:
— Событие, ради которого все мы сегодня собрались на земле древнего Херсонеса, имеет масштаб поистине исторический. Владимирский собор, заложенный 140 лет назад на месте церкви, где принял крещение киевский князь Владимир Большой, стал святыней православия, жемчужиной славянской культуры. Возводился храм, поражавший современников красотой и величием, более трех десятилетий. Пятьдесят шесть долгих послевоенных лет он стоял в полуразрушенном состоянии. Всего три года назад по инициативе президента Украины началась его реставрация.
Символично, что финансирование работ взяла на себя киевская мэрия, а стройка эта стала поистине всеукраинской. В Севастополь приехали уникальные специалисты из Киева, Симферополя, Кировограда, Сум и других городов Украины. Их объединило стремление восстановить храм в первозданном виде, как символ возрождающейся духовности украинского общества, веры в вечные ценности, гражданского мира, согласия и самоуважения. Сегодня, в день равноапостольного князя Владимира Большого, закончен 1-й этап реставрационных работ, на главном куполе собора будет установлен освященный крест. Мы рады, что в такой знаменательный день все, кто причастен к возрождению национальной святыни, вместе с нами.
Затем на русском языке с приветственными словами к собравшимся обратились мэр Киева Александр Омельченко, президент Украины Леонид Кучма и президент Российской Федерации Владимир Путин.
После выступления митрополита Киевского и Всея Украины блаженнейшего Владимира состоялся благодарственный молебен. Затем митрополит Киевский подарил президентам по три картины.
Начинается церемония установления освященного креста. Несомненно, это было историческое событие, свидетелями которого было более тысячи человек. У золотистого креста высотой 2,2 метра и весом 200 кг, стоящего на невысоком постаменте, — президент «Укрреставрации» Орленко Николай Иванович, начальник управления охраны памятников Киевской городской госадминистрации Кухаренко Руслан Иванович и другие создатели собора. Башенный кран, установленный рядом с собором, начинает медленно поднимать освященный крест.
Церковный хор исполняет оду. Все присутствующие с затаенным дыханием наблюдают за медленным подъемом креста на вершину купола. Наконец он устанавливается в специальное ложе, оборудованное на самой макушке собора. Но эта непростая задача, и только со второй попытки рабочие устанавливают огромный крест на свое место.
Затем Леонид Жунько приглашает президентов Украины и России, а также других почетных гостей осмотреть собор.
Осмотр начался с нижнего храма. Главным компонентом архитектоники нижнего храма являются остатки фундамента и стен древней базилики. Они сохранились в восточной стороне алтаря, и обрамляют середину храма. Именно на этой территории были устроены горнее место, престол и жертвенник. Горнее место устроено на восточной уцелевшей алтарной стене. Над ним было помещено поясное изображение Спасителя, выполненное живописным письмом на стекле художником Молокиным. Престол установлен на месте престола древнего храма. С северной стороны алтарной стены был поставлен жертвенник. Алтарь по типу древних храмов разделен на три части. За древней стеной устроен широкий проход из одной части алтаря в другую. Камни древней стены для прочности были закреплены цементным раствором, а выступающие –– уравнены по вертикальной плоскости и облицованы мраморными плитками серого цвета. Боковая поверхность древних камней облицована жидким стеклом. Разрушенные же остатки древних стен были обозначены на мозаичном полу мраморными полосами в виде лент черного цвета.
С западной стороны древней стены по сторонам входа внутрь базилики было сооружено два памятника из темного мрамора. Они представляли собой профилированные стелы, увенчанные белыми мраморными крестами. В средней части памятников, в крестообразных углублениях, находились писанные на стекле образа работы Молокина. На северном памятнике — образ Богордицы, на южном — Спасителя в терновом венце. Под образами были выбиты памятные надписи.
На северном (левом) памятнике: «Основание главного престола св. Владимира положено 14 августа 1867 г. Его Императорским Высочеством, Великим князем Владимиром Александровичем, принявшим затем 15 августа 1867 г. с Высочайшего соизволения, звание ктитора этого храма. Постройка храма вчерне произведена тайным советником Губониным по плану профессора, ныне ректора Академии художеств Гримма, под наблюдением архитектора Арнольда, и окончена в 1877 г. Внутренняя отделка произведена академиками Чагиным и Тихобразовым, при благополучно царствующем Государе Императоре Александре III, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода, при Обер-Прокуроре Св. Синода, действительном тайном советнике Константине Петровиче Победоносцеве, преосвященном Мартиниане епископе Таврическом и настоятеле монастыря архимандрите Иннокентии».
На южном (правом) памятнике: «Остатки стен древняго храма во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, в котором принял св. крещение просветитель России св. благоверный великий князь Владимир. Над стенами сего храма, по изволению в Бозе почившего Государя Императора Александра II, построен соборный храм во имя св. благовернаго великаго князя Владимира и сделано в линиях очертание разрушенных стен для ясной наглядности. Храм сей заложен 23 августа 1861 г. в Бозе почившим Государем Императором Александром II и Государыней Императрицей Марией Александровной; в закладке храма участвовали Их Императорские Высочества — великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Мария Александровна».
Двухэтажный храм был выстроен, несмотря на постоянную нехватку средств, из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно, с применением новейших требований строительной техники, так что постройка не могла желать лучшего и считалась образцовой как в техническом, так и в художественном отношении. Так, для необходимости обеспечения устойчивости стен храма были заложены сверх сметы весьма значительных размеров связи из склепанного котельного железа. Работа эта, несмотря на трудности и сложности исполнения, сделана тщательно и прочно. Цоколь храма вместо местного камня (по смете) сделан из твёрдого гаспринского мрамора, значительно более прочного и видом своим много способствовавшего красоте и богатству наружной отделки. 54 колонны, на которые опираются арки окон, поставлены были вместо тёсаных из местного камня (по смете) полированные из левантского каррарского мрамора (сейчас 8 колонн утрачены). Кресты, украшающие фасад храма и венчающие фронтоны, сделаны из различных цветных мраморов вместо камня (по смете). В 4-х парных окнах второго яруса храма поставлено 8 колонн с базами и капителями из желтоватого полированного балаклавского мрамора. Все эти дополнения обеспечивали храму большую прочность и изящество.
Храм имел пять престолов: нижний — в честь рождества Пресвятой Богородицы, справа — небольшой придел во имя св. Мартиниана, обустроенный на личные средства последнего настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), где похоронили освятившего собор в 1891 г. архиепископа Таврического и Херсонесского Мартиниана, а в 1909 г. — устроителя этого придела. На втором этаже было три престола: главный — во имя св. кн. Владимира, отсюда принесшего на Русь христианство, левый — св. апостола Андрея Первозванного, проповедавшего здесь христианство в 50 гг. I века, правый — во имя св. кн. Александра Невского. Нижний храм хранил то, что осталось от той древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Стены и жертвенник прикрыли мрамором. На том месте, где была купель, положили тёмно-серую мраморную плиту с белым крестом и окружили изящной решеткой. Около нее стоял на постаменте ковчег с частицей мощей св. кн. Владимира, пожалованных в Херсонес государем императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца. На нём красовалась надпись: «Десницею всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым. крещением просвятися, светом познания Христова Землю Русскую одарил ecи». Вход в древний храм был обозначен мраморными плитами с чудными иконами Спасителя и Богородицы, увенчанными корсунскими крестами, они более других икон почитались и ублажались поклонением и целованием. Справа над дверями в полукруге была икона «Крещение князя Владимира», а над левыми — «Крещение киевлян» работы академика Риса.
Верхний храм Св. Владимира отличался особой красотой. Стоящие в нем вполне могли повторить вслед за послами кн. Владимира, побывавшими в Св. Софии в Константинополе: «Стояще в храме сем, на небесе стояти мним». Внешнему величию и красоте храма вполне соответствовали и всё убранство его, а также служение, которое совершалось истово и благоговейно.
В 1924 г., согласно постановлению ЦИК, Владимирский собор был закрыт. Храмовые ценности были изъяты еще в 1922 г. Одиннадцать древних икон сохранялись до 1925 г. когда они в числе прочих были переданы Херсонесскому музею. В 1926 г. туда же переданы святые мощи. Купол собора был покрыт свинцовой черепицей. Её стали разворовывать, результатом чего стала порча живописи. И все-таки до войны он относительно уцелел.
По официальным данным, в последний год обороны Севастополя прямым попаданием купол храма был разрушен. Нынешнее печальное состояние его (1990-й год) — результат действия времени, безудержного разграбления, кощунственного вандализма и нашего безразличия.
В 1992 г. служба во Владимирском соборе возобновлена. Священник Александр Курбачёв, назначенный сюда настоятелем, с благоговением вспоминает встречу с храмом: «Обойдя величественные руины храма кругом, я остановился перед западным входом как вкопанный. Мне, жителю Севастополя, собор был знаком с детства, но символическая глубина увиденного открылась только теперь. Вход был заложен серыми камнями, скреплёнными цементом, а над ними едва сохранившаяся надпись славянской вязью — призыв Спасителя: «Аз есмь дверь, Мною аще кто виидет спасется». В этих камнях, заграждавших путь к Нему, я вдруг увидел символ нашей ипостаси, символ забвения нашим народом своего законного исторического пути, предначертанного великим просветителем — равноапостольным Владимиром. Результатом этого отступничества явились бедствия и потрясения, пережитые нами. И сокрушит эти камни наше молитвенное покаяние, всеобщее осознание необходимости возвращения на свой исторический путь. Путь познания Бога, путь верности святому православию. И вход наш в собор, и его восстановление будут допускаться Господом по мере нашего покаяния, по мере нашего достоинства памяти св. Владимира». Первые богослужения проводились возле храма. К Святой Пасхе на средства верующих была расчищена и обустроена западная часть собора (притвор и два маленьких придела), где сохранились своды первого яруса. От остальной части разрушенного храма эти помещения отделили временной стеной, перед которой построили временный алтарь. Позднее был обустроен один из маленьких приделов — (южный) в честь преподобного Мартиниана.
Через полчаса осмотр нижнего храма был завершен и президенты поднялись на второй этаж.
Верхний этаж храма еще находился в процессе строительства, но рабочие навели «марафет», и, в общем, зал второго этажа имел почти завершенный вид. Работы по укладке мозаичного пола тоже подходили к концу, и президентам предоставили право вмонтировать несколько кусочков смальты в пол второго этажа, что те с большим удовольствием и сделали.
Мозаика (от лат. (opus) musivum — «произведение, посвящённое музам») — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.
Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используются более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.
В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты по-прежнему остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется в основном для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, — доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.
Явные лидеры современных мозаичных материалов — стеклянные смеси и керамика — помогают реализовать в жизнь любую творческую задумку заказчика. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности безграничны: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.
Выслушав короткую информацию о технологии изготовления мозаичных полов, президенты принялись за работу. В.Путин первым положил три кусочка смальты в уже обозначенный рисунок круга, но ему подсказали, что смальту нужно вдавливать в раствор и российский президент последовал совету. Затем наступила очередь украинского президента, и тот с другого конца рисунка начал вдавливать кусочки смальты. Стараясь хоть чем-то выделиться, Л.Кучма уложил четыре кусочка и был очень доволен, что обошел российского президента. Их примеру последовали Валентина Матвиенко и главный украинский прокурор Потебейко. Оба президента были очень довольны, несомненно, надеясь, что со временем это им зачтется…
О ходе реставрационных работ рассказывал Кухаренко Руслан Иванович — начальник управления охраны памятников Киевской городской госадминистрации. К этому времени на куполе собора уже заканчивались работы по покрытию купола сусальным золотом. Суса́́льное золото (сусаль) — это тончайшая (обычно доли микрон) плёнка золота, которую наклеивают на изделие в декоративных целях. Изготавливают сусальное золото вручную, расплющивая молотком в тонкий лист. Данная технология продолжает оставаться ведущей и в настоящее время.
Завершив осмотр храма, вся процессия вышла из него и двинулась к туманному колоколу. Так получилось, что движение высоких гостей осуществлялось по людскому коридору и попавший в него просто не мог из него выйти.
Как члену оргкомитета по организации и проведению мероприятий и шефу протокола Севастопольского государственной администрации, мне предписывалось сопровождать президентов, показывая направление движения. Перед президентами шла их личная охрана. В какое-то время я замешкался, отодвигая напиравших людей, и один из молодых людей в черном костюме — охранник В.Путина — приподнял меня над землей и плавно переставил в сторону. Во мне 100 кг, но этот натренированный молодой человек спокойно отодвинул меня. От неожиданности я опешил и повернулся к нему лицом. Увидев на моей груди знак члена оргкомитета, молодой человек попросил извинения, но твердо сказал, что при движении нельзя останавливаться.
Затем все вышли к морю и президенты подошли к колоколу. Охрана обоих президентов преградила путь сопровождающим. В.Путин с Л.Кучмой остались один на один с морем. Постояв несколько минут на краю площадки, глядя на море, президенты подошли к колоколу и остановились под ним.
Известно, что под колоколом находится космический информационный колодец. Многие экстрасенсы часто посещают это место, получая космическую подпитку.
В Херсонесе, над обрывом, на берегу моря, между двумя массивными каменными пилонами, висит бронзовый колокол. У него своя очень богатая событиями история.
Вечером 27 августа (8 сентября) 1855 года гарнизон Севастополя по понтонному мосту отступил на Северную сторону, 349-дневная оборона закончилась. Южная и Корабельная пылали, взлетали в воздух пороховые погреба батарей. Через три дня в разрушенный город вошли осаждавшие. Оккупация продолжалась около года, за это время англичане и французы взорвали все, что могли взорвать, и вывезли все, что можно было считать трофеем. Не избежали этой участи и 13 колоколов севастопольских церквей, но их конфискации был придан вид некоторой законности. Вспомнили о законах 1807 и 1810 годов, принятых еще Наполеоном I, по которым колокола захваченных городов должны передаваться артиллерийскому ведомству, вероятно, для переплавки на орудия. Но век бронзовых пушек уже прошел, артиллеристы не знали, что делать с колоколами, и передали их военному министерству.
Дальнейшая судьба большинства из них неизвестна, но в 1913 году один русский колокол был обнаружен висящим в знаменитом соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), причем, похоже, уже никто не помнил, как он там оказался. Об этом стало известно французскому консулу в Севастополе Л. И. Ге, который предложил вернуть колокол.
Приближалась Первая мировая война, Франция была кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и 23 ноября (6 декабря) «колокол-пленник» прибыл в Севастополь и был поднят на звонницу Херсонесского монастыря, которая находилась рядом с Владимирским собором и до наших дней не сохранилась. В письме к Л. И. Ге президент Франции Р. Пуанкаре написал, что он возвращает колокол России «в знак союза и дружбы». Русское правительство в свою очередь наградило французского консула орденом Св. Владимира 4-й степени.
За несколько лет до этого события, в 1894 году, у Херсонеса потерпел крушение, напоровшись в тумане на прибрежные скалы, пароход «Петр». С тех пор один из колоколов монастыря был специально назначен звонить во время тумана, тем более что существовали специальные законы 1851 и 1893 гг., предписывавшие церквам звонить в колокола «во время метелей, вьюги и пасмурности». Возможно, эту роль пришлось выполнять и колоколу из Парижа.
В 1925 году, после закрытия монастыря, его колокола были сняты, но управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Черном и Азовском морях обратилось в Севастопольский горисполком с просьбой оставить один из колоколов для звона в туманную погоду. В это время колокол и был установлен между каменными пилонами на берегу. Он пережил вторую героическую оборону города, дождался его освобождения. Только к старым шрамам от пуль и осколков прибавились новые.
В 1992 году во время посещения посольства Франции в Москве военно-морской атташе Франции кап. 2 ранга Ив Майяр передал мне французские и русские архивные документы об истории возвращения колокола в Россию.
И в Севастопольском государственном архиве есть «Дело о возвращении из Франции колокола». В «Деле» находится его подробное описание, где, в частности, сказано, что колокол «имеет изображения: на одной стороне св. Николая.. а на другой неизвестный святой, стоящий на Луне». Кроме того, приводится текст надписи на колоколе, который уже в то время сохранился не полностью: «сей колокол.. вылит.. святого Николая Чудотворца в Таганро… (очевидно, в Таганроге. — Е. В.) из турецкой артиллерии весом 351 пуд 1776 года месяца августа… числа».
Тщательное обследование обнаружило все эти изображения и текст, хотя и пострадавший от пуль и осколков, но вполне читаемый (особенно хорошо сохранился год отливки). Сомнения исчезли — это колокол, побывавший в Париже.
После этого стало возможным проследить историю его первого появления в Севастополе.
По сохранившимся документам можно утверждать, что колокол весом в 150 пудов был отлит в августе 1778 года из трофейных турецких пушек первоначально для церкви Святого Николая в Таганроге. В 1803 году по указанию императора Александра I он был отправлен в Севастополь — строящуюся тогда новую военно-морскую крепость России. Место первого расположения колокола можно, по всей вероятности, предположить в севастопольской церкви Св. Николая (заложена как часовня в августе 1783 г.). А в 1850 году, после основания мужского монастыря в Херсонесе, колокол мог оказаться в его распоряжении. В Крымскую кампанию 1854–1856 гг. этот район был занят французскими войсками, при уходе которых колокол был «пленен», увезен во Францию и помещен в башню храма Пресвятой Богородицы (Нотр-Дам де Пари) в Париже.
Благоговейное изумление внушает его судьба: отлитый из трофейных пушек за пять лет до основания Севастополя, он более полувека провел в плену во Франции, вернулся на родину, перенес Первую мировую и гражданскую войны, героическую оборону города в Великую Отечественную войну, годы оккупации, бои при освобождении и до сих пор неколебимо возвышается на древнем берегу Херсонеса!
Постояв около минуты под колоколом, В.Путин и Л. Кучма направились к группе многочисленных журналистов, фото- и телерепортеров. Президентов плотным кольцом окружили сотрудники российской и украинской государственной охраны, в этом кругу, помимо президентов, оказались Л.Марченко, Л.Жунько, О. Кухаренко и я.
На площадке перед колоколом директор заповедника — кандидат исторических наук Леонид Марченко — рассказал президентам об истории создания Национального заповедника Херсонес Таврический. Во время рассказа я заметил заместителя директора заповедника Плаван Тамару Федоровну, которая, жестикулируя, что-то пыталась показать, но охрана ее не пускала. Оказалось, это были два красочных альбома о Херсонесе. Я попросил охранников пропустить Тамару Федоровну к президентам, после чего Леонид Васильевич вручил гостям подарки и все направились обратно к храму. И вдруг у меня мелькнула мысль рассказать В.Путину еще об одной достопримечательности Херсонеса — украинской гривне, на которой изображена Херсонесская базилика.
Действительно, после введения новых денежных знаков в Украине дизайнеры разместили на купюре достоинством в одну гривну на одной стороне портрет князя Владимира, а на обратной — развалины Херсонесской базилики.
Перед тем как направиться к собору, я не удержался и вклинился в разговор. Вытащив из кармана гривну, показал ее В.Путину и сказал, что история Херсонеса запечатлена на украинской валюте. Путин остановился и спросил: «Что вы имеете в виду?» Я передал гривну президенту России и рассказал об истории создания новых украинских денег.
Президент Украины Леонид Кучма не выдержал и говорит мне: «Дэ, покажи?».
Историю создания новых украинских денег мне поведал бывший управляющий Национальным банком Украины Владимир Павлович Матвиенко. В 1994 году он подарил мне новую купюру достоинством в одну гривну. Это был проект, который разработала британская компания, другой вариант разрабатывали французы. Между этими двумя фирмами и развернулась борьба, чей вариант защиты будет надежнее.
Позже в ресторане гостиницы «Октябьская» я имел честь познакомиться с дизайнерами и разработчиками проекта новых украинских бумажных купюр. Тогда британцы в шутку предложили на одной из купюр изобразить Британский военный мемориал, построенный нами в 1993 году на Каткартовом холме в Севастополе.
За основу проекта новых украинских денег была взята история Украины, выраженная в лицах, с изображением исторических мест. Поэтому отсчет истории начали с крещения равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и изображения базилики V века.
Несомненно, мой рассказ привлек внимание В.Путина, и все планы государственной и личной охраны президентов были спутаны. Дело в том, что движение глав государств осуществляется по заранее установленному маршруту. До этого специальные сотрудники вместе со служебными собаками осматривают маршруты движения, после чего доступ посторонних людей к этим местам запрещается.
Отклонение от проверенных маршрутов не допускается.
Но после моего рассказа вся группа по инициативе В.В.Путина вместо запланированного возвращения к храму направилась к базилике. Я шел впереди, показывая дорогу. Было понятно замешательство службы охраны президентов. Обгоняя нас, несколько сотрудников, перепрыгивая через остатки древних строений, кинулись осматривать дорогу. Проворные корреспонденты через отдельные проходы в средневековых постройках устремились тоже вперед.
Пройдя двадцать метров, все остановились, и президенты внимательно начали разглядывать берег моря, пытаясь увидеть остатки базилики.
«Где же базилика?» — спросил В.Путин. Я ему ответил: «Вон — вдали у моря». Пришлось подойти поближе, и, когда В. Путин увидел колонны и руины древней базилики, мне показалось, что гривну он хочет оставить себе.
Я набрался смелости и попросил В.Путина оставить мне на память эту купюру. Президент заулыбался, поблагодарил меня за рассказ и отдал мне купюру-раритет достоинством в одну гривну под № 1062404056.
Подошли к лестнице, ведущей к зданию музея, здесь по просьбе журналистов президенты сфотографировались на фоне базилики. Затем все поднялись по лестнице, и подошли к древним экспонатам, отгороженным решеткой. Осмотрев их, президенты направились к машинам.
Маршрут движения был окончательно изменен, и большая часть людей, ожидавших президентов на территории собора, так и не дождалась их возвращения. Зато те, кого не пустили за ворота территории храма на молебен, оказались в центре событий. Плотным кольцом, окружив машины президентских кортежей, люди имели удовольствие наблюдать В.Путина и Л.Кучму. И, конечно, спонтанно завязался разговор, первой какая-то женщина, размахивая российским флажком, обратилась к российскому президенту:
— Владимир Владимирович, когда Севастополь станет российским городом?
Несомненно, этим вопросом она поставила в неловкое положение президента РФ. Тот немного смущенно начал говорить о дружбе между народами и рассуждать о будущем российско-украинских отношений. Журналисты, кино- и фоторепортеры моментально оказались рядом, и началась незапланированная пресс-конференция.
Я почувствовал, что дело одним вопросом не закончится, и предложил Леониду Васильевичу Марченко срочно принести книгу почетных гостей музея — этот эпизод тоже не был запланирован. Насколько я помню, последнюю запись от имени императора России в этой книге в 1906 году сделал Николай II. Почему бы спустя 100 лет не расписаться и президенту России.
Заместитель директора заповедника, заслуженный деятель культуры Украины Тамара Федоровна Плаван принесла книгу с росписями почетных гостей музея и, с трудом протискиваясь между людьми, передала ее Л.Марченко. Кольцо вокруг В.Путина постепенно сжималось, и охрана уже не могла сдержать желающих пообщаться с президентом России. Я почувствовал, что приближается конец визита, а Леонид Васильевич смущается, не зная, как обратиться к В. Путину. Тогда я опять набрался смелости и попросил В. Путина расписаться в книге почетных гостей. Её положили на капот президентского «Мерседеса», и В.Путин расписался в книге, его примеру последовал и президент Украины Л.Кучма.
Затем президент России попрощался с участниками импровизированной пресс-конференции, помахал рукой и сел в машину. Все дружно скандировали: «Россия, Россия!», «Путин, Путин!». Мне даже было несколько обидно за президента Украины, который так и не дождался приветствий в свой адрес. Кортеж машин с президентами убыл на Графскую пристань, оттуда на быстроходной яхте «Крым» в сопровождении двух военных катеров они отправились в Артек.
В этот период мы с Вадимом Хапаевым уже полгода работали над исторической книгой о Владимирском соборе в Херсонесе. Это был первый в истории собора труд, в котором собраны уникальные материалы о всех этапах создания, разрушения и восстановления этого знаменитого храма. Тогда мы изучили архивы Херсонесского заповедника, ряда библиотек Севастополя, Крыма и Санкт-Петербурга, списались с рядом художественных музеев и творческих мастерских. Была проведена колоссальная работа, в итоге которой в начале 2002 года нами была выпущена книга «Владимирский собор в Херсонесе».
Визит в Севастополь президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина совпал с традиционным празднованием Дня ВМС России. На следующий день, 29 июля 2001 года, после воздвижения святого креста на куполе собора Св. Владимира в Севастополе прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-Морского Флота. В Севастополе это поистине главный праздник города и флота, который собирает многотысячную аудиторию зрителей из России, Украины, Крыма и Севастополя. Действительно, в этот день множество гостей из разных мест съезжаются на Приморский бульвар Севастополя, чтобы стать участниками военного театрализованного спектакля, в ходе которого черноморцы демонстрируют свое мастерство.
На трибунах водной станции Черноморского флота собралось несколько тысяч гостей, все ждали прибытия президентов. В 9.45 на центральную трибуну прибыл мэр Москвы Ю. Лужков в сопровождении московской делегации, он был встречен громкими аплодисментами и возгласами:«Россия, Россия!».
В 9.55 прибыли президенты Украины и России. Выйдя из машин, они остановились на площадке перед трибунами. Несмотря на неимоверную жару, В. Путин был одет в темный костюм с галстуком. Л. Кучма — в светлом костюме и рубашке без галстука.
В это время на акватории Севастопольской бухты заканчивался традиционный морской парад, когда командующий Черноморским флотом и командующий Украинским флотом обходят строй военных кораблей и приветствуют личный состав.
После завершения морского парада оба командующих перешли с катера на плавпричал, специально оборудованный у гостевых трибун, и направились с докладом к своим президентам. Ровно в 10.00 президент Украины Л.Кучма и президент Российской Федерации В.Путин принимают рапорты от командующего ВМС Украины адмирала М.Б. Ежеля и командующего ЧФ РФ адмирала В.П. Комоедова.
После рапорта президенты и сопровождающие их лица занимают гостевую трибуну водно-спортивной станции Черноморского флота.
Начинается совместный военно-морской водно-спортивный спектакль в честь Дня Военно-Морского флота Украины и России. Он проводится ежегодно в последнее воскресенье июля и состоит из 30 различных эпизодов с участием надводных кораблей, подводных лодок, авиации, морской пехоты.
Открывает водно-спортивный праздник лучший в мире ракетный корабль своего класса рквп «Бора», который на большой скорости проходит по Севастопольской бухте с развевающимися государственными флагами России и Украины, на траверзе гостевой трибуны выполняется боевая стрельба из ПК-10. Затем по акватории бухты проходят четыре корабля и катера с военно-морскими флагами Советского Союза, России, Украины и погранвойск Украины.
Продолжают выступление четыре вертолета с флагами ЧФ РФ и военно-морским флагом Украины. На небольшой высоте вертолеты пролетают перед трибунами и скрываются на фоне моря. Затем проходят небольшие морские катера с плакатами «Морская мощь во славу России!» и выступают каскадеры группы «Трюк» из Москвы.
Далее в течение 12 минут происходит театрализованное представление «Нептун-2001». Из морской пучины выходят «33 богатыря» — подводный десант поднимается на плавпричал, заряжает автоматы и делает залп. Далее перед трибунами проходит ракетный катер, с которого производится практический пуск крылатой ракеты, а диктор сообщает, что ракетным залпом «уничтожен» надводный корабль противника. Это один из наиболее зрелищных, театрализованных эпизодов, зрители становятся очевидцами настоящего ракетного пуска, который далеко не каждому удается увидеть за свою жизнь.
Продолжает праздник эпизод с участием подразделений Военно-Воздушных Сил ЧФ, осуществляется посадка вертолета К-8 на палубу ударного ракетного крейсера гркр «Москва». Затем авиаторами отрабатываются эпизод траления акватории бухты в составе корабельной тральной группы и подрыв мины.
Далее следует прохождение подводной лодки «Алроса» в позиционном положении. Подлодка была создана по экспериментальному проекту пр.877В (дизель-электрическая подводная лодка с водометным движителем). История создания лодок проекта 877, к которому принадлежит «Алроса», началась в 70-х годах XX века, когда в ЦКБ «Рубин» (Ленинград) была начата разработка дизель-электрических подводных лодок нового поколения, предназначенных для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, постановки минных заграждений, проведения разведывательных операций. Согласно полученному техническому заданию, это должна быть небольшая, скоростная и в то же время малошумная субмарина, обладающая новейшими разработками по части радиоэлектроники и гидроакустических средств того периода. Всего по данному проекту с учетом экспортных и экспериментальных подводных лодок на трех судостроительных заводах было построено почти 50 подлодок.
Подлодки проекта 877 предназначались не только для ВМФ СССР, но и для стран-участниц Варшавского договора (было построено и передано по одной подлодке Румынии и Польше), поэтому данный проект также получил и имя собственное — «Варшавянка».
Получившийся в ходе разработки проект 877 оказался самым современным и наиболее малошумным проектом советских дизель-электрических подводных лодок, что не преминули отметить зарубежные аналитики, моментально назвавшие эти подлодки ни много ни мало — «Черная дыра».
Завершается эпизод прохождения подводной лодки «Алроса» взлетом вертолета с гркр «Москва» и передачей пакета с приказом командиру подводной лодки.
На водной акватории бухты продолжается отработка боевых элементов подразделениями вертолетчиков ЧФ — идет поиск вертолетом с ОГАС «вражеской» подводной лодки. Над акваторией бухты появляется самолет с аэромагнитомером, который ведет поиск подводной лодки условного противника. Завершаются эпизоды поиска и уничтожения вражеской подводной лодки торпедной атакой с МПК и эффективной скоростной стрельбой из реактивных бомбовых установок со своеобразным свистом и завыванием.
Далее вступают в «работу» подразделения морской пехоты ЧФ. Сначала производится высадка десантно-разведывательной группы с артиллерийского катера, затем –– подавление противодесантной обороны противника двумя самоходными артустановками 2С-I, комплексом ДП-62.
На акваторию Севастопольской бухты медленно выдвигаются два десантных корабля — российский и украинский, с которых начинается высадка морского десанта. С небольшим интервалом из «чрева» десантного корабля прямо в море выползают плавающие танки и БТР морской пехоты, и, выстроившись в кильватерный строй, они, стреляя, начинают движение к берегу. Стрельба по береговой линии комплексом НРО А-215, артиллерийская «обработка» противника, пытающегося не допустить высадки морского десанта. На плавпричале, который находится прямо у гостевой трибуны, завязывается рукопашный бой. С воздуха осуществляется авиационная поддержка десанта. В итоге десантники захватывают плацдарм противника и развивают успех в глубь его территории — основная задача морского десанта выполнена.
Далее следуют эпизоды эвакуации с воды людей, терпящих бедствие, групповой прыжок парашютистов, гонки на транспортных лодках, прохождение шлюпок перед гостевой трибуной.
Группа парашютистов осуществляют групповой прыжок с самолета, группа самолетов ОСОУ выполняют элементы высшего пилотажа в воздушном пространстве перед трибунами.
Затем начинается выступление каскадеров студии «Трюк» из Москвы.
Водно-спортивный праздник продолжается эпизодами, подготовленными ВМС Украины — «Выход из базы боевых кораблей и судов обеспечения ВМСУ фрегата «Сагайдачный», ср. «Балта», сб. «Кременец», пок. «Новая Каховка» и «Смела». Украинские корабли самостоятельно проходят перед зрителями и выходят из Севастопольской бухты.
Завершает праздник групповой пилотаж авиационной демонстрационной показательной группы ВВС Украины «Сокол», шесть МИГ-29 в небе над Севастопольской бухтой выполняют элементы высшего пилотажа. И когда два истребителя МИГ-29 на высоте 200 метров проносятся над трибунами, публика ревет от восторга.
После окончания парада президенты переходят на Графскую пристань и убывают на флагман украинского флота «Гетман Сагайдачный», где В.Путину вручается подарок ––*бескозырка и тельняшка. Затем президенты переходят на ркр «Москва» для встречи с экипажем.
По окончании водно-спортивного праздника в Доме офицеров флота проходят прием Военным советом ЧФ и праздничный концерт Ансамбля песни и пляски ЧФ «Песни, рожденные морем».
Вечерняя программа представлена карнавалом на воде и праздничным фейерверком. В этот год было произведено рекордное количество ракетных залпов — 500.
В.Иванов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 1 просмотр
" от этого В.Путин стал еще величественнее и даже выше" - откровенно порадовало...
А что за группа людей (на последней фотографии) - справа от Путина - с окрововаленными ртами? А у Путина правая рука в чем-то красном, такое чувство, что он этим людям лицо побил, и таким образом запачкался...
это крававая слюна напомнила всему миру что ПУТИН - это наследие СМЕРШ-НКВД-КГБ-ФСБ. Все противники Путина харкают кровью в каменоломнях, а он продолжает дурачить РУССКИЙ народ.