Вы задумывались, почему отражения в лужах часто выглядят прекраснее реальности? У этого эффекта несколько научных и психологических причин.
Простота композиции
Во-первых, вода отражает не всё здание, а лишь его часть, создавая более сбалансированную и лаконичную композицию.
Во-вторых, после или во время дождя небо затянуто облаками, в результате чего создаётся гигантский естественный софтбокс. Это рассеянное освещение делает свет мягким, а цвета — более глубокими и насыщенными. Влажный асфальт вокруг лужи темнее, что делает само отражение ярче и контрастнее.
В-третьих, поверхность воды редко бывает идеально гладкой. Лёгкая рябь от ветра или капель дождя размывает чёткие контуры зданий, действуя как мягкий фильтр. Исчезают мелкие дефекты, потёртости, рекламные вывески и провода — остаётся лишь суть, общая форма и свет.
В-четвёртых, наш мозг привык к определённому порядку вещей. Перевёрнутое изображение ломает этот шаблон и заставляет нас остановиться и увидеть привычное в новом ракурсе. Это привлекает внимание и пробуждает любопытство. Получается эффект перевёрнутого мира.
Многие фотографы, например, легендарный Анри Картье-Брессон, специально охотятся за такими кадрами.
ForPost решил также присоединится к этой охоте. Что из этого вышло — смотрите в нашем фоторепортаже из Краснодара.
Перевёрнутый город
Фотоохота началась в центре — с пересечения улиц Красной и Пушкина. Там стоит бывший дом строительного подрядчика и городского головы Акулова, эмигрировавшего в 1919 году.
В 1918-м, когда дом перешёл под контроль Добровольческой Армии, в нём был музей «Борьбы с большевизмом». А через год там размещался уже штаб Красной гвардии по обороне Екатеринодара от корниловских войск.
Сейчас здание, возведённое по проекту известного архитектора Александра Козлова, реставрируют — время и события более векового существования дали знать о себе.
В глубине Красной — на пересечении с улицей Мира — стоит многоквартирный дом, возведённый при Советах по проекту знаменитого архитектора Михаила Ишунина.
Внизу этого дома — новодельная скульптура «Собачкина столица», у которой любят фотографироваться не поднимающие к нему головы туристы, а вверху — бельведер с часами.
На следующем перекрёстке — улиц Красной и Ленина — находится сердце власти Кубани. Это здание бывшего при СССР Дома Советов, его построили и реконструировали в 1960-1970-х годах. Сейчас в нём сидит верхушка руководства Краснодарского края.
У этого здания интересная история с крутыми виражами. Оно возведено на месте церкви. Изначально должно было быть 15-этажным, но его уменьшили в три раза при проектировании. А потом — уже после ввода в эксплуатацию — к нему добавили два этажа, так как здание не вмещало чиновников. Столько перипетий, о которых можно говорить долго!
Чуть поодаль от администрации Кубани — на пересечении Красной и Гимназической — богатая добыча. Ещё можно назвать её остатками былой роскоши.
Это бывшая гостиница «Централь» видных кубанских купцов — братьев Богарсуковых. Она построена в 1870-х годах. К её последующей перестройке в 1910-м приложил руку архитектор Козлов.
Здание отделано шлемовидным куполом с башенкой-бельведером, высокими шпилями, узорным парапетом и зелёной керамической плиткой. Оно сразу бросается в глаза, как только попадает в поле зрения.
А сколько в нём скрыто событий и человеческих судеб — можно слушать часами знающих краеведов! Но эту бочку мёда портят ложки дёгтя — современные вывески и витрины. Чего, кстати, не избежал даже легендарный Херсонес Таврический в Севастополе.
На Красной, 78 — прямоугольная глыба жилого дома 1958 года постройки.
Напротив — на Красной, 69 — бывший музыкальный магазин братьев Сарантиди, здание которого возвели братья Поляковы более 100 лет назад. Его легко узнать по цвету морской волны, балкону с башенкой и лепниной, скульптуре древнеримского бога прибыли Меркурия. Сегодня оно испорчено шумом современной торговли, но былая красота ещё видна.
На улице Красной, 104 — ещё один привлекательный трофей, ещё одно дореволюционное здание. Это бывший жилой дом с торговыми помещениями, построенный в 1900 году и принадлежавший купцу Кононенко.
В отличие от него нынешние собственники не особо заботятся о здании: оно пустует и ветшает, стёкла в нём бьют, окна заколачивают фанерой.
В завершение же — прямо посредине Красной — возвышается обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска. Это не оригинал, установленный в 1897 году и разрушенный в 1930-х. А копия, созданная в 1999 году.
И после всего этого наследия прошлого, от которого остаются лишь куски, как в отражениях в лужах, оглушает громадина новодельного отеля Marriott на Красной, 120.
Кто позволил воткнуть его в исторической части города и было ли это частью «сделки с дьяволом», на чьей совести этот архитектурный левиафан и мучают ли его угрызения совести? На это пусть ответит пытливый исследователь.
А это бонус из Севастополя — театр имени Луначарского.
Алексей Лохвицкий
Фото автора