551

Памяти Говорухина: место встречи изменить нельзя…

«Надо быть слишком мужественным и честным человеком, чтобы перед всей Россией сказать: «У меня много грехов. Гореть мне в аду»».
Памяти Говорухина: место встречи изменить нельзя…

Сегодня Москва прощается с Станиславом Говорухиным. А скорбит большая часть России. Той России, которая голосует за Путина, искренне радуется возвращению Крыма и возрождению сильной Родины на международной арене.

Говорухин – большая личность и цельная натура, он прошел с конца 80-х годов минувшего века сложный путь веры и разочарований вместе с народом, тем и люб ему! Более того, он не раз выходил в авангард народного движения, и как художник, и как политик, а позднее сожалел об этом.

Говорухин, как и многие, восторженно встретил демократические перемены в СССР. Его публицистическую картину «Так жить нельзя» о проблемах позднего советского периода лидеры перестройки и демократических преобразований подхватили, как знамя, за которым пошли миллионные массы людей. Но позднее Станислав Сергеевич искренне сожалел об этом, так как посчитал, что его благими намерениями воспользовались те, кто в начале 90-х годов переродились из демократов в оголтелые либералы.

«Я не горжусь этим фильмом. Ведь он в определенной степени способствовал и распаду Советского Союза. А самое главное, он помог вступить на трон этому мерзавцу Ельцину. Когда его выбирали председателем Верховного Совета России, то это происходило сложно, было два голосования — и безрезультатно. Тогда депутат Сергей Станкевич придумал вечером после очередного заседания отвезти депутатов на Мосфильм и показать им этот фильм. На следующий день за Ельцина проголосовали и избрали его председателем Верховного Совета РСФСР. Я себе не могу простить до сих пор, что помог стать Ельцину президентом» («Крымское эхо», 2010 г.).

Он искренне ненавидел политику Ельцина и младо-реформаторов. А потому в 1999 году примкнул к таким государственникам, как  Е. М. Примаков и Ю. М. Лужков и их блоку «Отечество — Вся Россия». В 2000 году он выдвинулся кандидатом в президенты РФ, еще не веря, что избранный Ельциным наследник Владимир Путин сможет изменить политику России.

Коренные политические изменения его взглядов произошли в 2005 году, когда он вступил в партию «Единая Россия» и вновь, после двухлетнего перерыва, возглавил комитет по культуре Государственной Думы.

8 декабря 2011 года Говорухин был избран главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, а 12 июня 2013 года - сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на пятилетний срок. Эти пять лет закончились 12 июня 2018 года, а 14 июня Станислава Сергеевича не стало…



Символично. Он ушел, выполнив принятые на себя обязательства.

Очень многие деятели культуры сознательно ищут близости к «телу» власть предержащих. Говорухин не искал. Он всегда имел свое собственное мнение, которое отстаивал не просто убедительно, но и жестко. Это многих раздражало. Но только не Путина, который видел в Говорухине истинного представителя народа – ищущего, талантливого, с мятущейся душой, ошибающегося, но бесконечно искреннего, честного и доброго.

И чтобы закончить с политической темой относительно Говорухина, хочу вспомнить еще один его спич 2010 года:

«Он (Хрущев – авт.) в 1954 году стал чувствовать себя царем, подарил Казахстану пять областей, отдал Порт-Артур Китаю, а Крым — Украине, за что мы должны быть особенно «благодарны» Хрущеву и Ельцину, который, насколько я знаю, просто сказал: «Ну что, хохлы, Крым хотите? Забирай!» Крым для меня — это боль и в тоже время патовая ситуация. У меня есть слабая и наивная надежда, что на Украине после выборов во власть придет другой человек, просвещенный, который поймет, что такое Крым, его историю, состояние граждан, которые оторваны от своей Родины благодаря росчерку пера сначала какого-то идиота, а потом безнадежного пьяницы».

Но мы, конечно же, запомним Станислава Говорухина, прежде всего, как творца. Его работы переживут и наше поколение, и последующие.

Прежде всего перед глазами классика советского кинематографа – фильм «Место встречи изменить нельзя».

Вы заметили, что его не показывают просто так, вне времени – в любой день или неделю, а исключительно по случаю народных или государственных праздников. Это показатель! Более того, если фильм идет даже не на центральных каналах, мы щелкаем пультом и ищем это новое место встречи…

Говорухин с уникальной достоверностью передает послевоенную эпоху страны и ее столицы. Конкин-Шарапов прекрасен, но Высоцкий-Жеглов гениален. Говорухин без Высоцкого отказывался делать фильм. Ему разрешили взять Владимира Семеновича, как актера, но без исполнения его песен в картине. И тогда этот удивительный тандем режиссера и актера сработал как дуэт композитора и певца - создал на экране образ, как песню, которую народ расхватал на фразы.

Конечно, фильм берет тем, что там напрочь отсутствуют проходные роли, даже самые маленькие, даже без слов.

Да, не получилось «Эры милосердия» братьев Вайнеров, но получилось место встречи, которое изменить нельзя. И здесь – без кавычек.

Не моя мысль, промелькнуло в сетях, - о том, что у всех нас есть место встречи, которое изменить нельзя… оно выше… И сейчас там Говорухин встретится с Высоцким. И с Ульяновым, Александром Пороховщиковым, Владиславом Галкиным... Как когда-то встретились они на съемочной площадке еще одного совершенно прекрасного фильма «Ворошиловский стрелок».

Критики называют эту картину, снятую в 1999 году, последним фильмом советского кинематографа, именно советского, а не только и не столько современного российского.

Закончить эти скромные воспоминания о прекрасном человеке я бы хотел словами Виктора Баранца, военного обозревателя «Комсомольской правды», военного писателя и поэта, которые он произнес на 80-летие Станислава Говорухина:

«Один из литературных героев Сергея Довлатова мечтал о том, чтобы после себя оставить на земной коре «хотя бы ногтевую царапину». В истории советского и российского кино Станислав Говорухин еще при жизни оставил борозду, которая никогда не зарастет бурьяном забвения. Если бы он снял не полтора десятка, а всего лишь 3 картины – «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», - и этого было бы достаточно. Фильмы эти навеки останутся глубокими метками в биографии не только нашего кино, но и Отечества.

Говорухин сумел так «впрессовать» в них физиономию времени, что его киношных героев невозможно отличить от реальных. А это и есть показатель искусства высшей пробы. Что же касается Говорухина-публициста, то он не раз брал на себя роль беспощадного кинохирурга, который без наркоза вырезал гнойные моральные опухоли в мозгах соотечественников (имею ввиду и «Россию, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя»).

Надо быть слишком мужественным и честным человеком, чтобы перед всей Россией сказать: «У меня много грехов. Гореть мне в аду». Не каждый депутат Госдумы отважится на такое. Но если Говорухин и попадет в ад, то обязательно с шампанским и своей знаменитой курительной трубкой. Кстати, от неназванных источников в чистилище поступает информация, что черти там пришли в ужас от одной мысли, что им придётся нюхать говорухинский табак, но зато с большим почтением по три раза на дню крутят его фильм «Брызги шампанского». Черти ведь тоже не безгрешны...».

Что ж, нам не ведомо, где он там… Царствие небесное! Мы будем Вас помнить, Станислав Сергеевич.

Александр Мосунов

фото Александра Минаева

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Uyret
9

Испортил Некролог сотрудничеством с властями.  В России мастера культуры должны быть с народом а не с властями. Кто же народу раскажет правду? Если мастера культуры продались за кормёжку с барского стола.