Новости мира

Роковая судьба «Варяга»

Роковая судьба «Варяга»

Есть все-таки рациональные зерна в самых, казалось бы, неожиданных фразах. Вот и врунгелевская «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» не только стала классикой отечественной анимации, но и, наверное, объяснила все прискорбные инциденты, произошедшие в течение XX века со всеми кораблями, носившими имя «Варяг».



Сие определение было печально известно испокон веков – помните, поучительные предания о северных буянах, узурпировавших Русь и в своих бесчинствах доходивших аж «до греков»? Добром их похождения заканчивались редко, и, по странному стечению обстоятельств, все поколения их тезок обычно постигала весьма печальная судьба.



Так, например, в Русском Императорском флоте в составе 1-ой Тихоокеанской эскадры служил легкий крейсер «Варяг», по праву считавшийся жемчужиной соединения. Но в начале Русско-японской войны он был окружен в корейской бухте Чемульпо и, как известно, отказавшись сдаться, принял неравный бой с превосходящими силами японского флота. Геройскому крейсеру не удалось прорваться, и экипаж затопил свой корабль.



На этом трагическая судьба «Варягов», увы, не закончилась. Подобный образец мужества и самоотверженности не мог не использоваться государственной (уже советской) идеологической машиной в целях воспитания новых поколений военных моряков. К сожалению, убежденные материалисты из Главпросвета не учли фатализма упомянутого названия, и в результате корпус недостроенного эскадренного миноносца «Варяг» в первые же недели Великой Отечественной был то ли утоплен при налетах «Люфтваффе», то ли взорван самими строителями.



Горьким опытом опять же пренебрегли и взялись за «варяготворчество» заново. На николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара началось создаваться нечто, призванное вызывать ужас у врагов социалистического государства, а именно – тяжелый авианесущий крейсер «Варяг». Создателями на этот раз планировалось что-то грандиозно-непотопляемое: длина – более 300 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Вот только вооружить его не успели, но по замыслам конструкторов на палубах авианосца нашлось бы место для 60 самолетов (отнюдь не «кукурузников»). К концу 80-х гигант был наполовину готов и успел «скушать» $98 млн.



Как обычно, всему помешала смена власти. СССР распался, а «замороженная» тушка крейсера простояла в доке до 1998 года, пока не было принято решение уступить ее заинтересованному Китаю за символическую плату в $20 млн. На несостоявшейся гордости Советского флота некая фирма из Макао решила организовать сверхдорогое плавказино. Но злоключения новейшего «Варяга» только начинались. Продать-то оказалось легко, а вот с доставкой дело зашло в тупик – «транзитная» Турция наотрез отказалась пропустить приобретение Поднебесной через Босфор.



Дескать, габариты корабля и так слишком велики для узенького канальчика, а отсутствие собственных двигателей и неизбежность привлечения буксиров неизбежно поставит под угрозу все судоходство меж двух морей до мостов включительно. Более сведущие источники не замедлили объяснить ситуацию. Оказывается, фирма, купившая «Варяг», была замечена в слишком тесных связях с китайской разведкой и приобрела авианосец, по сути, для китайских ВМС.



Не желая, чтобы Китай обзавелся столь внушительным «обиталищем» палубной авиации, НАТО скомандовало Анкаре «не пущать». Компромиссный вариант был предложен всего один – доставить бедный крейсер «порционно», разрезав его на куски, для вящей безопасности (навигационной, военной и политической). Такой вариант товарищей из Макао никак не устраивал, и дебаты продолжались вплоть до конца октября 2001 года.



Однако китайцы, как известно, народ упорный, и уломать турков (и НАТО) им все же удалось. Цена разрешения была относительно невелика – обеспечение безопасности прохода «эскадрой» Босфора, компенсация убытков в случае ЧП и (!) увеличение количества китайских туристов в Турции.



Однако злой рок не хотел сдаваться так же легко, как турки: благополучно миновав Босфор и Дарданеллы, «Варяг» 4 ноября вновь оказался в центре внимания. Теперь случилось то, чего удалось избежать в проливах – в условиях десятибалльного шторма оборвался буксирный трос.



В итоге не имеющий собственного хода корабль 14 часов дрейфовал в Эгейском море вблизи греческого острова Скирос. В середине дня греческим подразделениям береговой охраны удалось снять находившихся на борту «Варяга» представителей перегонной команды из семи человек: трех россиян, трех украинцев и одного филиппинца. Спасатели сумели обуздать бесконтрольное «шатание» гигантского корабля только к вечеру 5 ноября и завести новый буксирный трос.



В итоге буксировка корабля длилась 627 дней.



В начале 2008 года корабль получил имя «Shi Lang», в честь китайского полководца, и бортовой номер «83».



Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. Однако по заявлениям некоторых китайских чиновников авианосец может быть введён в боевой состав ВМС Китая уже в этом году.

2078
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (9)

Profile picture for user стратег
6213
стратег

Ну, что сказать - молодцы китайцы. Знают, что им надо и добиваются этого. Не то что у нас - шатания из сторны в сторону и работа на свои карманы.

Profile picture for user Анатолий
2675
Анатолий

За одну эту продажу , не догосударство находящееся в границах УССР , надо срочно распустить...

Profile picture for user Соленый
398
Соленый

Предательство!

Profile picture for user IRON
3189
IRON

Украине не нужна такая обуза.

Profile picture for user стратег
6213
стратег

to IRON Украине не нужна такая обуза.Да Украине вообще кроме газовой трубы ничего не надо.

Profile picture for user Чуб
1
Чуб

$98 млн "Варяг" стоить не мог! Знаю точно, что ТАКР "Минск" обошелся СССР в 2 миллиарла 200 миллионов рублей. Курс рубля был примерно - за 70 коп - 1 доллар. $980 млн ближе к телу.

Profile picture for user SB_Sb
9553
SB_Sb

По моему аналогии автора относительно имени "варяг" притянуты за уши...

to Чуб (Севастополь)

Относительно цены - выполнен только корпус, никакого насыщения узлами и агрегатами не было, то же самое и по вооружению.

так как проект уже был разработан, я думаю что стоимость проектных работ тоже в эту цифру не входит.

так что 98 - вполне реальная цифра.

Profile picture for user vad26
2752
vad26

"Украине не нужна такая обуза"

Как-то на заре "незалежности" попал на лекцию киевского "патриота", который так страстно пел про "защиту интересов Украины на просторах Мирового океана" посредством УКРОАВИАНОСЦЕВ да подводных лодок.... Вот где был пир духа!!!



И чегой-то на ракетном крейсере первым делом новое название появилось ("Украина"). Он же тоже"не нужен"? Или, скорее, неспособны?

Profile picture for user Анатолий
2675
Анатолий

Украина исправно ржавеет я ее в воскресенье фоткал .

Главное за день

Как севастопольским подросткам не превратиться в дропперов

Несовершеннолетние всё чаще — осознанно или невольно — становятся инструментом в ловких руках мошенников.
20:00
0
4

Дешевле или быстрее? Аэропорт Краснодара взволновал и обеспокоил крымчан

Во сколько жителям полуострова обойдётся перелёт до Москвы?
17:26
0
846

Аэропорт Краснодара открыт: откуда полетят самолёты и что с безопасностью рейсов

Воздушная гавань столицы Кубани была «заморожена» с конца февраля 2022 года.
11:15
0
942

Погода вновь радует севастопольцев

Непогода в Крыму продолжается.
08:00
5
1660

Туризм

Застройщик намерен превратить тихий посёлок в Крыму в центр туристических развлечений

Покупателей с материка хотят привлечь аквапарком, концертами и федеральными торговыми сетями.
19:28
2
278

Дешевле или быстрее? Аэропорт Краснодара взволновал и обеспокоил крымчан

Во сколько жителям полуострова обойдётся перелёт до Москвы?
17:26
0
850

Эксперт рассказала об изменении в поведении российских туристов этим летом

Минувший сезон указал на угрозу значительного падения спроса.
13:17
1
515

В Севастополе наполнят обмелевший пруд

Поручение дал губернатор.
11:05
6
2752