Севастополь

В Севастополе показали «рабочих лошадок» войны

Уникальная экспозиция открылась на 35-й береговой батарее.

"Их дороги: фронтовые километры защитников Севастополя". Фотографии, истории, личные вещи и награды военных автомобилистов – участников Второй героической обороны города – представлены на новой выставке в Музейном историко-мемориальном комплексе «35-я береговая батарея», передает НТС.

Посетить экспозицию, открытие которой приурочено к 79-й годовщине начала обороны Севастополя в Великую Отечественную войну, можно в течение года – после снятия ограничений по COVID-19.

30 октября 1941 года. На дальних подступах к Севастополю заговорили орудия 54-й береговой батареи под командованием лейтенанта Ивана Ивановича Заики. Её залпы ознаменовали начало Второй героической обороны Главной базы Черноморского флота.

«Когда приезжают гости и когда задаешь вопрос – а я летом здесь задавал вопрос: «А как и при каких обстоятельствах, когда начиналась Великая Отечественная война?», рассказывали: «Брестская крепость», «Киев бомбили»… Но про то, что это началось в Севастополе – не знают! И севастопольцы, преподаватели, жители и тем более школьники… Точно так же не знают даты – 30 октября. Это дата начала обороны, сухопутной обороны Севастополя», – говорит Валерий Володин, директор Музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея».

«Рабочими лошадками войны» часто называют грузовые и легковые автомобили, «эмки» и «полуторки», исколесившие в годы Великой Отечественной тысячи километров фронтовых дорог. Интерес к ретротехнике постоянно растёт: её восстанавливают, изучают, показывают в музеях и на парадах. Вот и на новой выставке Музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» представлен подлинный ГАЗ-АА, который ребята из автомобильно-мотоциклетной группы «Красная Армия» смогли собрать из фрагментов, найденных в разрушенных инкерманских штольнях.

«Перед нами автомобиль ГАЗ-АА. Это один из основных грузовиков Красной Армии. В годы моего детства каждый мальчишка знал, что находится в завалах «Шампан» «полуторка». И все мечтали увидеть её, естественно. И вот, пришло время, когда этот автомобиль был по частям демонтирован, и сейчас он находится в экспозиции 35-й береговой батареи. Как вы видите, детали некоторые очень хорошо сохранились, и видно, что автомобиль практически не ездил. Для нас история, можно сказать, сделала подарок – что практически в первозданном виде осталась машина», – рассказал Денис Сираев, руководитель автомобильно-мотоциклетной группы «Красная Армия».

Не меньшего внимания заслуживают и судьбы военных автомобилистов, чья «незаметная» – и незаменимая – боевая работа требовала нечеловеческой выносливости и отчаянного героизма.

«В центре рассказа – у нас, конечно, люди. Люди и их судьбы. Военные автомобилисты – они, по своему предназначению, по роду деятельности – тыловики. Но Севастополь, в период обороны, был городом, где не было тыла, не было места безопасного. И поэтому, конечно, их работа – боевая – была и тяжёлой, и опасной», – рассказал Степан Самошин, заместитель начальника экскурсионно-просветительского отдела комплекса «35-я береговая батарея».

Капитан 1 ранга Евсеев из штаба 7-й бригады морской пехоты вспоминал:

«…Все наши прифронтовые дороги были пристреляны немцами. Искусство шофёра заключалось в умении оценить обстановку и маневрировать, то ускоряя, то замедляя ход машины. Чаще всего, однако, водители ездили на полной скорости. Однажды везли к нам в клуб кинопередвижку. Двигатель начал капризничать. Шофёр остановил машину и полез под капот, а в это время противник открыл артиллерийский огонь. Я видел, как снаряды ложились вокруг грузовика и уже полагал, что машине и водителю пришел конец, но шофёр, смелый и знающий парень, хладнокровно исправил, что надо, и вывел машину из-под огня».

По-разному сложилась жизнь шофёров, видевших войну. Истории нескольких из них – в фотографиях и документах выставки «Их дороги: фронтовые километры защитников Севастополя». Часть старинных снимков предоставлена военно-историческим музеем-заповедником.

«Одна из интересных – судьба Николая Марченко. Он был шофёром в знаменитом 456 пограничном полку. Который Балаклаву защищал. И в последние дни обороны ему чудом удалось спастись, он был подобран катером и эвакуирован. Но после войны – хотя он жил в Ялте, продолжал работать шофёром – он не мог приезжать в Севастополь. Настолько это были тяжелые воспоминания, что только в конце жизни он нашёл в себе силы сюда приехать, на Херсонесский полуостров. Привёз своих дочек, и они впервые увидели на его глазах слёзы…», – говорит Степан Самошин.

На открытии выставки 30 октября – немногочисленные почётные гости. Увидеть экспозицию все желающие смогут в течение года – после снятия ограничений по COVID-19.

«Мы хотим, чтобы севастопольцы, в первую очередь, знали о своём городе как можно больше. Знали даты окончания обороны Севастополя, начала Великой Отечественной войны – в Севастополе как она начиналась, в 3 часа 15 минут. Знали 30 октября, 16 часов 35 минут. И поэтому мы, начиная с самого начала рождения нашего музея, что-то в этот день – чтобы он запоминался (и 3 июля) – мы всегда проводим здесь памятные встречи, реквиемы, концерты… Вот всегда это было, и, мы надеемся, будет», – говорит Валерий Володин.

1282
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user Василико
175
Василико

Спаибо за память!

Profile picture for user Stonecоld
393
Stonecоld

Спасибо большое, ребята! Очень большое дело делаете.

Главное за день

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
53
10913

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
23
6840

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
47
9878

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
4
1785