Одно из старейших предприятий региона «Крымпласт» было основано Всероссийским обществом слепых аж в 1949 году. По сей день инвалиды по зрению составляют значительную часть его работников.
В преддверии Международного дня белой трости — символа самостоятельности слабовидящих людей — ForPost посетил производство и узнал, как социально уязвимые крымчане не только адаптируются в обществе, но и зарабатывают на жизнь своим трудом.
За секунды изделие готово
В ООО «Симферопольское производственное объединение Крымпласт» работает 280 человек. Из них 150 работников — инвалиды по зрению, в том числе и тотально слепые. Об этом рассказала гендиректор Любовь Куденко.
Большей частью незрячие сотрудники заняты на упаковке и сборке готовой продукции, поэтому первым делом идём в этот цех. Просторное хорошо освещённое помещение цеха заставлено рядами светлых столов. Почти все места заняты, однако перед работниками лежит разная продукция.
Одни аккуратно складывают пары голубых одноразовых бахил вместе или в капсулу. Другие собирают электрические выключатели и розетки. Третьи на небольшом станке за пару секунд из запчастей создают готовую бельевую прищепку.
«Этот автоматический станок сконструировали и сделали специально для слепых в нашем техотделе», — с гордостью объясняет собеседница ForPost.
Один из работников сборочного цеха.
Подхожу рассмотреть поближе. Глаза молодого работника спрятаны за очками с тёмными стёклами. Его голова повёрнута куда-то в направлении потолка. Такая отстранённость ни капли не мешает ловким пальцам выполнять отточенные манипуляции.
Процесс выглядит так. Одной рукой работник насаживает металлическую пружинку на станок, другой тем временем выбирает из контейнера две половинки будущей прищепки. Едва уловимое круговое движение — и готовая прищепка падает в ящик.
На производстве прищепок.
Переходим в другой цех. Обращаю внимание, что весь путь оборудован ярко-жёлтыми тактильными полосами на полу.
«Предприятие существует более 70 лет. Его сами слепые и строили, оборудуя под себя и свои нужды, — объясняет Куденко. — К примеру, пожарная сигнализация у нас обозначена не светом, а звуком: по громкой связи работники оповещаются об опасности».
Проверять работу сигнализации на себе не хочется, поэтому спешим на несколько этажей ниже — в цех резки пакетов. Здесь основную работу за человека выполняют машины. Молодым девушкам остаётся лишь снимать с ленты уже сложенные пачки готовых пластиковых пакетов.
В цеху резки пакетов.
Из мусора — пакеты
У инвалидов «Крымпласта» разные медицинские заключения и рекомендации. В зависимости от этого каждому индивидуально подбирают вид и место работы, рассказал ForPost главный инженер предприятия Александр Витенко.
«У нас есть специалисты, наладчики, со II и III группами инвалидности», — с гордостью делится собеседник, пока мы входим в главный цех, где как раз и превращают пластиковые гранулы в рукава под пакеты.
Вдоль стены длинного помещения установлено несколько гигантских агрегатов — экструдеров. Ближайшие к нам шумно и безостановочно работают, поэтому инженеру приходится повышать голос, объясняя принцип производства.
Машина превращает пластиковую крошку в готовую плёнку.
Ёмкость засыпана почти полностью разноцветными «бусинами» гранул полиэтилена. Их частично производят здесь же, в соседнем цехе, из отходов. Однако собственного сырья, по признанию Любови Куденко, недостаточно, поэтому его приходится закупать: это может быть вторсырьё — всем известная упаковочная плёнка в супермаркетах и поломанная тара у других заводов, либо готовые гранулы пластика.
«В этом году «Крымпласт» скупил вторсырья для дальнейшей переработки в объёме 750 тонн», — поделилась цифрами директор производства.
Пластиковую крошку под давлением засасывает куда-то в недра экструдера. Там материал нагревается и расплавляется до однородного состояния, а потом нагнетённым воздухом надувается в большой тонкостенный пузырь. Этот воздушный шар моментально остужается и на валиках раскатывается в двуслойный рукав готовой плёнки.
Читайте по теме: Севастопольцам кладут под ноги лишние ступени и проблемы
Затем рулоны загружают в другой аппарат. Здесь на плёнку наносят заданный рисунок и нарезают на привычные нам пакеты-маечки.
Агрегат наносит рисунок и нарезает готовые «маечки».
Вслед за переменами
Помимо пластиковых пакетов, симферопольцы выпускают сельскохозяйственную плёнку, а также товары народного потребления, сборку которых мы уже наблюдали в первом цехе.
«За этот год предприятие произвело и продало продукции на 375 миллионов рублей. В месяц выпускаем 250 тонн продукции, — сообщила Куденко. — Реализация в этом году идёт нормально: по сравнению с прошлым годом увеличили на 25% объём продаж, так как к нам подключились новые российские территории».
До присоединения к России Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей «Крымпласт» работал в основном на крымский рынок. Хотя с распространением маркетплейсов симферопольцы стали отправлять заказы и в другие регионы. К примеру, по словам гендиректора, компания «Лукойл» покупает перчатки и мусорные пакеты именно в Крыму.
В целом за последние восемь лет предприятию пришлось поменять тактику производства. По словам собеседницы ForPost, раньше «Крымпласт» выпускал лишь несколько видов продукции, но в огромных объёмах. После 2014 года пришлось срочно расширять ассортимент, сокращая при этом количество готовых изделий.
«На рынке нам приходится конкурировать со здоровой рабочей силой. Наша продукция заведомо более дорогая, потому что инвалиды работают семь часов в день, тогда как наше производство круглосуточное», — поделилась трудностями бизнесвумен.
Впрочем, из республиканского бюджета «Крымпласт» получает компенсацию на выплаты четырёх месячных зарплат инвалидам. В среднем работники с проблемами здоровья получают 17 тысяч рублей в месяц, отметила Куденко.
Читайте по теме: Под санкциями и в виртуальном мире: как живут глухие крымчане
Пелагея Попова
Фото автора