В субботу, 9-го марта, в информационном супермаркете «Атриум» прошел литературный вечер, имевший формат дискуссионного клуба, в котором приняли участие как маститые, так и молодые севастопольские литераторы, а также все, кому интересна литература и писательское дело.
Первоначально в повестке дня были заявлены несколько вопросов: литературные авторитеты, литературные табу и извечный сакраментальный вопрос о миссии и роли писателя. Однако на деле в конечном итоге центральной стала проблема, в самом начале обсуждения затронутая писателем Михаилом Колесовым - проблема авторитета литературы для человека и читателя в принципе.
Как отметил модератор дискуссии писатель Платон Беседин, в общелитературном масштабе существуют стальные мэтры, чье значение и авторитет абсолютны, безапелляционны и непоколебимы. Что примечательно, друг друга сменяют времена и поколения, а классики из года в год остаются все те же: Достоевский, Толстой, Булгаков, Довлатов... Но кто же творит историю современной, вернее сказать, новейшей литературы? Безусловно, серьезные и значимые имена можно выделить уже сейчас, но видит ли сегодняшний читатель талантливых писателей своего времени?
По словам одной из участниц беседы, нынешняя публика становится более сознательной в плане содержательности потребляемого художественного продукта, его отбора и сортировки. В настоящий момент это, в какой-то степени, обретает черту жизненной необходимости.
Технологии 21-го века выплеснули на человечество колоссальные потоки неконтролируемой информации, с которой нужно справляться. Учитывая скорость передачи и распространения данных, а также их повсеместной доступности, необходимо вырабатывать в себе навыки контроля поступающих к нам извне сведений. В контексте этого вопроса было выдвинуто утверждение, что пишущий человек должен нести определенную ответственность за каждое написанное им слово.
Очень многие любители книг не гнушаются изданием своих собственных, не задумываясь о качестве издаваемого чтива, что приводит к неизменному его ухудшению, уменьшению тиража современной литературы, но увеличению (как ни парадоксально) количества малосодержательного пустословия, понапрасну отнимающего время.
Теперь, когда представления о литераторском ремесле необратимо смещены, мировому рынку литературы необходима избирательность текста, стиля и тематики.
По мнению участников обсуждения, авторам в свою очередь требуется большая ответственность в отнесении себя к числу писателей. Платон Беседин обосновывал эту позицию тем, что в наше время недостаточно просто писать, помимо того нужно заниматься общественной социально-значимой деятельностью. В основном своем аспекте эта деятельность, как правило, должна заключаться в привитии любви к чтению молодому поколению, с чем согласилась редактор альманаха «Севастополь» Валентина Фролова.
Помимо того она заметила, что о молодых авторах также следует позаботиться, предоставив им соответствующие возможности для развития, публикования произведений. Подобных возможностей сейчас, впрочем, и так в изобилии, однако все же недостаточно для всех тех, кто отдален от литературного процесса социально-экономическими факторами.
Заступаясь за нынешнюю молодежь, страдающую от своей нелюбви к чтению, поэт Виталий Фесенко предположил, что все претензии, скорее всего, следует предъявлять не к читателю, а к писателю. Плохие книги рождают плохой спрос на литературу.
Михаил Колесов, развивая тему, сказал, что все дело в прежнем, безнадежно устаревшем, формате литературы, но новый пока не найден, и, очевидно, что когда он будет обретен, все встанет на свои места. Тем не менее, в ходе беседы не раз было замечено, что, вероятно, вопрос даже не в формате, а скорее в самом содержании. Новое поколение – новое время, новое время – новые проблемы и вопросы, новые вопросы – новые и ответы.
Кто кого уважает, кто кому подражает, с кого стоит брать пример в книжном деле, почему севастопольский читатель не знает своих отечественных писателей – все это стало предметом обсуждения в литературном клубе «Атриум» в этот вечер.
Каждый из участников и гостей высказал свои или выслушал чужие мнения о вечных вопросах литературы и получил материал для собственных размышлений.
Помимо прочего, у севастопольских поэтов появилась еще одна замечательная возможность продемонстрировать публике свои лирические произведения, чем с удовольствием и воспользовались несколько авторов, молодых и опытных, прочитав свои стихотворения.
Стася Сухарева






to кукузель (Севастополь)
Добрый день, уважаемый Кукузель! Ну и пост Вы написали, размером почти как статья.
А если серьёзно, то люди действительно стали меньше читать. Сужу по себе и своим близким. В книжный магазин уже давно не заходил, разве если что-то по работе нужно, про библиотеку вообще не говорю. Книги в общем-то есть хорошие, красиво оформленные с интересными иллюстрациями, но уж очень дорогие. С другой стороны время действительно меняется. Не многие сегодня готовы отдавать свои скудные квадратные метры под книжные шкафы, лучше хранить все эти знания на флешке. Основным поставщиком информации становится интернет и телевизор. Выделить время на прочтение книги может позволить не каждый. Даже если это будет суперинтересная книга. Тоже самое касается и кино. Посмотреть новинку в кинотеатре уже не тянет. Тратить вечер на поход в кинотеатр не очень хочется, особенно если есть возможность при удобном случае посмотреть это кино в интернете.
to За Союз (Крым)
А я заходила. Повертела толстые яркие и жуткие по содержанию книжки по 180-300 (и до бесконечности ввысь) гривен и вернула на полку.
Минимальная цена детской книги поприличнее - около сотни. Мне кажется, говорить о том, что люди стали меньше читать - подло. Я не могу себе позволить покупать книги в магазине.
Классика - рублей по 30-50 (картонный переплёт). Не самое худшее чтение, согласитесь, и в общем немногим больше доступно. Да и спасибо родительским библиотекам...
Специально для За Союз!
Доброго здоровья, уважаемый За Союз!
А, возможно, что и нет – ибо своё личное «отношение», «видение» и «понимание» – не является планетарной тенденцией.
Словесность – это не только, скорее даже, не столько просто информация – а "мировоззренческие закладки".
Помните, как у В. С. Высоцкого:
«Если путь прорубая отцовским мечом
ты соленые слезы на ус намотал,
если в жарком бою испытал что почем,
значит в детстве ты нужные книжки читал…».
Но если у некоторых «современных литераторов», вся проблематика – как «продаться», то тогда у них и соответствующее данной «посылке» - «миропонимание-с-мировоззрением».
Подобные шулера смогут написать «нужные книжки»?
Нет.
Люди не стали читать меньше – с экранов мониторов читают же и… «туда же» и пишут.
То есть – все пользователи интернета одновременно и «писатели».
Но грамота – ещё не «творчество».
Ибо, как точно подметил В. С. Высоцкий: «…Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души…».
to кэт (Севастополь)
Кэт, думаю, что не только цена. У кого сохранились с советских времен книги хорошего качества, могут поэкспериментировать - дать молодым людям почитать. И всё станет понятно.
to кукузель (Севастополь) Кстати Вы привели цитату из песни, которая звучала в одном очень хорошем фильме, который очень нравился советским пацанам. Кажется, "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" или "Стрелы Робин гуда"...
to За Союз (Крым)
Да, не так давно попалась книга 90-х годов - и уже там было чудовищное число опечаток и просто ошибок, а уж нынешние - совершенно тяп-ляп делаются. О содержании вообще говорить не хочется. Начинаю злиться(((
to кукузель (Севастополь) Кстати Вы привели цитату из песни, которая звучала в одном очень хорошем фильме, который очень нравился советским пацанам. Кажется, Баллада о доблестном рыцаре Айвенго или Стрелы Робин гуда ...
Специально для За Союз
Да, фильм, как и песня, хороший – «формирующий».
Но на любое «формирование» - должен быть заказ.
Иначе «спрос рождает предложение».
И что же спрашивают?
С одной стороны: детективно-криминальную «гали-мотню», «марихуановые фэтнази» и прочие литературные чупа-чупсы – чтоб легко сосалось и меньше размышлялось-переживалось;
с другой - уж совсем «элитную(!?) неврологию», типа, «а ля Пелевин».
Почему?
А потому что «от общества» – нет заказа про: «…что такое хорошо и что такое плохо…».
Почему?
Так общества - нет.
Громада – есть, народонаселение – есть…
То есть разрозненная «…свалка личностных атомов…».
Общество же – это «единство» в монолит на основе мировоззрения, любого: «православного», «коммунистического», «материалистического», «инопланетного» и т.д.
Демократия - это не мировоззрение.
Демократия - это опухоль души и мозга, то есть – болезнь.
В итоге – и больная современная «словесность-с-литературой»…
автору заметки о литературном вечере в Атриуме удалось подать информацию вполне приемлемо и по содержанию, и по форме. Спасибо!
....авторам в свою очередь требуется большая ответственность в отнесении себя к числу писателей.
Спасибо Стася Сухарева!
У меня на жестком диске гигов 300 литературы. Даже не знаю, чего там нет!
Также совершенно не знаю "писателей", о которых идет речь в статье. По-моему, сегодня писать можно только для себя, любимого. Все равно любому литератору приходится "проходить зады", как Митрофанушке. Сложно, если не безнадежно, сказать что-то новое читателю. Ситуация патовая.