17 декабря исполнилось 90-лет ЭПРОНу

admin

Штурвал с «Императора Петра Великого»

В 1983 году наши водолазы, возвратившиеся после успешного подъема затонувшей атомной подводной лодки на Камчатке, привезли мне в подарок штурвал со списанного в металлолом грузопассажирского судна «Якутия».



От Аварийно-спасательной службы ЧФ в подъеме лодки участвовали капитан 1-го ранга Артур Георгиевич Рогожин, капитан 2-го ранга Михаил Иосипович Адамович и капитан-лейтенант Ворокута. Лодка была благополучно поднята.

1983 год – год 60-летия ЭПРОНа был для Черноморских спасателей весьма напряженным. В сентябре этого года мы посылали на Тихоокеанский флот еще одну группу в составе офицеров и мичманов сверхмалых подводных лодок для участия в поиске сбитого над Татарским проливом советским истребителем южнокорейского самолета «Боинг-747». В группу входили капитан 2-го ранга В. Маврин, капитан-лейтенанты А. Котигороховский и Г. Моисеенко, мичманы А. Лементар и С. Трунин. Самолет был найден, подняты его «черные ящики» и некоторые детали оборудования. Но вот что странно: среди обломков не было найдено ни одного тела, только незначительное количество фрагментов, а предметы туалета и другая бытовая мелочь явно свидетельствовали о том, что в самолет напихали старье. Западный мир кричал о гибели 269 пассажиров, но результаты поисковых работ заставили в этом усомниться. Уже в послеперестроечное время Б. Ельцын передал южнокорейской стороне какие-то документы и материалы, думаю, что они подтверждают, что этот полет был разведывательным, а, следовательно, самолет, нарушивший границы Советского Союза и не выполнивший команд истребителя, должен был быть сбит, что и сделал советский летчик. Нет сомнений, что разведка была организована американцами, поскольку за пределами наших воздушных границ летел еще один самолет, который принимал развед-информацию.



В том же 1983 году на обеспечении боевой службы в Средиземном море находились три спасательных судна от Аварийно-спасательной службы флота, в том числе спасательное судно «Эпрон». Но, вернемся к штурвалу с «Якутии».



Пароход был построен в 1912 году на верфи в Глазго (Шотландия) по заказу Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ). В 1913 году судно прибыло в Одессу, называлось оно: «Император Петр Великий». Пароход имел водоизмещение 9200 тонн и длину 116 метров.



В годы Первой мировой войны он был превращен в госпитальное судно, а после революции Антанта использовала его для дальних перевозок. 16 февраля 1920 года судно возвратилось из Марселя в Варну с болгарскими военнопленными, продуктами и дорогими винами для французских войск, а на следующий день взяло курс на Одессу. На тогдашней границе между Болгарией и Румынией напротив «золотых песков» пароход подорвался на мине и затонул.



Пятого октября 1938 года, в пятнадцатую годовщину ЭПРОНа, после тяжелой работы в условиях открытого моря «Император Петр Великий» был поднят. За судоподъемными работами следил весь мир, они имели большой общественный резонанс. По мотивам этого судоподъема был снят художественный кинофильм «Гибель «Орла». Было принято решение пароход восстановить, но в 1941 году наши его затопили на входе в Одесский порт. Немцам удалось поднять «Императора» и отвести в румынский порт на Дунае Галац, где его захватили советские войска.



Первого мая 1952 года немецкие рабочие на заводе в Ростове в торжественной обстановке передали восстановленное судно советскому экипажу, оно получило новое название «Якутия» и было передано Дальневосточному пароходству, порт приписки – Владивосток. Я неоднократно встречался с «Якутией» в море, теперь от нее остался только штурвал и история как наглядная иллюстрация к грозным событиям двадцатого века.

 

Российский самородок, почетный гражданин Балаклавы

Такого масштаба водолазных специалистов, как Феоктист Андреевич Шпакович, в Российском Военно-Морском Флоте можно пересчитать по пальцам. Несмотря на то что под водой он за свою жизнь проработал более десяти тысяч часов, что составляет один год, один месяц и 22 суток, его невозможно охарактеризовать только как водолазного специалиста. Он был руководителем многих судоподъёмных и аварийно-спасательных работ, одним из создателей и начальником единственного в стране военно-морского техникума ЭПРОНа. Техникум в довоенные годы готовил кадры водолазов для всего Советского Союза. На его базе были организованы офицерские курсы, которые выпускали водолазных специалистов и офицеров — водолазов. В конце 50-х годов техникум из Балаклавы был переведён в Севастополь и стал водолазной школой ВМФ. Здание техникума в Балаклаве сохранилось до сих пор, оно построено силами и на средства ЭПРОНа. Непосредственное участие в руководстве строительством и создании учебной базы принимал Феоктист Андреевич. Кстати, нынешняя водолазная школа на улице Древней в Севастополе также построена силами её персонала и курсантов.



Ф. А. Шпакович был одним из тех немногих водолазов дореволюционной России, кто кто сумел сохранить традиции водолазного дела, сберечь оборудование и снаряжение в трудные годы революции и гражданской войны. Чтобы водолазное имущество и не вывезли его за границу на кораблях Врангеля, он спрятал его под водой в бухте Южной, сохранив его тем самым для Советской России.



В императорском флоте он был штабс-капитаном, в российском — полковником. Когда в 1909 году недалеко от Севастополя при столкновении с броненосцем «Ростислав» погибла подводная лодка «Камбала», одним из руководителей её подъема с глубины 55 м был Ф. А. Шпакович. Это был первый в мировой практике случай подъёма лодки с такой глубины.



С именем Феоктиста Андреевича связаны работы по подъёму турецкого крейсера «Меджидие», английской подводной лодки «L-55», российских лодок, потопленных интервентами на рейдах Севастополя и Одессы, и конечно поиски английского парусно-винтового судна «Принц».



Водолазное, спасательное и судоподъёмное дело было делом всей его жизни. Этот легендарный человек - один из тех, кто прославил ЭПРОН. В довоенные годы его объявили Почётным гражданином Балаклавы. Как это было оформлено, нам предстоит выяснить, но многие ветераны этот факт подтверждают.



Родился Феоктист Андреевич в конце XIX века, в 1902 году окончил Севастопольское реальное училище.



Водолазное дело освоил в Севастопольском военном порту (до революции так называлась военно-морская база). Курсы офицерского состава при кронштадтской водолазной школе окончил экстерном в 1907 году и получил официальное право на выполнение и руководство водолазными работами. Среди наград Ф. А. Шпаковича - ордена Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многие медали. Умер Феоктист Андреевич в 1964 году. Его похоронили на старом кладбище на улице Пожарова недалеко от церкви и памятника погибшей подводной лодке «Камбала». Его учениками считали себя тысячи водолазов Советского Союза.

 

Корифеи ЭПРОНа

Э.Е. Лейбович, полковник-инженер.

Из книги «75 лет в боевом строю Флота» 1996.

Печатается с сокращениями

 

В истории ЭПРОНа и Аварийно-спасательной службы флота было два человека, которые внесли решающий вклад в их становление и развитие. В разные периоды времени они возглавляли нашу службу, да и сами по себе были неординарными людьми. Речь идет о контр-адмиралах Фотии Ивановиче Крылове и Николае Петровиче Чикере.

Мне выпала честь служить под непосредственным началом этих выдающихся руководителей и право называть себя их учеником.

 

Фотий Иванович Крылов

Фотий Иванович Крылов с 1932 по 1943 год был начальником легендарного ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ, а с 1943 по 1946 год воглавлял Речное аварийно-спасательное управление.



Матрос революционной Балтики, активный участник Октябрьской революции, Ф. И. Крылов занимал ответственные должности в Петроградском военном порту, и в водном транспорте, а в 1932 году был назначен начальником ЭПРОНа. В этой должности Фотий Иванович проявил себя выдающимся организатором аварийно-спасательного и судоподъемного дела в стране, создав из ЭПРОНа мощную единую организацию, завоевавшую широкую известность в стране и за рубежом. Легендарные операции по спасению на Севере ледоколов «Малыгин» и «А. Сибиряков», подъему «Садко» и многие другие выполнялись под его непосредственным руководством и были широко известны, как в наше время полеты космонавтов. Это был сильный духом человек. Его отличали простота в обращении, отвращение к позе и умение вести за собой людей.



В тяжелый период блокады Ленинграда Ф. И. Крылов оставался в осажденном городе и возглавлял небольшую оперативную группу, в которой довелось работать и мне.



Всю осень 1941 года Ф.И. Крылов был с нами на Ладожском озере, через которое шла единственная водная, а затем ледовая трасса, связывающая блокадный Ленинград со страной.



На Ладоге в районе мыса Осиновец строился временный порт. В результате непрерывных бомбежек авиации противника гибли корабли и суда. И здесь повсюду, на подводно-технических работах, на причалах, на спасаемых и поднимаемых судах можно было видеть небольшую энергичную фигуру человека в кожаном реглане. Это Крылов личным примером и добрым словом поддерживал боевой дух личного состава. Свой флаг он держал на спасательных кораблях «Водолаз» и «Сталинец», которые систематически выходили в море для оказания помощи аварийным кораблям.



В сентябре 1941 года, в период командования Ленинградским фронтом маршала Г. К. Жукова, войска армии осуществляли десантную операцию на реке Неве в районе Невской Дубровки. Ф. И. Крылова назначили старшим морским начальником на переправе. Будучи больным (сахарный диабет), на костыле (ранение ноги), наш боевой адмирал по пояс в воде обеспечивал спасение людей, переправу танков, подавая всем нам пример мужества, бодрости духа и высокого воинского мастерства.



Его человечность запомнилась навсегда. Этот уже немолодой человек делился с нами своим продовольственным пайком, который адмиралам доставляли с Большой земли самолетом, заставлял брать ложку и есть вместе с ним кашу или суп. Это его качество описано известным писателем Александром Фадеевым, который зимой посетил Ленинград, был нашим гостем в Главном управлении ЭПРОНа на набережной Красного флота, дом 34, где мы все жили на казарменном положении и угощали А. Фадеева, как он пишет, «водолазным спиртом и весьма скромной закуской».



В июне 1942 года Ф. И. Крылов приехал в Москву и сдал дела вице-адмиралу А.А. Фролову, который был его достойным преемником.



Начало 1943 года явилось периодом коренного перелома в Великой Отечественной войне, когда наша армия перешла в наступление на всех фронтах. Все реки — Волга, Днепр, Дон, Западная Двина, Висла, Дунай, Неман — были рокадными, то есть параллельными линии фронта. Возникла настоятельная необходимость создать в составе наркомата ВМФ Речное аварийно-спасательное управление, возглавить которое было поручено Ф. И. Крылову. Начальниками отделов в этом управлении были назначены капитаны 1-го ранга Н. А. Максимец, В. Н. Регистер, К. Г. Гурвич, В. Н. Алюнов, С. Н. Федоров и автор этих строк.



По мере наступления Советской Армии на реках формировались управления и отряды аварийно-спасательной службы. И здесь Ф. И. Крылов был организатором и душой при решении сложных задач, которые приходилось решать в ходе тяжелой войны. Его редко можно было видеть в Москве. Нам всем тоже приходилось нелегко, ведь район действий охватывал западные территории СССР, Польшу, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию, Прибалтику. Последняя оперативная группа во главе с Ф. И. Крыловым работала в Берлине.



В 1946 году Ф. И. Крылов ушёл в отставку и в 1947 году от своей застарелой болезни, сахарного диабета, скоропостижно скончался в Москве. Его похороны возглавил вице-адмирал А. А. Фролов. Прах контр-адмирала Ф. И. Крылова был с воинскими почестями перевезен в Ленинград и там похоронен.

 

Николай Петрович Чикер

Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОНу и Аварийно-спасательной службе.



После окончания в 1936 году Ленинградского кораблестроительного института его направили для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОНа, где он проявил себя незаурядным корабельным инженером и хорошим организатором. В 1938 году Николай Петрович служа в Балтийской экспедиции ЭПРОНа а в 1939 году по ходатайству академика А.И. Крылова, который увидел в нем незаурядного специалиста, поступил учиться в Военно-морскую академию и закончил ее в 1942 году Летом того же года мы с ним впервые встретились в Москве в Управлении аварийно-спасательной службы ВМФ, которое размещалось в бывшем Управлении строительства Дворца Советов на Волхонке. Николай Петрович был начальником отдела аварийно-спасательных работ, служил в этом Управлении и автор. Так возникла наша длительная дружба, закончившаяся только с уходом Николая Петровича из жизни.



В период Великой Отечественной войны Николай Петрович Чикер, работая под руководством Фотия Ивановича Крылова, координировал решения специальных вопросов деятельности Аварийно-спасательной службы ВМФ и неоднократно бывал на действующих флотах, оказывая практическую помощь при проведении спасательных и судоподъёмных работ



В 1949—1950 годах, он возглавил подъём лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы выполнялись по проектам, разработанным на основе идей Н. П. Чикера. За разработку и коренное усовершенствование методов подъема крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н. П. Чикером была удостоена Сталинской премии за 1950 год.



Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъема большого количества затопленных кораблей и судов, а следовательно, и разработки проектов судоподъема. Для этих целей в Бахчисарае под руководством Н. П. Чикера была создана проектная группа. Выбор Бахчисарая был не случаен, так как основной состав этой группы — заключенные специалисты во главе с бывшим главным корабельным инженером ЭПРОНа Т. И. Бобрицким, который был репрессирован в 1937 году. В 1953 году Т. И. Бобрицкий был оправдан и в звании капитана 1-го ранга работал в научно-исследовательском институте Аварийно-спасательной службы. Вот в этот филиале Зеленодольской «шарашки», возглавляемой известным в те годы капитаном 1-го ранга инженером Храмцовым, и разрабатывали в Бахчисарае проекты подъема судов. В закрытый город Севастополь проектировщики приезжать не имели права.



В октябре 1955 года в севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 года Н. П. Чикера назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъёму линкора. Генеральный план подъёма был разработан Н. П. Чикером; он был руководителем всех работ на линкоре, включая его перевод из бухты Севастопольской в бухту Казачья. Мне выпала удача быть одним из помощников Николая Петровича в этом деле. Все работы на линкоре «Новороссийск» описаны в статье автора «Гибель и подъём линкора «Новороссийск».



В августе 1952 года на Черном море на глубине 81 м затонула подводная лодка «М-351» проекта А-615. На спасательном судне «Бештау» находились главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, командующий Черноморским флотом В. А. Касатонов и сопровождающие их адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Н. П. Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти его (он ехал в поезде Ленинград-Мурманск) и самолетом доставить на место аварии. Через пятнадцать часов после аварии подводной лодки Николай Петрович был на спасательном судне «Бештау», и приступил к непосредственному руководству спасательными работами. За восемьдесят четыре часа лодка была поднята с полным составом экипажа. Её спасение описано в статье «Спасение подводной лодки М-351».



В мае 1959 году ему было присвоено высокое воинское звание контр-адмирал. Н. П. Чикер продолжал свою работу на трудных участках спасательных работ. В 1962-м под его руководством подняты две аварийные подводные лодки в Полярном. В уникальных работах по подъёму в 1969 году в Баренцевом море с глубины 200 м подводной лодки «С-80» с использованием судоподъёмного судна «Карпаты» - большая доля сил, знаний, таланта и опыта Н. П. Чикера.



Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.

Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в посёлке Сиверская близ Ленинграда. Окончив школу, рабфак, сочетал работу на заводах с учёбой в институте, который сумел окончить с оценками «отлично». Затем - долгие годы жизни, полной тяжёлых физических и моральных нагрузок провел на авариях, других работах в морях, на службе в ЭПРОНе. Пережил большое горе - потерял единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.



Не обошли Николая Петровича в период 1941 —1953 годов и тяжелые годы «культа личности». Его родная сестра в 1941 году вместе со своим «другом» народным артистом СССР Печковским ушла к немцам и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович, и в этом еще раз проявилась его безукоризненная порядочность, не отрекся, а усыновил сына сестры, своего племянника. Понятно, что это означало тогда: недоверие, задержки в продвижении по службе и многое другое. Но он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вел активную научную и общественную работу.



Н. П. Чикер был заместителем знаменитого Жака Ива Кусто в международной федерации подводного спорта, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Он автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу, а с 1974 года — бессменный председатель президиума Совета ветеранов Аварийно-спасательной службы ВМФ.



Запомнился его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 года, когда Николая Петровича чествовали в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ и конечно же не обошлось без обильного застолья в родном Сиверском. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженной головой человек, немного смущенный, с ясным, живым взглядом; его окружали друзья: ученые, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 года в возрасте 79 лет, там же, где и родился, — в поселке Сиверская под Ленинградом.



По морям и океанам плавают два мощнейших спасательных судна «Фотий Крылов» и «Николай Чикер». Это память о двух выдающихся организаторах аварийно-спасательного дела в нашей стране, о людях, достойных поклонения.

 

Комментарии автора



Самого Элиазара Ефимовича Лейбовича с полным основанием можно назвать корифеем ЭПРОНа. Участник Великой Отечественной войны, он обладал всеми качествами фронтовика: честный, бескомпромиссный, жесткий, напористый, решительный, ироничный, в совершенстве знающий свою профессию. Ему пришлось служить и работать под непосредственным руководством и Фотия Ивановича Крылова, и Николая Петровича Чикера, принимать участие в сложных и опасных спасательных и судоподъемных работах, в том числе в подъеме линкора «Новороссийск», ставшем хрестоматийным образцом судоподъема. Глубокие теоретические знания и уникальный опыт спасательных работ делали его незаменимым специалистом и руководителем. Он многому научил всех, с кем вместе служил и работал, в том числе и меня, принявшего от него Аварийно-спасательную службу Черноморского флота в 1973 году. Мы всегда будем помнить этого замечательного человека.

Капитан 1 ранга в отставке Александр ЖБАНОВ, начальник аварийно-спасательной службы Черноморского флота в 1973-1986 годах, научный руководитель общественной организации «ЭПРОН-Клуб».

Profile picture for user Черное море
11226
Черное море

Александр Васильевич ЖБАНОВ - молодцом, вспомнил корифеев судоподъемных дел! Это правильно. Э.Е. Лейбовича знал лично и общался с ним лет пять-шесть.

Profile picture for user Черное море
11226
Черное море

Всех спасателей ЧФ с юбилеем. Поздравление Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала В. ЧИРКОВА по случаю 90 летия со дня создания Экспедиции подводных работ особого назначения - ЭПРОН

В адрес начальников Управлений поисковых и аварийно-спасательных работ всех четырех флотов и Каспийской флотилии поступила телеграмма от главкома ВМФ России следующего содержания.

Дорогие товарищи, боевые друзья!
17 декабря с.г. исполняется 90 лет со дня создания Экспедиции подводных работ особого назначения - ЭПРОН, положившей начало формированию аварий¬но-спасательной службы Военно-Морского Флота (АСС ВМФ) и всей системы аварийно-спасательного обеспечения на водах России.
За годы своего существования ЭПРОН и АСС ВМФ проделали огромное количество ответственных работ по оказанию помощи терпящим бедствие кораб¬лям и судам, подъему затонувших объектов, расчистке акваторий и других работ. В рядах спасателей воспитаны десятки тысяч матросов, мичманов, офицеров и гражданских специалистов, внесших значительный вклад в становление и разви¬тие аварийно-спасательного дела в России, удостоенных высоких государствен¬ных и правительственных наград.
Поздравляю вас и ваших подчиненных, ветеранов АСС ВМФ с этим знаме¬нательным событием. Желаю всем вам, вашим семьям здоровья, благополучия, дальнейших успехов в служении Отечеству и выражаю уверенность, что моряки-спасатели и впредь будут служить образцом исполнения воинского долга и не допустят снижения достигнутого уровня готовности к решению задач поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал В. ЧИРКОВ

Эта круглая дата касается спасательных структур всех четырех флотов, но в первую очередь, конечно, Черноморского, поскольку именно на Черном море начались поисковые работы. И вот почему.
С 1908 года флотский инженер и кладоискатель-любитель Владимир Сергеевич Языков настойчиво пытался организовать работы по подъёму английского парусного корабля HMS Prince.[2"> Во время Крымской войны в роковой день 14 ноября 1854 года его выбросило ураганом на скалы и он затонул под Балаклавой[3"> С 1870-х годов «Принца» искали немцы, французы, норвежцы, экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи[4">, так как предполагалось, что он вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом[3">[5">[6">.
В начале 1923 года В. С. Языков попал на приём к главе ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Ягоде и сумел заинтересовать его идеей подъёма «Принца». Инициативная группа (В. С. Языков, Д. А. Карпович и инженер-механик Е. Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд для подъёма «Принца») была зачислена на довольствие ГПУ. 13 марта 1923 года Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН при ГПУ, утверждении её первого штата и начальника — В. С. Языкова[2">.
Розыски «Принца» успехов не принесли, но в 1924—1928 годах ЭПРОНу удалось поднять подводную лодку «Пеликан»[7">, затопленную в конце января 1920 года белыми при входе в одесскую гавань, эскадренный миноносец «Дзержинский» (бывшая «Калиакрия»), британскую подводную лодку L-55[8">[9">. В 1929 году под эгидой ЭПРОНа фактически было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. ЭПРОН был награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1929 году[1">.