Россия

В России сложилась парадоксальная ситуация с работой

Безработица находится на рекордно низком уровне, но при этом треть россиян активно ищет работу.

В России сложилась парадоксальная ситуация с работой
Фото:
Алексей Лохвицкий | ForPost

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда безработица находится на рекордно низком уровне, доходы населения растут, но при этом треть россиян активно ищет работу по причине низкой оплаты труда.

Это впечатляет

В середине декабря на пресс-конференции президент Владимир Путин озвучил впечатляющие цифры.

Безработица в РФ достигла очередного рекордно низкого значения в 2,9%, при том, что реальная зарплата выросла на 7% за минусом инфляции. Путин уточнил, что доходы выросли не у всех, но «средняя температура по больнице» всё равно впечатляет.

Но при том напомним, что официальная инфляция 2022 года — это 12,5%, а 2023-го — 7,5%, что в сумме дает 20%. По мнению экономистов, так называемая инфляция в кармане, то есть подорожание набора регулярно приобретаемых товаров, может составлять порядка 30%.

Поэтому даже если абстрагироваться от «карманной» инфляции, только официальное подорожание свидетельствует о том, что человек, получавший в 2021 году условных 100 тыс. рублей, теперь имеет всё те же 100, которые по покупательской способности равны 80 тыс. рублей.

Недавнее исследование портала «Зарплата.ру» показало, что треть опрошенных россиян находятся в активном поиске работы.

Основной причиной была названа низкая зарплата. Именно эта причина побудила половину ищущих работу начать поиски. Стремление расти по карьерной лестнице названо причиной поиска работы в 30% случаев, сложности с руководством — в 14%, переквалификация — в 12%, столько же респондентов назвали причиной поиска сокращение на прежней работе. Несвоевременная оплата труда и плохие отношения в коллективе были названы в 8% и 3% случаев соответственно.

Что-то тут не так

Свою историю поиска заработка ForPost рассказал петербуржец Сергей.

«На основной работе, требующей высшего образования, специальных знаний и большого опыта, я получаю весьма неплохую зарплату, которой раньше на всё хватало. Но она не менялась с 2020 года. Была пандемия, потом наступил 2022 год и жизнь стала ощутимо сложнее. Тогда весной 2022 года я нашёл дополнительную работу по специальности, которая стала давать половину от заработка на основной. В 2023 году в семье родился ребёнок, а жизнь продолжила дорожать. И вот начало 2024 года — я нашёл третью подработку и стал пешим курьером в одной из крупных торговых сетей. Подрабатываю по вечерам и по 6-8 часов по субботам и воскресеньям. Это даёт ещё примерно треть или четверть от общего дохода с двух первых работ, а мой рабочий день теперь длится 13-14 часов в будни, при том, что выходных нет совсем», — рассказал житель Северной столицы.

Он также поделился собственным наблюдением, говорящем о парадоксе на рынке труда.

«Работа пешего курьера — это низкоквалифицированный труд, требующий только физической выносливости, умения пользоваться смартфоном и мало-мальски знания славянских букв и арабских цифр. Но при том, по моим наблюдениям, если работать в режиме обычной трудовой недели в 40 часов, такой курьер может заработать примерно 60 тыс. в месяц. Если же бегать каждый день часов по 12, то заработок может оказаться примерно 90 тыс. рублей. Это просто арифметический подсчёт, сделанный на основе собственных наблюдений. Но возникает закономерный вопрос, как так получается, что мой высокоинтеллектуальный и требующий большого объёма знаний и опыта труд по основной специальности оплачивается в суммах, сопоставимых с трудом, который может выполнить, скажем так, не самый высокоразвитый человек?» — недоумевает Сергей.

Добавим к этому, что по данным Росстата, средняя зарплата в РФ в октябре 2023 года составляла почти 74 тыс. рублей, а более поздних данных пока нет.

Ответ Сергею

Кандидат экономических наук и эксперт Ассоциации по развитию финансовой грамотности Михаил Беляев пояснил существующий парадокс в оплате труда в России.

«Сейчас сложилась такая ситуация, что тот работодатель, чья прибыль напрямую зависит от наличия сотрудников, в том числе и не имеющих никакой квалификации, готов устанавливать для них конкурентоспособную оплату труда. Именно этим можно объяснить, что те же курьеры получают доход, сопоставимый с заработком в некой интеллектуальной сфере, где доход работодателя напрямую не связан с качеством его сотрудников. В таких специальностях, как журналистика, какая-то социальная аналитика, даже в науке или, скажем, педагогике, нет как таковой маржинальности. Более того, логика работодателя тут состоит в том, что его специалисты и так никуда не денутся, а будут искать подработки и дополнительные заработки. А если и денутся, то всегда можно заменить, ведь результат работы таких специалистов — штука весьма условная, её не измеришь количеством выполненных доставок продуктов или выточенных токарем болтов», — пояснил экономист.

По его мнению, ситуацию может исправить только наличие разветвлённой и развитой сети профсоюзов, которые будут добиваться от работодателя адекватной оплаты труда для сотрудников.

«После распада СССР у нас практически полностью исчезли профсоюзы на предприятиях. Сами же работодатели попросту не спешат поднимать зарплаты, понимая, что их работники вряд ли куда-то денутся», — отметил он.

Миллионы «сергеев»

Россиян, недовольных уровнем оплаты труда сейчас действительно много.

«Конечно, официальная статистика нам показывает впечатляющие цифры роста экономики и уровня доходов населения. Но у кого выросла зарплата? У специалистов рабочих специальностей, которые трудятся на ''оборонку'', у нефтяников, у спецов в области IT, у каких-то других специалистов. Но в целом во многих отраслях экономики ничего не поменялось. И таких трудящихся, у которых доходы остались формально на допандемийном уровне, миллионы. Разброс в зарплате сейчас вырос, но средняя величина показала рост», — рассказал экономист Беляев.

Он также пояснил, почему опрос показал, что примерно половина людей ищет работу, но при этом безработица остаётся рекордно низкой.

«Если человек ищет работу, это не значит, что он безработный. Он не может оставить нынешнее место труда, ведь ему нужно жить каждый день и нести расходы. Вот и выходит, что у нас очень низкая безработица при огромном числе тех, кто хочет поменять работу из-за низких зарплат. И тут возникает проблема структурной нехватки кадров. Потому что люди, ищущие работу, не обладают квалификацией, чтобы перейти в сферу рабочих профессий, где зарплаты действительно растут и есть нехватка кадров. И далеко не все готовы переучиваться. А в итоге при поиске работы такие специалисты получают то же самое, что имеют сейчас, только с незначительными нюансами, и то в лучшем случае», — отметил экономист.

И что теперь?

Однако, чтобы разбавить мрачные краски описанной картины, напомним, что в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) президент Владимир Путин задал курс на экономику высоких зарплат, и переход к высокомаржинальному производству, которое и позволит поднимать людям зарплаты.

ForPost анализировал этот новый курс и последствия его реализации. По прогнозам число россиян, которых можно отнести к среднему классу, к 2030 году может увеличиться примерно на треть.

Сейчас же мы поинтересовались у доктора экономических наук Иосифа Дискина, как и когда россияне смогут почувствовать на себе результаты его реализации. Иными словами, когда простые труженики будут равномерно получать больше, а не только в отдельных сегментах.

«На самом деле сегментированность останется. В каких-то отраслях будут расти заплаты, в каких-то будет стагнация, а некоторые просто вылетят из обоймы, например, бухгалтеры. Экономика высоких зарплат — это роботизация и автоматизация с вытеснением низкоквалифицированного труда. Сегодня уже известно, что новый этап глобального экономического развития определяется доступом к технологиям. Страны, имеющие такой доступ, будут развиваться, а те, что рассчитывают на образованную, дисциплинированную, но дешёвую рабочую силу, развиваться не будут. Поэтому ключевой вопрос для РФ — это получение доступа к технологиям и создание собственных новых. Я полагаю, что года через три мы сможем почувствовать первые результаты нового курса, который задал президент на ПМЭФ-2023, но вообще это в среднесрочной перспективе лет десять», — пояснил он.

Дискин также сослался на результаты исследования, проведённого международной консалтинговой компанией McKinsey & Company, согласно которым сейчас нет ни одной массовой профессии, которую нельзя было бы заменить технологиями и роботизировать.

«Поэтому, конечно, если мы не перестроимся, мы получим либо низкоэффективную экономику, либо массовую безработицу. Но при правильном выстраивании системы обучения, переквалификации и развитии технологий произойдёт с точностью до наоборот. Те, кто сейчас заняты в этих массовых профессиях, перейдут в новые сферы, где будут получать достойные заработки», — пояснил эксперт.

Андрей Мединский

1123
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user GP
4683
GP

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда ... доходы населения растут

Шутка такая, да ?

Главное за день

Жуткого вида «наследие» украинского прошлого встречает въезжающих в Севастополь

Почему за десять лет не удалось привести в порядок заброшенное место?
17:10
22
5054

Как «пяточка» спасает крымских малышей

Меньше, чем за два года, тест помог сохранить 16 детских жизней.
11:16
0
666

Как в Крыму поселились предки домашних овец

Европейские муфлоны более ста лет активно расселяются по Крыму.
16:20
0
874

В Севастополе сняли с продажи скандальное вино

«Золотая балка» заявляет о наказании тех, кто поставил пятно на репутации фирмы.
11:04
52
13260