В России планируется ввести технологический сбор. Проект закона написали в Минпромторге, а Минфин внёс его на рассмотрение правительства. В случае принятия документ начнёт действовать в следующем году.
Возможное новшество уже окрестили «налогом на удобный быт» и «утильсбором на стиральную машину».
В чём заключается предложение техсбора
Сбор будут платить поставщики зарубежной электротехники и отечественные производители. Его распространят на товарные категории, где доля наших компаний невысока. А перечень продукции, подпадающей под сбор, будут утверждать поэтапно в течение нескольких лет. В начале будет готовая продукция, написали «Ведомости».
По информации издания, размер сбора определят для каждой единицы продукции отдельно в зависимости от её цены. По сегодняшним данным, максимальная фиксированная ставка для самой дорогой единицы составит 5000 рублей.
Собранные деньги направят, как говорят близкие к властям источники, на развитие радио- и микроэлектроники.
Техника подорожает, а потом подешевеет?
В Госдуме уже заговорили о поддержке нового сбора, по данным «Парламентской газеты». Она привела слова депутата Андрея Свинцова, что хоть техника и может подорожать на 3-5%, но это позволит увеличить производство нашей продукции и дальше удешевить её для покупателей. Но когда это будет, если вообще произойдёт?
И вряд ли это сейчас воодушевит 62% россиян, материальное положение которых можно оценить как нищета или бедность, по итогам опроса ФОМ в октябре. Одним семьям не хватает денег даже на еду, другим — на одежду и обувь, третьим — на крупную бытовую технику.
А средняя цена двухкамерного холодильника достигает 41,7 тысячи рублей, автоматической стиралки — 32,6 тыс., микроволновки — 9,3 тыс., ноутбука — 43,5 тыс., моноблока — 53,5 тыс., по сведениям Росстата за сентябрь.
Новый «налог на конечных потребителей»
Политолог Андрей Гусий отметил, что обсуждается добавление к уже введённому утильсбору на зарубежные авто ещё и промышленного сбора.
Бизнес на себя дополнительные издержки, связанные с новым сбором, брать не будет — и «просто повысит» цены на заграничную продукцию, считает он:
«Часть фирм просто уйдёт с рынка, а вот количество “серой” продукции вырастет в разы. Проблема в том, что контроль завоза в Россию автомобиля и условного телефона — разный. С авторынком всё проще, и серые схемы тут невозможны — транспорт надо регистрировать. В случае с условным телефоном регистрируется только сим-карта».
Инициатива промышленного сбора для критических отраслей радио- и микроэлектроники — попытка найти новые источники финансирования там, где старые, судя по всему, признаны недостаточными, полагает экономический журналист Павел Демидович.
Сбор будет «налогом на конечных потребителей» электроники, так как государство «более не готово нести бремя» технологического суверенитета и «хотело бы, чтобы за это заплатил покупатель», полагает он:
«Финансовая ответственность перераспределяется на бизнес и, в конечном счёте, на потребителей, которые будут вынуждены платить за импортозамещение напрямую через повышенные цены. Это похоже не на стратегию развития, а на администрирование дефицита, фискальную трансляцию госиздержек на население через рост цен».
Как техсбор оценили экономисты
Опрошенные ForPost эксперты разошлись в оценках предложенного властями промышленного сбора.
В современном мире возможность суверенного создания высокотехнологичных средств производства — прерогатива ограниченного числа стран, сказал кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
В перспективе развития отечественной сборки средств производства возможен рост объёмов своей промышленной и бытовой электроники, которая по функционалу и качеству будет опережать зарубежные аналоги, считает он:
«Разумеется это не значит, что так произойдёт моментально после введения данного сбора. Но то, что сбор может стать одним из источников формирования такой промышленности, является очевидным».
Правительства всех развитых стран осуществляют протекционизм для защиты интересов национальных производителей товаров и услуг, сказал в свою очередь кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Но вопрос в том, какие цели декларируются и достигаются, обратил внимание он:
«Опыт российской регуляторной политики по защите отечественной технологической индустрии свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев под благими намерениями скрываются банальные мотивы формирования фондов непрозрачного администрирования. В итоге никакой качественный отечественный продукт не появляется, но иногда возникают уголовные дела, фигурантами которых становятся заместители министров».
Будет повышение цен на технику?
Кроме того, технологический сбор — очередная идея увеличить нагрузку на платёжеспособных граждан, которые должны платить за провалы внешней и внутренней политики с декларируемыми, но недостижимыми целями построения высокотехнологичной экономики, считает Сергей Гатауллин.
Очевидно, что под идею введения технологического сбора многие недобросовестные импортёры бытовой техники и электроники могут подвести увеличение стоимости реализуемой ими продукции, парировал Михаил Хачатурян.
Но тогда, скорее всего, они столкнутся со снижением собственной эффективности, так как рынок таких устройств максимально насыщен и стоимость переключения с одного бренда на другой достаточно низка для потребителя, полагает он.
К тому же это может стать поводом для изучения деятельности этих импортёров Федеральной антимонопольной службой и налоговиками, добавил Михаил Хачатурян.
Акцентированный сбор
Промышленный сбор направлен не на поставщиков бытовой техники и электроники, продолжил доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Сбор направлен прежде всего на производителей электронных средств производства: станков с числовым программным управлением (ЧПУ), промышленных роботов, радиоэлектронных деталей для суперкомпьютеров, процессоров для серверного оборудования, электронных компонентов для авиации, сельхозтехники, уточнил он.
Введение сбора позволит сформировать дополнительные источники финансирования развития тех сфер промышленной микроэлектроники, которые в России развиваются медленно в силу слишком низкой базы, считает эксперт.
По его мнению, главными выгодоприобретателями от сбора станут компании-производители полупроводников для промышленного оборудования, серверного оборудования, интегральных микросхем, фотоэлектрических преобразователей. А также кремниевых пластин, производители нано- и микроэлектронного медоборудования, промышленных роботов, станков с ЧПУ и электронного промоборудования, электроники для авиации.
То есть ключевой задачей сбора будет не увеличить цены бытовой техники и электроники, а сформировать инструменты поддержки для расширения технологизации российской промышленности, прежде всего создания средств производства, и повышения её качества, уверен Михаил Хачатурян.
Алексей Лохвицкий
