Новый кризис в России может наступить уже через пять лет, уверен заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев.
Пессимистичные настроения возникли не на пустом месте: то, что в пандемию происходит в сфере среднего образования, — «тушите свет», который также погаснет в высшей школе, на рынке труда и в целом в экономике страны.
«Тушите свет»
Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев, выступая на международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен» в Екатеринбурге, не сдерживал эмоций
Он уверен: Россия неминуемо столкнётся с кризисом, который произойдёт через пять лет.
Корень зла зарыт не в правительстве, а в средней школе, которая массово стала переходить на дистанционное обучение в пандемию коронавируса.
«То, что делается в сфере среднего образования, — тушите свет», — приводит интернет-издание Znak слова Афонцева.
Вирус безграмотности, который «уже поразил среднюю школу», уверен учёный, «в скором времени распространится на высшую школу и рынок труда». Засилье малограмотных специалистов в разных сферах экономики «пагубно отразится на внутреннем валовом продукте страны».
«Через пять лет прирост ВВП может уменьшиться на 1–1,2%. Надо что-то придумывать по политике реагирования на кризис не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе», — считает Афонцев.
Мнение педагога
Преподаватель английского языка Марина Булаева уверена: негативный прогноз учёного вполне реален.
Однако обещанный кризис наступит не через пять лет, а значительно раньше, считает педагог. На то есть ряд причин.
«Среднее образование уже разрушено. Пандемия стала последней каплей. Нет уже никакого школьного образования. Многие выпускники готовятся к ЕГЭ по предмету, преподаватель по которому отсутствует. Учителя массово увольняются из школ, не выдерживая нагрузки», — рассказала ForPost Булаева.
Что говорит статистика
Этой весной Рособрнадзор оценил качество образования в регионах. По этому показателю был составлен рейтинг субъектов федерации.
В числе лучших — Санкт-Петербург (сводный показатель 92,1) и Москва (92). В пятёрку лидеров с небольшим отрывом друг от друга также вошли Ленинградская (77,1), Калининградская (76,5) и Ярославская области (76,2). Замыкают рейтинг регионы Северо-Кавказского федерального округа.
«Для регионов, которые оказались в аутсайдерах рейтинга, уже организовано консультационное и методическое сопровождение, сформированы «дорожные карты», не реже раза в месяц мы встречаемся, обсуждаем ситуацию, обеспечивая полную поддержку и открытость с нашей стороны», — сказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, заявление которого опубликовано на официальном сайте ведомства.
Читайте также: Учителя объяснили, почему Снежану Денисовну из «Наша Russia» нужно оставить в школе
Не учли главного
Преподаватель английского языка Марина Булаева уверена: при оценке уровня образования в регионах составители рейтинга «не учли главный негативный фактор, разрушающий среднюю школу», — дистант.
Родительские чаты с кричащими, матерящимися и плачущими матерями уже стали интернет-мемом, а фотографии с уроков в машине на обочине разобрали на фотожабы.
«Проблема в том, что дистанционное обучение подходит далеко не каждому школьнику. Поэтому нужно было разделить потоки детей. На дистант необходимо было отправлять только дисциплинированных, образованных школьников, которые привыкли работать самостоятельно. Детей, которых нужно подгонять, необходимо было оставить на очном обучении. Этот фактор не был учтён, отсюда столько негатива к дистанционному обучению, которое себя не оправдало», — считает педагог.
В некоторых регионах родители не хотят мириться со сложившейся ситуацией.
Так, например, мамы и папы школьников Екатеринбурга устроили акцию протеста у здания администрации, требуя отменить обязательное дистанционное обучение для 5–11 классов. Они утверждают, что дистант, введённый с 8 по 13 ноября, возможен только при письменном согласии родителей, которого директора школ не попросили.
Глава городского департамента образования поручил директорам образовательных учреждений организовать смешанное обучение, если этого попросят родители.
Свердловский детский омбудсмен раскритиковал протестующих, отмечая, что дистанционное обучение — вынужденная мера, введённая на фоне роста заболеваемости и смертности от COVID-19, сообщает «Коммерсант».
Нет денег — нет образования
Ещё одна проблема, которая не учтена составителями рейтинга, — экономическое неравенство регионов.
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, положение субъекта федерации в рейтинге напрямую связано с финансированием образования. Поэтому на самых низких местах оказались самые бедные регионы.
«Это ещё раз должно показать, что региональное финансирование образования в наших условиях приводит к реальному неравенству. Получается, права ребёнка в Карачаево-Черкесии и ребёнка в Питере совершенно разные», — приводит «Коммерсант» слова Луховицкого.
Получается, нет денег — нет знаний. Дотационных регионов значительно больше, чем субъектов федерации — доноров.
Получается, бедные средние школы массово отправляют в люди выпускников с нулевым багажом знаний. В результате страна недополучает высококвалифицированных специалистов, и у экономического кризиса появляются все шансы на успех.
Читайте также: Защита от Навального: в российских школах появятся политруки
Всё не так плохо?
Кандидат экономических наук Михаил Беляев уверен: если не принимать никаких мер, то прогнозируемого кризиса не избежать.
Первое, что нужно сделать учителям и родителям, — избавиться от стереотипного мышления «А мы так раньше никогда не делали!».
«Люди должны понимать: обучение в онлайн-режиме — это не просто вынужденная мера, а направление, которое давно развивается в образовании», — сказал ForPost Беляев.
Благодаря ему, уверен он, европейское образование «оказалось более качественным, чем российское».
На Западе детей мотивируют самостоятельно добывать знания. В России, напротив, «граждане привыкли, чтобы учащиеся в обязательном порядке ходили в школу, где им в головы вкладывают знания».
«На Западе профессура только нацеливает школьников, студентов на получение определённых знаний. Дети сами добывают нужную информацию, а затем полученные знания укладывают у себя в голове. Дистанционное обучение открывает для них новые перспективы, новые методики, новые возможности. Если у нас средняя школа и вузы будут использовать эффективные методы, то образование станет более качественным и креативным. Следовательно, никакого кризиса и падения уровня ВВП не будет», — уточнил Беляев.
Он сравнил выпускников вузов, которые постоянно ходили на лекции, со студентами, которые занимались удалённо, и выявил закономерность.
Первая категория молодых специалистов «только кажется более образованной». На самом деле это не так, так как «они не могут приспособиться к меняющейся реальности и поэтому остаются невостребованными на рынке труда».
У выпускников, которые самостоятельно добывали знания, «ум более креативный, способный адаптироваться к текущей экономической ситуации». За такими специалистами будущее, уверен собеседник ForPost.
«Безусловно, общество будет отторгать всё новое, так как ему некомфортно жить в эпоху перемен. Родителям неудобно дистанционное обучение, так как некоторым мамам и папам не хватает знаний и культуры, чтобы самим подтянуть ребёнка до нужного уровня. Поэтому при слове «дистант» у них начинается психологическая ломка. А ответственные родители должны понимать, что их детям жить не в прошлом, а в будущем, для которого они обязаны их готовить», — считает кандидат экономических наук.
Читайте также: «Стали прислугой»: учителя объяснили, почему «бегут из школы»
Взгляд со стороны
Политолог Наталья Елисеева уверена: причины грядущего кризиса значительно шире. Они «только частично связаны со средней школой».
«Не стоит забывать про случаи, когда инженеры меняют свой профиль из-за того, что на производстве получают маленькую зарплату. Сфера услуг приносит им больший доход. Поэтому, оценивая возможный кризис, нельзя говорить только о проблемах среднего образования. Проблему нужно рассматривать с различных сторон», — сказала ForPost Елисеева.
Политолог отметила: молодёжи сегодня непонятно, почему им нужно стремиться получить высшее образование, если они всё равно не будут работать по профессии.
«На этот вопрос ответа нет последние десять лет. Различные поколения выпускников по своей профессии не работали ни дня. Безусловно, проблемы в средней школе есть, но мыслить нужно глобальнее и отслеживать ситуацию на всех уровнях», — сказала Елисеева.
Она уверена: пока «сложно делать прогнозы», так как «общество уже находится в кризисе», в том числе благодаря пандемии коронавируса. Ковид стал фактором, который «не поддаётся учету».
Поэтому точно сказать, когда на смену старому кризису придёт новый, крайне сложно.
Читайте также: Путин поручил проверить зарплаты бюджетников
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Школа виновата? А кто её к этому вынудил? Мало того, что образование уничтожается по плану Грефа, так ещё и крайнего нашли, на кого свалить.
вы ошибаетесь не школа виновата, а америкаки виноваты, как всегда:). об этом нам постоянно твердят вершки из всех зомб.ящиков.
to Serggio: Уже не знают, какую ложь ещё выдумать (
Грамотные специалисты лет через 5-10 будут на вес золота. Так что учиться есть смысл. Врачи, учителя, инженеры - будут штучными специалистами. И нарасхват.
Эта катастрофа началась задолго до ковида. Но Ковид, вдруг откуда ни возьмись - оказался "счастливым случаем для отмазки (или "перевода стрелок").
КОВИД -это полная фигня по сравнению с самой системой образования. Кто-нибудь может нормально овладеть иностранным языком во 2 классе без помощи дополнительных занятий с квалифиципрванным преподавателем? И это только английский. В математике куча дебильных задач. Да одно название в русском "словарные слова" уже о многом говорит про тех, кто готовит нашим детям и внукам эти программы....
to Тина Севастополь
Они и ейчас на вес золота. К сожалению - не у нас.
Они и сейчас нарасхват, но как Вы наверное догадались - тоже не у нас. У нас совершенно другие приоритеты. И Вы их прекрасно знаете.
Словарные слова были всегда)) И при советской системе тоже. Это те слова, написание которых нужно запомнить, они не подпадают под правила. Условные "дивиденды" или "привилегии" — только запомнить, иначе никак)