В июле 2025 года Министерство внутренних дел опубликовало проект указа президента об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в РФ. Пункт 34 Стратегии привлёк особое внимание — в нём шла речь о необходимости усовершенствовать механизмы допуска людей старше 60 лет к управлению транспортом.
Сейчас в России нет ограничений на управление автомобилем для пенсионеров, но действуют особые указания. Так, после 80 лет медосмотр потребуется ежегодно, а возрастные водители автобусов и грузовиков (категории D, C) проходят более строгие проверки.
Стоит ли пожилым водителям переживать за своё будущее, разбирался ForPost.
О чём говорилось в пункте 34
С 2025 года авторы документа предлагали ужесточить правила для водителей старше 60 лет. В частности, их ожидали:
- более частые медосмотры. Для водителей старше 70 лет — раз в 2-3 года, а после 75 лет — ежегодно;
- дополнительные тесты. Проверка когнитивных способностей (память, скорость реакции), а также углублённая диагностика зрения и слуха;
- ограничения по категориям прав. От особых правил для таксистов и коммерческих перевозчиков до полного запрета на управление грузовиками и автобусами после 65-70 лет.
Оправданность изменений
По данным МВД, в период с 2017-го по 2024 год количество ДТП по вине водителей старше 60 лет увеличилось на 25%, число погибших — на 33%, пострадавших — на 22%. В связи с этим и были внесены изменения в проект Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Но разве только у пенсионеров могут быть проблемы со здоровьем?
«Мне кажется, что медосмотры раз в 1-2 года действительно могли бы помочь в уменьшении числа ДТП на дорогах, — поделился своим мнением с ForPost эксперт-автотехник III категории Михаил Матвиенко. — Но если и вводить увеличение медосвидетельствований, то справедливо их будет ввести для всех, ведь и в 30 лет никто не застрахован от внезапного инфаркта или инсульта на дороге».
Действительно, ДТП из-за плохого самочувствия достаточно молодых водителей не меньше, чем инцидентов с пожилыми. Так, в Уфе 38-летний автомобилист попал в аварию, когда почувствовал себя плохо. В Ангарске в аналогичной ситуации погиб 49-летний водитель. А недавно в Хабаровском крае скончался 42-летний мужчина, врезавшись в дом из-за внезапного недомогания.
Получается, что изменения в правилах доступа к управлению авто могут действительно помочь и спасти не одну жизнь, но сработают они, только если коснутся автомобилистов всех возрастов.
Как рассказала корреспонденту ForPost водитель с 40-летним стажем, 75-летняя Валентина Андреева, никакие изменения в правилах не заставят её перестать разъезжать на любимых красных «Жигулях».
«Вожу свою машину столько лет, сколько себя помню. Да и многие люди моего возраста те ещё перестраховщики. К примеру, пару лет назад подвернула ногу, ходила какое-то время, немного прихрамывая, но ограничений в вождении автомобиля рекомендовано не было. Я всё-таки решила перестраховаться и не ездила на автомобиле, пользовалась только общественным транспортом. Здесь встаёт вопрос о самосознательности граждан. Сколько случаев уже было, что молодые и правила все нарушали, и пьяными по улицам рассекали, а вот пожилые люди знают, что лучше перебдеть, чем недобдеть», — резюмировала наша собеседница.
Что решили в МВД
В пятницу стало известно, что пункт 34, который затрагивал интересы водителей старше шестидесяти, решением главы МВД всё-таки исключили из Стратегии. Решение принял глава МВД Владимир Колокольцев.
Как сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк, на решение Владимира Колокольцева повлияло мнение экспертов в ходе общественного обсуждения документа.
В беседе с ForPost эксперт-автотехник III категории Михаил Матвиенко поделился рекомендациями для водителей старшего поколения:
- регулярно проходить медосмотры, даже если кажется, что вы полностью здоровы;
- объективно оценивать своё состояние перед каждой поездкой;
- избегать вождения ночью или в плохую погоду;
- посещать курсы повышения водительского мастерства, лекции для водителей любых возрастов — можно узнать много интересного и повысить свой уровень;
- проводить регулярное техобслуживание автомобиля, даже если ничего не сломалось.
Дарья Клименко
Обсуждение (8)
стратегия?
кто то хотел включить не пенсионеров в дискриминационный список?
Моя извращённая фантазия думает, что переживать за своё будущее надо нынешним 20-30-летним, а нам, мне кажется, уже ни за что не стоит переживать...Не дождёмся мы необозримого светлого будуЮщего, столь широко рекламируемого известными персонажами...
Нечего после 60 делать водителю на маршрутах ОТ. Освобождайте дорогу молодым, энергичным.
SevCat33,
и куда им болезным? в такси на пять лет?
а молодые и энергичные это кто? в стране итак с диаспорами не айс
SevCat33,
То есть в 60 лет на пенсию рано, а на маршрут поздно?
а нас рать мне шысят скоро тож
Работать заставляют, детей рожать требуют, а за руль - неззяя? Да, тяжело им там видать в ДУМЕ, все о народе думают..., аж мозги плавятся.
Это как энергетики для молодежи с 21 года, т.е. умирать за Родину в 18 можно, детей строгать надо (рождаемость), а вот энергетик - нет!
Так и здесь, не знают, чем заняться! Когда они последний раз в жизни в магазин ходили???
Создается впечатление, что существует лобби, терроризирующее пожилых водителей и их машины с привлечением брехливой статистики.