Президент Белоруссии Александр Лукашенко высказался об Организации Объединённых Наций в свойственной ему манере:
«ООН из цивилизованной диалоговой площадки для разрешения споров и дискуссий о будущем развитии мира превратилась в дипломатическое казино, где заправляют западные воротилы. Пока заправляют».
Автор этой колонки ещё помнит те времена, когда от решений ООН зависело не просто многое, а практически всё — и на международной арене, и во внутренней политике отдельных государств. Все знали, кто возглавляет организацию, и прислушивались к его словам.
А нынче — погляди в окно. Так что же случилось?
Очень просто. В любой политической системе работает правило: власть и капитал ходят рука об руку. Одно без другого может существовать, но, мягко говоря, не вечно. Простой пример — Советский Союз, стройная и крепкая система, которая была разрушена именно потому, что не соблюдался этот базовый принцип: власть была отлучена от капитала, а капитал, причём, подпольный — от власти.
ООН — дипломатическая организация, чья миссия — правовое регулирование. И чьё влияние было по-настоящему масштабным, особенно в период падения «железного занавеса» и после. Но вот ведь незадача — к делу подключился капитал.
Ни для кого не секрет, что сейчас вопросы на международной арене (и на Украине, в частности) решают не страны и континенты, а, если очень коротко говорить, небольшие группы элит, представляющие различные страны. И за элитами этими стоят ощутимые капиталы, как в Америке, так и в Европе.
Могла ли данная ситуация не оказать влияния на правовые и дипломатические структуры? Ну конечно нет. Мы видим это на примере не только ООН, но и ПАСЕ, ОБСЕ — словом, почти всех подряд международных и европейских объединений, которые действуют только и исключительно в интересах политических и финансовых элит (почти всегда — это одни и те же люди, причину я описала выше).
Сегодня ООН больше всего напоминает группу пикейных жилетов из произведения Ильфа и Петрова. Напомню:
— Читали про конференцию по разоружению? — обращался один пикейный жилет к другому пикейному жилету. — Выступление графа Бернсторфа.
— Бернсторф — это голова! — отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. — А вы читали, какую речь произнёс Сноуден на собрании избирателей в Бирмингаме, этой цитадели консерваторов?
— Ну о чём говорить… Сноуден — это голова! Слушайте, Валиадис, — обращался он к третьему старику в панаме, — что вы скажете насчёт Сноудена?
— Я скажу вам откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальца в рот не клади. Я лично свой палец не положил бы.
И нимало не смущаясь тем, что Сноуден ни за что на свете не позволил бы Валиадису лезть пальцем в свой рот, старик продолжал:
— Но что бы вы ни говорили, я вам скажу откровенно — Чемберлен всё-таки тоже голова. Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова.
Ничего не напоминает? Можно открыть стенограмму любого заседания ООН по какому угодно вопросу и обнаружить почти дословно приведённый выше текст.
Так что Александр Григорьевич не просто прав. Он нашёл большие и сильные слова, отражающие важнейший международный тренд.
И дальше, к сожалению, этот тренд будет только усиливаться.
Читайте по теме: Выстрел себе в ногу: в Германии объявлена рецессия экономики
Мария Дегтерева
Обсуждение (3)
Вот плебсу предъявляют"блестящие" речи российских дипломатов,а полностью кино не показывают,а там единым фронтом прут партнеры и коллеги.
Если есть только внешняя торговля, то на любой площадке не будет внешней политики
Цитата: "от решений ООН зависело не просто многое, а практически всё". Я вот в детстве слышал, что Израиль не выполнил решение ООН о деоккупации западного берега реки Иордан после "Шестидневной войны" 1967 года и ничего ему до сих пор за это никто не сделал. Так что значение авторитета ООН даже в лучшие его времена сильно преувеличено.
Вот ещё цитата: "А нынче — погляди в окно...В любой политической системе работает правило: власть и капитал ходят рука об руку." Ну, я так понимаю что в окно эту картину стало возможно увидеть эдак века с 16-го, когда собственно капитализм прорвался к власти оттесняя феодалов в отдельных странах и стал ее перестраивать под себя, до того верховодила власть монархическая и наследственная помыкая молодым и тогда еще бесправным капиталом.
Была действительно одна система где капитал власти не имел, его в ней в общепринятом капиталистическом смысле вовсе не было, и могла бы и сейчас быть и даже возможно процветать, кабы занималась развитием теории собственного построения, но два, вроде неглупых мужика (Косыгин и Либерман), предложили, в целях, т-сказать, "ускорения роста" (т.е. вроде самых благородных), вернуть принцип "рентабельности" и "самоокупаемости" (скромные псевдонимы "прибыльности" для того времени), а по сути как раз капитал, как главный критерий развития. После этого той системе осталось недолго, т.к. действительно капитал не мог быть в ней официальной властью и потому сначала стал подпольной, а потом коррумпировав высших чиновников и продвинув своих людей во власть и вовсе избавился от той системы, где на самом деле в нем не было нужды.
Выходить из нее окончательно надо. Только деньги на ветер.