На прошлой неделе стало известно о том, что в школах Санкт-Петербурга действовал некий алгоритм, разработанный Центром «Э», по которому учителя должны выявлять экстремистов среди своих учеников.
Внимание педагогов было сосредоточено на призывах к изменению конституционного строя, терактам, оправданию нацизма и терроризма, распространению ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны.
Если учитель находил что-то подобное на странице своего ученика в социальных сетях, то ему было рекомендовано сделать скриншот и составить служебную записку на имя директора.
О том, кому выгодно сделать из учителей надзирателей и к чему это может привести, в материале ForPost.
Цель оправдывает средства?
Учителя стали активно включаться в работу по выявлению юных террористов в интернете после серии нападений на образовательные учреждения. Дети тщательно готовились к преступлениям, создавали группы в социальной сети во «ВКонтакте», где обсуждали и планировали теракты в школах.
По данным правоохранителей, некоторые российские школьники считали себя последователями американских подростков Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые в апреле 1999 года в школе «Колумбайн» убили 13 и ранили 23 человек, а затем застрелились сами.
Согласно информации правоохранителей, движение «Колумбайн» достаточно сильно распространено среди российских школьников. В конце августа оперативники ФСБ задержали 13 подростков, которые планировали массовые убийства на школьных линейках 1 сентября. 11 из них собирались убивать одноклассников с помощью самодельных бомб, зажигательных смесей и ножей.
Центр «Безопасность 2.0», действующий при Российском фонде мира, выявил несколько тысяч видео, в которых в той или иной степени оправдывались теракты в школах.
Поэтому сегодня за поведением школьников в социальных сетях пристально следят общественные организации, специализирующиеся на работе с потенциально опасными подростками, администраторы пабликов, Роскомнадзор, прокуратура, Центр «Э».
К этой работе решили подключить ещё и педагогов.
Читайте также: Пацан к успеху шёл: российские регионы захлестнуло движение «Колумбайн»
По мнению сопредседателя межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марины Булаевой, правоохранители это сделали для того, чтобы «чужими руками бесплатно сделать свою работу».
«Ни о каком доверии между педагогом и учеником в этом случае речи идти не может. Я думаю, что ученики просто закроют свои страницы в социальных сетях, учитель пару раз откроет во «ВКонтакте», этим всё и закончится. Могу вас заверить, что многие педагоги не следят за своими учениками в социальных сетях, им это неинтересно», - отметила в беседе с корреспондентом ForPost Булаева.
Она подчеркнула, что в образовательных учреждениях проведена очень тонкая грань между желанием помочь и добровольно-принудительным требованием директора школы.
Булаева сравнила руководителя учебного заведения с барином, который «очень часто самодурствует». Поэтому, если прокуроры настоятельно попросят директора школы, то он будет заставлять учитель следить за поведением школьников в социальных сетях. Этих фактов из учительской практики тоже исключать нельзя.
Методы слежки за учениками
По российскому законодательству школы – независимые учреждения, в которых могут быть достаточно разные внутренние правила и обязанности сотрудников.
Подчиняются школы районным администрациям и региональным управлениям образования. Поэтому нет общей статистики, говорящей о том, в каких школах учителей фактически заставляют шпионить за учениками, а в каких – нет, не существует.
Когда информация о том, что учителей принуждают следить за школьниками в соцсетях, попадала в СМИ, это приводило к скандалам и прекращению такой практики.
Например, весной 2019 года журналисты узнали о том, что в школе №1 города Абакан учителей старших классов попросили составить список страниц школьников в популярных социальных сетях. Учителя должны были сделать пометки на полях о том, призывают ли дети к суициду, популяризируют ли они алкоголь, ранние половые акты и т.д.
После того, как общественность узнала об учительском спецназе, руководство школы поспешило оправдаться. Мол, список этот составлялся по рекомендации управления образования Хакасии и должен был помочь педагогам в работе с учениками.
Вот и Комитет по образованию Петербурга поспешил оправдаться, после того как СМИ стало известно об учительской допнагрузке. Разъяснение было опубликовано на официальном сетевом издании правительства Санкт-Петербурга. Там сказано, что у людей «сложился ложный вывод» на основании письма, направленного в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованию. На самом деле учителей никто не заставляет мониторить соцсети школьников, через них они самостоятельно общаются с детьми.
В разъяснении чиновников отмечается, что бывают случаи, когда «третьи лица публикуют информацию от имени ученика». В этой ситуации у педагогов возникают вопросы о том, как следует поступить. Оказывается, направленный в образовательные учреждения документ отвечает именно на эти вопросы, а также разъясняет, какая именно информация может считаться содержащей признаки проявления экстремизма или терроризма.
«С 1 сентября в России действует закон «О воспитании», который был принят в весеннюю сессию (инициатором поправок в федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания учащихся стал президент Владимир Путин – прим. ред). В нем нет ни строчки о том, что учителя должны мониторить соцсети учеников. Это несвойственная им функция, этим они точно не должны заниматься», - разъяснил действующее законодательство в беседе с корреспондентом ForPost член комитета Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов.
Читайте также: Детские игры в смерть: «Синий кит» уплыл в Тelegram
Он отметил, что в России свою эффективность доказал «пакета Яровой» — поправки к Федеральному закону 374 «О противодействии терроризму», предложенных депутатом Госдумы Ириной Яровой.
За его соблюдением следят в Роскомнадзоре. Ведомство отслеживает экстремистские сайты, которые негативно влияют на психику людей.
«Задача государства огородить детей от такого контента. Существует специальный орган, который проделывает эту работу. Процент деструктивных пабликов сокращается. Поэтому не надо нагружать учителей несвойственными им функциями. Я обещаю, что на экспертном совете по воспитанию подниму этот вопрос. Мы подумаем с коллегами над тем, какой можно найти выход из сложившейся ситуации», - сказал Дамдинов.
Фото:nmc.lsk-edu.ru
Не там расставлены акценты
Центр спасения детей от киберпреступлений – одна из организаций, которая помогает правоохранителям выявлять в социальных сетях деструктивные группы, в том числе с участием подростков.
Специалисты общественной организации неоднократно спасали жизни детей и помогали посадить в тюрьму кураторов «групп смерти». Руководитель центра Сергей Пестов уверен, что на этом виртуальном поле боя учителям делать нечего.
«Несмотря на это, педагогам иногда рекомендуют просматривать соцсети школьников. Одно дело, если учитель хочет общаться с учеником в интернете. В соцсетях создаются даже специальные классные группы, которые могут быть полезны для образовательного процесса. Другое дело, когда учителей заставляют оценивать странички детей в различных пабликах. Ни к чему хорошему это не приведет», - подчеркнул Пестов.
По его мнению, учительский контроль может не только пагубно сказаться на психологическом состоянии ребёнка, но и привести к внутриклассовому конфликту.
Поэтому учебный процесс не должен соприкасаться с личной жизнь ребенка, которая, кстати, охраняется специальным положением ООН.
В этом вопросе последнее слово должно быть за родителями. Поэтому в случае поступления данной рекомендации в школу, родительский комитет обязан инициировать общешкольное родительское собрание, на котором мамы и папы должны настоятельно попросить педагогов и руководство школы не вмешиваться в личную жизнь подростков во внеурочное время.
Читайте также: Я хотела бы этого не знать. К годовщине бойни в Керчи
Пестов подчеркнул, что нужно не заставлять учителей следить за соцсетями детей, а проводить в школах профилактическую работу. Например, организовывать классные часы, на которых правоохранители будут рассказывать школьникам о проявлении экстремизма и терроризма.
От учителя ждут, что он будет для детей педагогом, а не надзирателем, что отвратительно как с эстетической, так и профессиональной точки зрения.
Ни для кого не секрет, что сегодня российским школам как воздух нужна программа серьезной психологической поддержки учеников, попавших в сложную ситуацию дома или в классе, например, из-за буллинга.
Именно травля в школе толкает детей на преступления, на поиск групп в социальных сетях, где школьники находят поддержку среди таких же, как они, униженных и оскорблённых.
Пока создание такой программы подменяется грубым учительским надзором. В результате опасные высказывание школьников в социальных сетях приводят к утренним визитам ОМОНа, помещению детей на принудительное лечение в психдиспансер и новым звёздочкам на чьих-то погонах. И дурным новостям.
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
А, может, каждый должен заниматься своим делом. Пирожник пирогами, а сапожник сапогами?
Два "косяка" современных учителей:
это функция надзирателя,
и
а это равнодушие к детям.
Как можно уважать бездушных надзирателей?
Оно надо кому-то, тем более школьникам, тратить время ещё на классные часы, тем более что нагрузки итак хватает.
А от таких занятий точно будет толк?
Ничего отвратительного. Если ученик готовится подорвать школу, то лучше чтобы за ним надзирали, чем допустили теракт. Отвратительно и очень больно будет тогда, когда он подорвёт школу и убъёт других.
Чушь собачья! Больше училкам заняться нечем, кроме как следить за детьми в соц.сетях.
Кто боится слежки..тому есть что прятать! Ну, как-то так