1 апреля — не официальный праздник, он не отмечен в календаре красным цветом, но традиция веселиться и разыгрывать друг друга в этот день существует очень давно, ещё со времен язычества.
Именно тогда люди начали отмечать конец суровой зимы, приход весны, тепла и возрождение жизни.
«Все праздники так или иначе привязаны к природному циклу. Раньше, например, новый год начинался в сентябре. Празднование Пасхи привязано к весне. Весной начинается новый жизненный цикл, особенно для тех людей, которые заняты в аграрной сфере», — отмечает преподаватель СевГУ, историк Алексей Тихонов.
В Древней Греции и Древнем Риме идеологически праздник был связан с богом Солнца Гелиосом и богом смеха Гелосом.
Вслед за язычеством все последующие религии впитывали этот опыт, традиция радоваться наступлению весны и тепла сохраняется и сегодня. И не только на 1 апреля.
«Если посмотреть сейчас на праздник Пасхи, который в Нью-Йорке проходит, — там же очень сильно влияние католичества — там все дурачатся. Вот этот пасхальный парад шляп, он сочетается <с церковной традицией>. Но всё равно в основе лежит очень мощный фундамент в виде весёлого, радостного настроения», — пояснил Алексей Тихонов.
После Древнеримской империи для христианства наступил мрачный период Средневековья: людям стало не до празднеств. По-настоящему первоапрельский праздник с шутками и розыгрышами начал распространяться уже с развитием городской цивилизации. Традиция стала общегородской. В наиболее прогрессивных центрах Европы такие праздники устраивала городская буржуазия.
Чуть позже, в начале XVIII века благодаря Петру I эта традиция перекочевала из Голландии в Россию. По примеру голландских соседей 1 апреля Санкт-Петербург преображался: люди надевали яркие одежды, выходили на улицы и разыгрывали друг друга.
В открытых источниках приводится пример розыгрыша, когда глашатаи стали зазывать горожан на «невероятное представление» в театр. А когда заинтригованная публика собралась в зале, развернули огромный плакат с надписью «Первый апрель — никому не верь».
Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского, Василий Суриков.
Многочисленные упоминания шуточных розыгрышей можно найти и в литературе. Так, Александр Пушкин в письме Антону Дельвигу:
Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
Повалила буря
Памятник Петра».
Тот перепугался.
«Я не знал!.. Ужель?» —
Царь расхохотался.
«Первый, брат, апрель!»
Чёткого объяснения, почему 1 апреля имеет двойное название — День смеха и День дурака, по словам Алексея Тихонова, нет. Скорее всего, всё просто: радость и веселье людей выражается в форме дурашливости и розыгрышей, цель которых оставить кого-то в дураках.
«Как в кинокомедиях. Комедия положений — это типичная история розыгрышей», — напомнил историк.
Если же посмотреть на праздник 1 апреля в жизненном контексте, то повод для веселья у людей с приходом весны действительно был. Это была радость выживания.
Сельскохозяйственный труд никогда не был простым, и далеко не всем удавалось пережить холодную зиму, когда запасы продовольствия были на исходе.
«А когда вдруг появлялось тепло и солнце, люди понимали, что выжили, жизнь продолжается и появлялась надежда на лучшее будущее», — заключил Алексей Тихонов.
Полина Ласькова
Фото автора, muzei-mira.com
Скрин страницы fcollection.by