25 мая в Херсонесе прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, приуроченные ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В этот день было проведено сразу несколько мероприятий – в верхнем храме Свято-Владимирском собора в Херсонесе состоялся IV региональный фестиваль духовной музыки «Корсунь – 2014», а на его звоннице прошел II ежегодный городской фестиваль колокольного звона.
Показать свое мастерство в этом необычном музыкальном конкурсе приехали 12 команд действующих звонарей из городских и пригородных храмов Севастопольского благочиния.
Открыл фестиваль колокольного звона член жюри – звонарь Покровского собора Игорь Охрименко, который исполнил хрустальный перезвон на авторской переносной звоннице ручной работы.
«Колокольный звон – это, своего рода, тоже язык. Это музыкальный язык богослужения. Он понятен всем и каждому», – рассказала представитель оргкомитета фестиваля колокольного звона Екатерина Виноградова.
Колокола основной звонницы привели в движение звонари, оглашая окрест, созывая народ.
Послушать перезвон и в буквальном смысле ощутить колокольный благовест пришло много людей, среди которых очень порадовали дети и довольно большое количество беременных женщин. Главная же радость заключалась в том, что этот перезвон возвещал мир, а не тревогу в столь непростое для нас время. Возвещал, что Русь голосистая, колокольная – жива.
В продолжение фестиваля на сцене в исполнении участников православного клуба песни и творчества святого апостола Андрея Первозванного звучали песни о высокой любви, милосердии, патриотизме.
Закончился фестиваль подведением итогов конкурса колокольного звона и награждением победителей.
Первое место среди взрослых присуждено звонарям Свято- Владимирского собора-усыпальницы адмиралов - Плюннику Максиму, Зуеву Сергею, Караула Ивану.
Победителями в детской категории стали юные звонари храма пророка Илии (с. Верхнесадовое) Глеб, Всеволод, Никита и Николай Лукашовы.
Приз зрительских симпатий завоевал Иван Бойчук, Свято-Покровский собор.
Победители были награждены памятными подарками и дипломами.
Главным призом стала поездка в города Казань на XII Фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны», куда 1 июня 2014 года съедутся звонари со всей России.
В этот день вход на заповедную территорию «Херсонеса Таврического» был свободным, и все, кто хотел прикоснуться к славянским традициям, смог это сделать.
Елена Озаренко
Фото автора
Благочинный севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта
Член жюри звонарь Покровского собора Игорь Охрименко
Ведущие фестиваля Алексей Жигалов и Виктория Рудая
Обсуждение (10)
Советую прочитать у Анастасии Цветаевой "Сказ о звонаре московском"
А звукозаписей не делали?
Послушать бы.
«Колокольный звон… Это музыкальный язык богослужения…».
Мда…
«Язык богослужения» – это СЛОВА молитвы.
Но можно – и «своими словами».
Главное – чтобы от сердца, а не от металла.
Богу «звон», как служение – ЗАЧЕМ?
Из разговора в «топике» маршрута № 12.
to кукузель (Севастополь)
Видимо имелось в виду то, что колокольным звоном обычно собирали народ по Руси на соборную молитву, а сам благовест был как бы началом этой молитвы, а то что молитва должна идти не от металла - это вы хорошо сказали, так и есть.
Колокол должен отливаться человеком с душой (никогда не забуду замечательный фильм "Рублев"), тогда и звук будет от любви, и звонарь тоже звонить должен с душой, тогда тронет сердце этот перезвон и прихожанин, откликнувшись на зов, молится должен с душой, тогда и молитва долетит до Бога. Наверное так)
to Galaxe (Севастополь)
Спасибо Вам за видео!!!
Специально для sandalia (Севастополь)
:
Доброго здоровья, уважаемая sandalia!
«…Видимо имелось в виду то, что колокольным звоном обычно собирали народ по Руси на соборную молитву, а сам благовест был как бы началом этой молитвы, а то что молитва должна идти не от металла - это вы хорошо сказали, так и есть…».
Колокольный звон – «разными перезвонами» – приглашал не только на сборную молитву, но и в случае разных мероприятий и событий: как праздничных, так и тревожных.
«…Колокол должен отливаться человеком с душой (никогда не забуду замечательный фильм "Рублев"), тогда и звук будет от любви…».
Души – недостаточно.
Существуют технологии.
Кстати, вопреки «живучему мнению», что, мол, много серебра и золота в сплаве придают колоколу супер-звучание.
Отнюдь…
Фильм «Андрей Рублёв» - на любителя.
Кстати, новелла в нём про колокол – скорее о том, что колокол был отлит «на шару».
Повезло…
«…и звонарь тоже звонить должен с душой…».
С душой вообще ВСЁ надо делать.
Но и навык, а, тем более, слух – всенепременно должны быть.
«Просто» звонить от души – это просто извлекать «много звуков».
Кроме того, существовали и определённые «звоны» - которым обучали.
Были и совершенно уникальные звонари.
Например – Константин Сараджев.
Кстати, он несколько лет жил в Севастополе.
Хотя, его мастерство было «само по себе», а не в «контексте церковном».
«…тогда тронет сердце этот перезвон и прихожанин, откликнувшись на зов, молится должен с душой, тогда и молитва долетит до Бога…».
До Бога «долетит» не только «любая молитва», но и любое, даже, намерение с помыслом...
Колокол здесь: и не помощник и не помеха.
Колокольчик бывает и на шее у коровы, а в «давние века» – крепился на прокажённых.
Например, в некоторых монастырях братию извещают о «распорядке дня» ударами железной палкой в кусок листового железа, подвешенный на специальном устройстве.
Кстати, «в европах» для извлечения звука из колокола раскачивают САМ колокол до соударения его «об язык.
В России другая традиция, с точностью до наоборот – раскачивают «язык».
Поэтому и колокола на Руси – для европейцев – были просто «чудовищны» в размерах.
И раскачать их одному звонарю – не представлялось никакой возможности.
Разные традиции…
Согласно этим традициям на Руси колокол поднимали на колокольню - ТОЛЬКО вручную.
Множеством людей, порой – сотнями.
И т. д.
С неизменным почтением…
to кукузель (Севастополь)
А не хотите - звонарём? Я хотела бы...
Специально для кэт (Севастополь)
:
Здравствуйте!
Удивлён, сударыня, Вашей «мечтой».
И выбором персонажа для её осуществления…
Впрочем, мы все «немного звонари», особенно – на форумах: «звоним», «звоним» и «звоним»…
Получается – у всех по-разному.
Тем более, что значит исполнение «…хрустального(!?) перезвона…».
И т. д.
Вопрос в другом, а именно: если обрядность, по словам Екатерины Виноградовой про «звон»: «…понятен всем и каждому», то, как же тогда, дело с самим Православием, как «учением»?
Всем и каждому – понятно?
И оно, Православие, так же – «фестиваль»?
К чему это?
Да к тому – что всё «уместно на своём месте».
Звонница – это часть культового сооружения, конкретно – храма.
Храм же – это не «клуб по интересу».
Храм, это место – где "обитает" Бог.
Как не вспомнить слова Иисуса: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них…».
Конкретно «про колокола» – он ничего не говорил.
И не настаивал на «их необходимости», там, где двое или трое во имя Его.
Сие – исключительно «людская самодеятельность».
Так что слова: «…и все, кто хотел прикоснуться к славянским традициям, смог это сделать…», про славянские традиции (в смысле звона) – вполне могут быть и уместны.
Возможно – и «прикоснулись»…
Но вот что касаемо «традиций» Христианских «сие касание» – весьма НЕ-бесспорно.
С неизменным почтением…
to кукузель (Севастополь)
)))...