«Я считаю, что безнравственно сегодня нам, украинцам, отказываться от нашей общей истории. В ней были взлёты и падения, достижения и неудачи, но говорить, что это всё не наше, что мы не имеем к этому никакого отношения, — на мой взгляд, это безнравственно».
Эти слова почётного директора Института археологии Национальной Академии наук Украины Петра Толочко вызвали не первые и далеко не последние аплодисменты в свой адрес со стороны участников Всемирного русского народного собора. Он прошёл уже 22-й раз, нынче — в самом Кремле и с участием самого Путина.
Реакция зала была ответом как на эмоциональность речи знаменитого археолога, так и на главный посыл его выступления — историческая правда не даст разорваться тронному союзу восточнославянских братских народов.
«Не модно сейчас говорить „братских народов”, но ведь это так, — настаивал учёный. — Я не знаю, что нам делать в Брюсселе или Вашингтоне, я там чужой, но я свой в Москве и Петербурге. И таких в Украине миллионы».
Эти слова Петра Толочко прерывали аплодисментами дважды — казалось, что даже сидящим в зале Кремлёвского дворца избранным представителям и борцам «русского мира» было важно услышать: там, за уже совсем не условной границей с Украиной, действительно есть «русская жизнь».
Читайте по теме: Севастополь должен спасать Украину, - Геннадий Зюганов
Есть, уверяет учёный, и тысяча лет культурных, богословских и политических связей Украины и России — исторический факт, от которого не уйти, и оба государства невозможно представить без тех, кто выстроил эти связи. Они продолжаются, в том числе — благодаря сидящему в зале украинцу Василию Лановому.
«Он мне сказал: „Ну що, почекаемо ще трошки? Подождём?” Я думаю, что подождём», — поделился Толочко диалогом с артистом.
Где правда, брат?
За историческую правду учёному пришлось побороться и во время собора, причём не с противником, а с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Тот, говоря о Москве как о центре российской государственности, культуры, науки и образования, добавил, что, «конечно, Москва всегда была и остаётся главным религиозным центром нашей страны».
Вероятно, Сергей Собянин, как чиновник, руководствовался административными статусами и границами государств, но для историка, приехавшего на собор русского мира, важно было напомнить историческую правду о едином пространстве и по эту сторону украинской границы.
«Русский мир ведь рождался не с Московского царства, как кажется вашему мэру, русский мир рождался на берегах Днепра, во времена Древней Киевской Руси, — это не слишком дипломатичное заявление учёного тоже было встречено аплодисментами. — Когда первые богословы и первые летописцы пытались осознать, что такое Русь, они понимали это огромное пространство от Великого Новгорода до Киева и от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство».
А как же мы?
А Севастополь? Где же наше место в этом треугольнике, или, быть может, многоугольнике русских духовных центров? Ведь именно здесь крестился князь Владимир, а Путин назвал Херсонес сакральным местом; это мы привыкли говорить и слышать о своём городе как о колыбели православия, это нам прочат будущее центра духовного возрождения... На весь букет этих, мягко говоря, нескромных вопросов корреспонденту ForPost ответил первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Истринский Арсений. Ответил коротко, ёмко и ласково:
«У вас, в Херсонесе, конечно, были новомученники общехристианские, но всё-таки в православии мать городов русских — Киев».
Мама дорогая!
А что будет дальше с семьёй, когда матери приходится так непросто? На этот висевший в воздухе вопрос Пётр Толочко начал отвечать уверенным оптимистичным прогнозом, так уместным на сцене Кремля, но педантичность учёного тут же заставила его понизить градус убеждённости.
«Я думаю — я хотел бы надеяться, — что это время нестроения, по-церковному говоря, оно пройдёт, что история вырулит на столбовую дорогу».
Излишне уточнять, что эти искренние слова, так часто звучащие как обязательный элемент благонамеренной проправительственной речи, вновь были прерваны аплодисментами.
Ну що, почекаемо ще трошки?
Светлана Косинова
Фото: patriarchia.ru
Обсуждение (10)
Опять этот бред про "братские народы". Есть один разделённый русский народ состоящий из малоросов, русин, белорусов и великороссов и отдельная отрёкшаяся от всего русского секта украинствующих шумеров-морекопателей - небратьев.
Что за "почИкаем"?
ПОЧЕКАТЬ новг.-череп., малорос. подождать, погодить, повременить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.
Понимаю, что не всем нравится украинский, но грамоту никто не отменял...
"Почикать" на жаргоне означает "порезать".
И потому это звучит как угроза...
А кто знает ее Правду, настоящую Правду?! Каждый Правитель ее под себя переписывал начиная с зарождения Земли Русской. Да и правили ее зачастую бастарды и лжецари.
А мне кажется не правильно искать кто главнее или первее. Просто правильно будет помогать брату младшему и слабому. На этом основании может быть патриархи вынесли свое решение. Украина конечно слабее. А Кирилл вознесся своим величием и за это его щелкнули по носу. Простите, но это я так поняла, по-своему. Не возноситесь своим величием, оно не дает вам превосходства над меньшим и слабыми. Вот так будет правильно, наверное. И православие на Укре нужно сохранить, это ясно всем.
Историю не переписать.
Ждать и догонять - самое неблагодарное дело.
to Traction Force: Правду запрещено оглашать и на форпосте и в России. Есть такое понятие - политика памяти, политики исходя с сияминутной необходимости рисуют ту или иную историю. Если надо прижать демократию- начинают хвалить Сталина и Ивана Грозного. и наоборот.
to Руслан Новиков:
Рассмешили до слез.
У собянина то понятно - Русь она начинается с Москвы. Но вот у учёного мужа Русский мир рождался с берегов Днепра..Это перл.. да.... не знала я, что Старая Ладога и Изборск стоят на берегах Днепра. Такое ощущение, что нам вдалбливают усиленно, что до принятия христианства мы сидели на деревьях , а до Киева у нас и городов то не было. Вот к чему бы все это?