В Крыму рассказали о самых популярных и самых редких именах среди новорождённых. Статистику за последние несколько недель предоставили в пресс-службе Министерства юстиции республики. С чем связана мода на определённые имена, как влияет редкое имя на его носителя, и стоит ли родителям оригинальничать, выяснил ForPost у психолога.
С 20 сентября по 1 октября в Республике Крым зарегистрировали 696 новорожденных. Это 372 девочки и 324 мальчика. Любопытно, что одна из недель оказалась «урожайной» на двойни. В дни осеннего равноденствия с 20 по 24 сентября родились семь двоен, для сравнения с 25 сентября по 1 октября на свет появилась всего одна пара близняшек.
Каково носителям редких имён?
В сентябре в Крыму родилась Богиня. Такое имя девочки родители зарегистрировали официально.
Каково будет условной маленькой Богине, когда её в «пятом Б» будут дёргать за косички? И что носители таких имён скажут родителям по этому поводу, когда подрастут?
«Я только к 18 годам осознала прелесть своего имени. Поначалу приходилось нелегко», — делится с ForPost носительница другого редкого имени.
Что касается «дразнилок» других детей, например, в школе, то вовсе не имя здесь важно.
«Главное — что родители вкладывают в имя ребёнка, как ему это объяснят. И как ребёнок будет взаимодействовать с миром и обществом», — рассказала психолог Лиана Селютина.
Допустим, у ребёнка непривычное имя и его дразнят одноклассники. Если он будет реагировать правильным образом, «дразнилки» прекратятся. Иначе — продолжатся.
«Антонов и Кириллов тоже, как известно, могут обзывать. Или не могут. То есть дело не в имени. Оно всегда по факту лишь повод, предлог. Редких имён это тоже касается», — отметила Лиана Селютина.
Многое закладывается в семье.
«Если ребёнок не может адекватно выражать агрессию в семье, он это проецирует на себя, а значит и на своё имя. Если ребёнок не воспринимает своё имя, это может быть про то, что он не хочет быть собой. Окружающие дети чувствуют это», — добавила психолог.
Однако это нельзя трактовать так, что проблема в самой жертве «дразнилок». Буллинг — это не про имя и не про ребёнка. Если травля принимает жестокий характер, что бывает у подростков, это всегда признак ущербности только тех, кто в ней участвует.
«Если ребёнок приносит свою агрессию в подростковую среду, он переносит агрессию из своей семьи. Жертвой травли может стать тот, кто попался под руку. А поводом может стать и имя, и фамилия, это в любом случае лишь предлоги», — уверена Лиана Селютина.
О чём говорит «выпендрёж» родителей?
Говоря в целом об экстремально редких именах, которые можно трактовать как провокационные, — это может свидетельствовать о проблемах самих родителей.
«Без привязки к конкретным случаям, есть вероятность, что родители таким образом реализуют свои амбиции. Привлекают внимание, в силу своей истероидности, своего стремления к демонстративности. Дают имя ребёнку в пику обществу. Если это так, то ребёнок им не особо интересен сам по себе. Он лишь средство. Возможно, такой ребёнок не желанен», — предположила Лиана Селютина.
Вот в таких случаях, продолжила психолог, и могут быть проблемы и с выстраиванием отношений между малышом и обществом. Так что и в этом случае дело вовсе не в имени, оно лишь повод.
Совсем другая история — если редкое имя дают, желая лучшей судьбы ребёнку. Здесь обвинять родителей в желании «выпендриться» не стоит. Такой обладатель редкого имени может расти, окружённый вниманием и заботой.
Подводя итог, заметим, что не имя определяет отношение к человеку. И, как говорится в одном афоризме, «у красивых девушек всегда красивые имена».
Когда редкое имя становятся привычным?
Помимо Богини, из других «единичных» имён за последние недели — Урсула, но оно имеет свою историю, традицию использования. То же можно сказать и о Спартаке. Имена Мувидет (Муветдет), Наиль и Юсра вполне традиционны для татар, Араксия встречается у армян, а Авид — у евреев. За всеми этими именами стоит пласт какой-то национальной культуры и традиций. То есть они экзотичны только для русскоязычных.
Родители мальчиков в целом более консервативны при выборе имени. Согласно данным крымского Минюста, самыми распространёнными именами в последнее время стали Михаил и Артём. В условном топе также Иван, Даниил и Матвей, а также крымскотатарское имя Амир.
Родители девочек чаще хотят сразу подчеркнуть, что их маленькая принцесса самая неповторимая. Впрочем, возглавляет список «классика» — Мария. А вот компанию ей среди самых популярных девичьих имён составили Камилла, Ева, Милана и Мелания. Эти имена пока воспринимаются как относительно экзотичные. Если мода на какое-то из них закрепится, другие родители тоже «распробуют» его на слух. И оно чаще зазвучит на детских площадках и в школьных классах. Пока что ближе всего к этому Евы — в Москве в этом году имя входило в топ-5 самых популярных.
Такая метаморфоза ранее уже происходила с именем Анастасия. Некогда оно воспринималось как относительно редкое. Затем с 80-х годов прошлого века пришла мода на Насть, сейчас это имя воспринимается как популярное.
Также среди наиболее частых девичьих имён за последние недели — София, Анна и Александра.
Девочек в Крыму стали чаще называть именем Мира. Это может быть пример символизма в имени, как реакции на некие события. Так, в 60-х в СССР были в моде имена с отсылкой к космической динамике. После Великой Отечественной войны появилось много Викторов (от латинского «победитель»). Таким образом часть родителей хотела отметить свою причастность к поколению победителей.
Кроме того, в Минюсте сообщили, что количество браков в последнее время выросло, но не кардинально. В среднем регистрировали на сто записей актов больше, чем ранее. Напомним, мобилизация может быть основанием для регистрации брака в день подачи заявления.
Андрей Брегов