На последнем совещании президент Владимир Путин предложил «соблюдать баланс интересов» при определении цен на продукты. Стало понятно, что власти больше не допустят «ценового взрыва» на продовольственном рынке.
По данным некоторых telegram-каналов, после «президентской взбучки» в правительстве разработали метод, который позволит сдерживать цены на базовые товары, сырьё и продукцию.
О том, удалось ли властям побороть ценовую ломку, — в материале ForPost.
По законам рынка с небольшими оговорками
Напомним, цены на продовольствие в России в январе выросли на 8,2% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это в 7,5 раза больше, чем в странах Евросоюза, где продукты за год подорожали всего на 1,1%.
Продтовары в феврале дешевле не стали. По данным Росстата, с 25 февраля по 1 марта выросли цены на баранину, маргарин, говядину, сосиски, сардельки, варёную колбасу, фруктово-ягодные консервы для детского питания, свинину, мясные консервы, сухие молочные смеси для детского питания и сметану.
«Должен соблюдаться баланс интересов. Внутриценовые удары не должны быть такими, которые имели место быть. Рост издержек сельхозпроизводителей в связи с увеличением цен на транспорт, энергоносители, удобрения происходит. Но это не значит, что нужно, скажем, вводить субсидии на экспорт, когда цены на сельхозпродукцию на мировом рынке выросли. Надо инструменты соответствующие применять и смягчать», — подчеркнул президент Владимир Путин на совещании 11 марта.
Глава государства отметил, что у правительства «нет никакого желания и никакого настроя на то, чтобы какими-то нерыночными методами прижимать бизнес». Вмешательство правительства в вопросы ценообразования было «аккуратным». По словам президента, сейчас Кабмин «делает всё возможное», чтобы «эффективное развитие шло на пользу гражданам и не в ущерб людям».
С заботой о населении до апреля были установлены допустимые максимальные цены на сахар и подсолнечное масло: 46 рублей за килограмм сахара и 110 рублей за литр подсолнечного масла. На совещании в Минсельхозе 2 марта производители также договорились о заморозке отпускных цен на яйца и мясо птицы сроком на два месяца.
«Сейчас ситуация с ценами на продовольственном рынке нормальная. Мы практически каждый день их мониторим. В крупных федеральных торговых сетях резкого роста цен на продукты не зафиксировано», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин.
Он согласен с мнением президента о том, что «взрывной» рост цен недопустим. Поэтому по подсолнечному маслу и сахару было достигнуто соответствующее соглашение. Это экстренная мера, на которую пошли власти и бизнес.
«Государство не давит. Оно просит производителей и ритейл сдержать рост цен, пока правительство вырабатывает рыночные механизмы. И все это понимают. Поэтому соглашение о сдерживании цен на подсолнечное масло и сахар уже подписали примерно 15 тыс. производителей, продавцов», — добавил Ионкин.
Читайте также: Продукты бывают кусачими: почему телевизор замалчивает правду о дорожающей еде?
Не всё так радужно, как хотелось бы
По оценке ряда экспертов, пока симбиоз бизнеса и власти не привёл к желаемому результату. Продукты продолжают дорожать. В их числе — подсолнечное масло.
«Регулятор выявил нарушения соглашения по ценам на этот продукт. Кто бы что ни говорил, а цены растут. Где-то больше, где-то меньше», — сообщил в беседе с корреспондентом ForPost председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Однако скоро ситуация может кардинально измениться. По данным telegram-канала «Незыгарь», правительство переходит к расчётному методу образования цены на базовые товары, сырьё и продукцию. Эффективность этого метода была продемонстрирована в случае с ценой на антиковидные препараты. Их розничная стоимость упала в два раза после того, как поставщикам-посредникам предъявили доказательства необоснованного завышения прибыли через ценовые накрутки.
По словам генерального директора Института аграрного маркетинга Ирины Тюриной, предложенный правительством метод ценообразования позволит выявлять торговую накрутку на продовольственные товары в рознице. Грешат этим магазины у дома. В таких торговых точках наценка может достигать 100%, когда как в крупном ритейле она не превышает 40%.
«Для того чтобы предложенный правительством расчётный метод образования цены заработал, необходимо создать эффективную систему мониторинга. Нужно мониторить не только крупные торговые сети, но и небольшие магазины. Это достаточно затратный метод наблюдения за ценами, но его внедрение необходимо», — отметила Тюрина.
Как быстро заработает расчётный метод образования цены на продукты, будет зависеть от объёма финансирования, выделенного на создание системы мониторинга. Возможно, эту работу будут выполнять региональные органы статистики.
Тюрина считает, что выборка по результатам мониторинга должна быть на уровне 20–25%. Причём в ней должны присутствовать «различные категории розницы». Если власти пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут ориентироваться на «очень усреднённые данные Росстата по розничной наценке», предложенный правительством расчётный метод образования цен «будет менее эффективным».
«Чтобы не ущемить чьи-то интересы, нужно чётко прописать, какой уровень торговой наценки является нормальным. Если розничная наценка будет выше цены производителя на 40%, то за это нужно штрафовать. Если власти остановятся на показателе в 15–20%, то это, конечно, мало. Пока механизм (расчёта) не описан, делать прогнозы по эффективности нового метода ценообразования крайне сложно», — отметила Тюрина.
По этой же причине в Ассоциации компаний розничной торговли не стали комментировать сообщения telegram-каналов. Эксперты отметили, что пока нет подписанного председателем правительства постановления, все разговоры преждевременны.
Читайте также: Названа причина резкого скачка цен на яйца и мясо птицы
Отсечь от переговоров бизнес
Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов считает, что метод, предложенный правительством, может остановить резкий скачок цен на продукты. Но для этого нужно выполнить ряд условий.
«Необходимо отслеживать движение товара от производителя через посредников в магазины и смотреть, по какой конечной цене он продаётся потребителю. В ходе проведённого нами исследования удалось установить, что на пути от производителя до потребителя массово создаются посредники. Обычно это компании, приближенные к торговым сетям. Эти предприниматели ничем не занимаются, кроме увеличения стоимости товара. Все их издержки оплачивает потребитель. Расчётное ценообразование позволяет решать эти проблемы», — отметил Павлов.
По его мнению, чтобы оно оказалось эффективным, нужно сразу оговорить санкции, под которые подпадут предприниматели за искусственное завышение стоимости продовольствия. Штрафами в размере 100–200 тыс. рублей проблему не решить. На компанию за искусственное повышение цены нужно накладывать штраф с оборотной выручки. Только так, уверен Павлов, удастся дисциплинировать владельцев торговых сетей и магазинов у дома.
Кроме того, уверен он, из диалога о внедрении метода расчётного ценообразования нужно исключить представителей бизнеса, чтобы они «не замыливали тему». Павлов подчеркнул: торговые сети уже «организуют проплаченные исследования», производят «пугающие расчёты», согласно которым от внедрения расчётного ценообразования «рынок загнётся», а потребитель «столкнётся с дефицитом товаров».
«Когда мы допускаем представителей бизнеса до обсуждения таких социально значимых тем, мы всегда должны понимать, что у них цель одна — получение прибыли. Все разговоры, которые поднимают эксперты ритейла, направлены только на то, чтобы защитить свою сверхприбыль», — отметил Павлов.
Он не считает, что отстранение бизнеса от диалога — это советский путь ценообразования, следуя по которому, государство будет диктовать цены на продукты, а потребитель сталкиваться с продовольственным дефицитом. В данном случае речь идёт об ограничении на законодательном уровне количества посредников, которые учувствуют в товаропроводящей цепочке.
«В данном случае государство не пытается контролировать рынок. Власти лишь устанавливают оптимальное количество посредников между производителем и торговой точкой. А дальше цены на товары будет диктовать рынок», — подчеркнул Павлов.
Эксперты считают, что на фоне таких предложений следует ожидать усиления лоббистского противодействия новшествам в ценообразовании со стороны федеральных и региональных ритейлеров. На их долю приходится около 60% розничного товарооборота (в 2020 году — 33,5 триллиона рублей).
Учитывая, что торговая наценка, по данным экспертов, «зашкаливает», речь может идти о нескольких сотнях миллиардов рублей. В случае успеха ценовой реформы эти средства станут внеплановыми инвестиционными ресурсами для реального сектора экономики.
Вероятно, контроль за ценообразованием будет сочетать административные и экономические меры. К последним, возможно, будет отнесено прогрессивное налогообложение в случае необоснованного завышения цен и тарифов.
Читайте также: Россиян решили накормить картофелем для скота
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
В правительстве нашли способ смягчить «ценовые удары» по россиянам, навешав им лапши о "контроле" за ценами, которого не было, нет и не будет.
В Правительстве Севастоополя есть целый департамент потребительскго рынка, чем занимаются эти чиновники?