3486

В. Ешкилев: «Идентификация и самоидентификация русской идеи на Украине»

В. Ешкилев: «Идентификация и самоидентификация русской идеи на Украине»

Исчерпанность во второй половине XX века фронтального типа мышления и дезактуализация жёсткого закрепления понятий по отношению к феноменам создала в пространстве социокультурных практик специфическую ситуацию сквозной знаковой игры, обычно определяемой термином, привнесённым из сферы философии искусства — понятием “постмодернизма”.

 

Появившись в авангардных отраслях креативного гештальта, ситуация постмодернизма постепенно размыла “удерживающие оболочки” социокультурной целостности в пространствах этики, эстетики, политики, средств массовой информации и добралась до философии, как суверенной сферы создания универсальных концептов (идей).

 

Отсюда следует, что вне зависимости от желаний и мировоззренческих позиций конкретных, продуцирующих концепты, личностей, знаковый комплекс понятий, обычно определяемый словосочетанием “русская идея” оказывается втянутым в игровые синтезы ситуации постмодернизма.

 

Прежде чем постулировать контекстуальные координаты, в которых сегодня пребывает идентификация и самоидентификация русской идеи в политическом пространстве Украинского государства, необходимо очертить дефинициальные границы комплексов понятий “русская идея”, “русская идея на Украине”. Обыденно с этими понятиями связывают определённый “проект российской соборности”, чётко ориентированный на “государственность”, как метаисторический концепт. За долгие века существования российского государственного концепта не было выработано субконцепта “русской идеи”, отчуждённого от знаковой плеромы Государства.

 

Можно констатировать, что существование ныне гигантских диаспор русских людей в странах СНГ, абсолютно неконцептуализировано ни традицией (нет прецедентов), ни харизматическими идеологами (коих ситуация постмодернизма концептуально не предполагает). Возникает (в том числе и на Украине) специфическая ситуация: “русские без русской идеи”. Эта ситуация существует тем более в чистом виде, что прежняя государственность (СССР) ушла из политического пространства “ближнего зарубежья” мирно, без определяющего национальный, либо государственный антагонизм конфликта.

 

Когда в качестве действующего (актуального концепта), номинированного как “русская идея”, русским в Украине предлагается идея российской государственности, то это можно рассматривать не как концепт, а как симулякр. Идея государственности может волить себя в качестве знакового комплекса позитивного (усложняющего) наполнения только в пределах юридических границ самого государства. Вне пределов государства государственная идея автоматически обуславливает профанический конфликт в низких сферах социокультурного бытия (политика).

 

Ситуация постмодернизма, в которой объективно находятся цивилизация и культура, выносит в пределы невозможного создание концепта в традиционной форме “овеществления харизмы”. Харизматичность ныне трансформируется либо в игровые симулякры популизма (феномен Жириновского, например), либо в концепты религиозного дискурса. В этих условиях концепт русской идеи в Украине может быть сформулирован либо как “игра в русскую идею”, либо как воцерковленный концепт. Качественность знакового бытия “русской идеи” может быть обеспечена лишь во втором случае.

 

Единственным “полем идентификации” русских людей на Украине остаётся Православная Церковь с русской литургией, ориентированной на святыни и знаковые обусловливания Русского Православия, как качественной традиции. Культурное русскоязычное поле на Украине уже сегодня не имеет традиционных смысловых привязок к концепту “русской идеи” и волит себя в пределах космополитических концептов, имеющих высокое качество знакового наполнения, благодаря разработанности универсальной иудео-христианской традиции Европы и Америки.

 

Концепт русской идеи не может обыденно конкурировать с этими знаковыми комплексами, без “освобождения” от обязательной обусловленности государственностью, как плеромой.

Определение контекстуального пространства для воления концепта русской идеи в ситуации постмодернизма возможно лишь при вынесении за пределы контекста признака открытости концепта. Концепт русской идеи может базироваться лишь на коде (фрейме) самоидентификации “я — русский”.

 

Самоидентификация, как фрейм вхождения в концепт русской идеи, может осуществляться как в рамках традиционного фронтального мышления, так и в пределах мышления постмодернистского. Во втором случае русская идея и её концептуальный фрейм вводятся в отношения игры, как условие. В свою очередь, закрытость концепта кодом “я — русский” становится условием игры и субусловием ситуации. Можно сформулировать специфический лозунг: “посредством игры в русскую идею — к русской идее”. Особенно этот лозунг применим к внедрению концепта русской идеи в молодёжную среду, наиболее интегрированную (посредством современного искусства) в ситуацию постмодернизма.

 

Концепт негосударственной русской идеи на Украине возможен, как социальное явление только в пределах урбанистического дискурса. В ситуации, когда на Украине происходит деурбанизация гештальта, концепт русской идеи может занять урбанистическую нишу в поле воления традиционных идей.

 

В.Л.Ешкилев, член Ассоциации украинских писателей, главный редактор философского журнала "Плерома", член Совета Русской общины Ивано-Франковской области

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Мишич
600
Мишич

А вот и первый спасенный метадоном

Profile picture for user Тополь
695
Тополь

Ежу понятно. Адвокат требует фотографию автора.

Profile picture for user Вадим
4266
Вадим

Чушь какая то. Прошу перевести, путь даже не на русский, хотя бы на английский.

Profile picture for user Тополь
695
Тополь

"Идентификация и самоидентификация русской идеи"+"Идентификация и самоидентификация украинской идеи" = общий враг. Who is?

"- Что вы за других, дорогой мой, переживаете? Вы сами, лично, въехали в ситуацию, вот и готовьтесь, как говорил Остап Бендер Кисе Ворбьянинову, "Вам беспокоиться ни о чём не надо, ГПУ за вами само придёт" - за вами сами придут. Однако ваше принципильное отличие от других, что в то время как другие будут покорно выходить с вещами, которые им не потребуются, вы лично, может замочить всю эту команду, которая за вами придёт. Современники, которые привыкли покупать лотерейные билеты в надежде выиграть скажут:"И это всё наше светлое будущее? Немного, однако, вы нам обещаете". - Так вот я общаю лишь то, что составляет предмет высшего счастья меня самого и, с этих позиций, - это очень много - "Умереть с оружием в руках!". Представляете разницу? Один в страхе открывает дверь, не понимает ничего... за что забирают? И я вижу в глазок псов и хладнокровно заряжаю помповое ружьё."

Profile picture for user Дмитренкус
2086
Дмитренкус

"Авторитаризм, в первом приближении, означает конструктивный тоталитарный тип политической культуры, подчеркивает президент. Социализм приводит христианско-демократический национализм, о чем писали такие авторы, как Ю. Хабермас и Т. Парсонс. Феномен толпы, тем более в условиях социально-экономического кризиса, фактически формирует коллапс Советского Союза, говорится в докладе ОБСЕ. Феномен толпы традиционно ограничивает теоретический субъект власти, говорится в докладе ОБСЕ.



Субъект власти, как правило, интегрирует социализм, впрочем, не все политологи разделяют это мнение. По сути, теологическая парадигма представляет собой идеологический кризис легитимности, о чем писали такие авторы, как Ю. Хабермас и Т. Парсонс. Политические учения Гоббса фактически отражает коммунизм, последнее особенно ярко выражено в ранних работах В.И. Ленина. Политическое учение Руссо интегрирует авторитаризм (приводится по работе Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество"). Элемент политического процесса теоретически сохраняет христианско-демократический национализм, указывает в своем исследовании К. Поппер. Политическое учение Аристотеля, несмотря на внешние воздействия, иллюстрирует экзистенциальный гуманизм, что неминуемо повлечет эскалацию напряжения в стране.



Совершенно неверно полагать, что политическое лидерство верифицирует конструктивный постиндустриализм, такими словами завершается послание Федеральному Собранию. Христианско-демократический национализм приводит эмпирический субъект власти, что получило отражение в трудах Михельса. Политическая система приводит механизм власти, на что указывают и многие другие факторы. Еще Шпенглер в "Закате Европы" писал, что тоталитарный тип политической культуры традиционно отражает классический референдум (отметим, что это особенно важно для гармонизации политических интересов и интеграции общества). Политическое учение Локка потенциально. Совершенно неверно полагать, что кризис легитимности ограничивает референдум, что может привести к усилению полномочий Общественной палаты".




Отсюда, наверное, взято?