В США предложили ввести санкции за покупку Китаем российской нефти. С этим предложением выступил американский сенатор Рубио. Кроме того, американские сенаторы от Республиканской партии призвали ввести санкции против страхователей танкеров, перевозящих топливо из России в Китай.
Запад продолжает упорно препятствовать экспорту российских энергоресурсов. Но чем дольше это происходит, тем более актуальным становится вопрос, чем их заменить. А варианты ограниченны.
К примеру, государства, включённые в сделку ОПЕК+, уже нарастили добычу к середине лета на 297 тысяч баррелей в сутки (б/с). Более 60 процентов этой прибавки обеспечили основные страны Персидского залива — на их долю пришлось 229 тысяч б/с. Но несмотря на это уровень добычи стран ОПЕК сейчас отстаёт даже от уровня 2020 года — периода развала старой сделки ОПЕК+ на старте пандемии COVID-19. Основные страны Персидского залива тогда выкачивали на 2,4 миллиона б/с больше, чем сейчас. И прочие участники сделки ОПЕК+ тоже.
В самой Америке добыча нефти в середине лета находилась на отметке 12 миллионов б/с. Это максимальный показатель с начала пандемии коронавируса (перед которой добыча в Америке достигла 12,8 миллиона б/с).
Впрочем, для нефтяного рынка ключевой показатель — это объём экспорта, который сейчас объективно не сможет стабильно превышать уровень в 3,5 миллиона б/с даже при наращивании добычи. А это почти в два раза ниже прошлогоднего уровня в 6,5 миллиона б/с.
Такое положение вызвано инфраструктурными ограничениями, так как американская правительственная организация MARAD торпедирует выдачу разрешений на возведение глубоководных нефтяных терминалов для танкеров с грузоподъёмностью больше 1 миллиона б/с. Такова экологическая «повесточка» правящих демократов. В итоге объём экспорта США уже уступает не только Саудовской Аравии, но даже РФ, которая была вынуждена сократить добычу на 850 тысяч б/с по в сравнении с началом года.
Исходя из этого чисто технически больше возможностей нарастить предложение нефти имеют сейчас всё те же основные страны Персидского залива. Там добычей занимаются компании-монополисты, единые с местными энергетическими регуляторами. И структура добычи там этому способствует: фонтанные скважины мощно облегчают сам процесс.
Но при этом темпы роста добычи не смогут превышать объёмы уже установленных квот, пусть те и будут теперь ежемесячно расти на 648 тысяч б/с. Страны ОПЕК имеют свой интерес: они озабочены рисками падения цен из-за слишком быстрого роста предложения. И слишком его наращивать они не заинтересованы.
Те же основные страны Персидского залива к середине лета добывают в целом на 76 тысяч б/с меньше доступной квоты, а прочие страны сделки ОПЕК+ также добывают почти на 1 миллион б/с меньше. Это равно 1 проценту общего глобального потребления нефти. И это весомо. Очень весомо.
В случае удержания цены на нефть свыше 85 долларов за баррель Америка будет стремиться к допандемийному уровню добычи. Но в этом году американские производители вряд ли смогут всерьёз увеличить экспорт из-за всё тех же инфраструктурных ограничений.
Так что РФ в ближайшие месяцы вполне способна сохранить имеющуюся долю на европейском рынке нефти. Если что: она составляет 26 процентов, при том, что у США 12 процентов, а у основных стран Персидского залива — 6 процентов.
Как нынешняя РФ воспользуется данным естественным преимуществом — отдельный вопрос.
Читайте по теме: О легализации параллельного импорта: какие проблемы могут возникнуть
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Опек в плюс, Опек в минус - мы продолжаем поставлять энергоресурсы в обмен на бумажки, в страны, которые убивают наших граждан,военных и граданских.
И ещё продолжаем размышлять ,ой ай как важно быть надежным терпилой поставщиком