Пользователи соцсетей бьют тревогу: мат вытесняет литературный язык. Сквернословят едва ли не все — от мала до велика. «Иногда первоклассники матерятся так, что бывалые моряки краснеют», — пишут люди в Сети.
Что делать? Некоторые предлагают вернуть советский административный арест до 15 суток за брань в общественном месте. Депутат Госдумы, звезда фильма «…А зори здесь тихие» Елена Драпеко поддержала это предложение, но с оговоркой, которая, по её мнению, в корне должна изменить ситуацию.
Статистика по использованию нецензурной лексики
В начале года «Комсомольская правда» провела соцопрос, согласно которому 87% респондентов используют нецензурную лексику: 24% опрошенных бранятся часто, 48% участников опроса используют мат только тогда, когда испытывают сильные эмоции, 15% респондентов крайне редко употребляют крепкие выражения.
Ответственность за мат
Почётный адвокат России Евгений Харламов напомнил: в действующем КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мат в общественном месте. Под неё подпадают граждане от 16 лет и старше.
Вообще привлечь бранящегося гражданина могут по трём статьям: «Мелкое хулиганство», «Оскорбление», «О нарушении запрета на использование нецензурной лексики в СМИ».
К примеру, если мат в общественном месте квалифицировать как мелкое хулиганство, то человека могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей. А за мат в интернете могут назначить штраф до 10 тысяч обычным гражданам и до 100 тысяч — должностным лицам.
При этом не обязательно человека посылать на хутор бабочек ловить: недавно жительница Пермского края выиграла иск против женщины, которая в ссоре обозвала её овцой — с ответчицы взыскали 20 тысяч рублей.
15 суток есть, но их как бы нет
Адвокат Евгений Харламов подчеркнул: такие прецеденты, как случай с «овцой», в правоприменительной практике — исключение, а не правило.
«Получается, законодательные механизмы для борьбы с матом есть, но есть вопросы. Их я бы переадресовал правоприменителям, потому что мы часто слышим не то чтобы нецензурную брань, а неуважительный тон общения с пренебрежительными словами, который, может быть, и не подпадает под административную ответственность, но в обиходе он не принят, — сказал в беседе с ForPost Харламов. — Как раньше было, по крайней мере, в советские времена? Если что-то ты сделал не так, и это не охватывалось уголовным, административным кодексами, проводилась разъяснительная, воспитательная работа в школах, ПТУ, институтах с составлением протокола. Такие беседы доходили до молодёжи — кому-то становилось стыдно. Вот и сейчас должна быть профилактика, а пока у нас есть только ответственность».
Депутат Госдумы Елена Драпеко также настаивает на усилении мер профилактики.
«Нам нужно повысить общую культуру. Сначала это [мат] надо запретить в социальных сетях, во всех публичных информационных местах: в театрах, на эстраде — там, где формируются модели поведения», — считает собеседница ForPost.
Параллельно с профилактикой нужно возвращать советские методы борьбы с матом, отметила депутат, — речь идёт об административном аресте сроком на 15 суток и штрафе для родителей школьников, которые сквернословят.
«Ловить [матерящихся детей], составлять акт и штрафовать родителей. Если мы объявим такую всенародную войну, то во всяком случае детей своих сможем оградить [от мата]», — выразила свою точку зрения Драпеко.
К слову, в российском законодательстве уже предусмотрен арест на 15 суток за мат в общественном месте. Однако, как выше отметил Харламов, правоприменительная практика не работает, поэтому мат и ныне там — в школах, на улицах и в заведениях.
Как сапожники…
«Школа рядом. Мимо хожу — уши вянут: такой трёхэтажный мат стоит от разного возраста и пола детей. В их возрасте мне приложить "крепкое словцо" стыдно было, — пишет пользователь Елена. — Сейчас растят личность, и ей всё дозволено и на всех плевать. Раньше была ячейка общества, ты зависел от мнения общества, ты был этим обществом. Поэтому было чётко в воспитании — что хорошо, что плохо. Ругнись при взрослом постороннем, свободно мог затрещину получить, а сейчас даже посмотреть опасно, статью припишут».
Эту историю из жизни дополнил пользователь под ником «Рождённый в СССР»:
«Работаю на рынке. Заходит ко мне папаша с сыном. Ребёнку лет 5-6. Мелкий начинает спрашивать нормальными словами, а отец сына поправляет — как нормальные слова произносить матом!!! У меня челюсть так и отвисла... Спрашиваю: "Вы зачем это делаете?". Горе-отец мне отвечает: "Пусть с детства учится общаться, а то вырастет маменькиным сынком". Получается, если в 5-6 лет мальчик начнёт материться, то мужиком вырастет — вот такая философия у современных родителей».
Обсуждая злободневную тему, пользователи соцсетей сделали шесть выводов:
- семья — главный источник проблемы: если за столом звучит мат, ребёнок начинает воспринимать его как норму;
- роль общества и медиа: телевидение, интернет и уличная среда закрепляют привычку сквернословия;
- смена восприятия: для старшего поколения мат был маркером «уголовщины», для подростков он стал обычным языком;
- утрата культурных ориентиров: когда происходит разрушение национальной культуры, мат превращается в повседневный язык;
- школа и воспитание: педагоги не учат детей выражаться без мата, а родители сами ругаются как сапожники;
- двоякое отношение к запретам: одни предлагают жёстко ограничить использование мата (как в СССР), другие считают проблему неразрешимой.
«То, что отмечают граждане, — результат тридцатилетнего информационного разбалтывания, — подчеркнула Драпеко. — И в театре мы с этим сталкивались. Сейчас в соцсетях каждый второй [матерится]. Повторюсь: если мы объявим всенародную войну, то победим это зло».
Роберт Вочовский