Иркутский священник Сергей Кульпинов предложил верующим задуматься о введении церковной десятины. Это заявление вызвало бурю эмоций в СМИ и соцсетях, спорящие даже обратились к международному опыту: в Германии, например, верующие платят церковный налог. Может и России нужен подобный, задаются вопросом некоторые.
Священники и миряне разобрали ситуацию, отвечая на этот, как оказалось, злободневный вопрос.
Контекст
Согласно результатам последнего всероссийского опроса, который в 2023 году провёл НИУ «Высшая школа экономики», 76% респондентов считают себя верующими, из них 66% исповедуют православие, сообщает «Коммерсантъ». Граждане ходят в храмы, ставят свечки, покупают иконы, заказывают молитвы.
К слову, в соцсетях далеко не все довольны расценками: сорокоуст за здравие, например, во многих городах стоит от 500 рублей и выше — чем престижнее храм, тем он дороже.
«Некоторые люди уверены, что они приходят в церковь и платят за молитву. Это страшное заблуждение, — сказал ForPost известный православный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). — Если священник требует оплаты за молитву, за какое-то таинство, его лишат сана. Если церковный работник требует, его, естественно, снимут с должности. Молитва не продаётся, молитва не покупается. Покупаются вещи — иконы, свечи. А дальше идут благодобровольные пожертвования: когда люди пишут записочку с просьбой помянуть близкого, то кладут денежку по своему желанию. Это рекомендуемые пожертвования».
Кстати, согласно вышеупомянутому опросу ВШЭ, благотворительные пожертвования совершают 56% россиян, исповедующих православие. На эти средства, в том числе, существуют храмы, отметил Маркиш.
«На Западе исторически сложилось так, что у Церкви огромные ресурсы — коммерческая недвижимость, которую ей жертвовали в течение веков. В России в XX веке Церковь была ограблена до нижнего белья. Та недвижимость, которая возвращается в лоно РПЦ, пока не может приносить доход — какой-то дом, например, надо отремонтировать, вложить средства, которых нет. Поэтому Церковь живёт как самый бедный человек в нашей стране — от получки до получки. Эти получки — пожертвования, которые священники получают от прихожан», — пояснил ситуацию наш собеседник.
Десятина раздора
Учитывая финансовую ситуацию в РПЦ, иркутский протоиерей Сергей Кульпинов 9 сентября в ходе беседы с прихожанами призвал задуматься о десятине — передаче десяти процентов дохода на нужды Церкви:
«Представьте, сколько денег в церкви будет, если каждый отдаст десятую часть дохода», — сказал Кульпинов во время обращения к прихожанам.
ТВ-Центр / VK Видео
В РПЦ поспешили откреститься от этого предложения. Так, замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что сам вопрос в подобной подаче «носит неприемлемый характер», а глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда подчеркнул:
«Отдельный священник, даже имеющий определённую известность, не уполномочен говорить от лица всей Русской православной церкви и выступать с какими-либо официальными заявлениями».
Макарий Маркиш, в свою очередь, указал на неоднозначность ситуации — по его мнению, здравое зерно в предложении Кульпинова есть, его только нужно разглядеть.
«Некоторые прихожане задумываются о десятине. Почему нет? Посчитайте ваш семейный бюджет, определите сумму и при желании вносите — налично, безналично, как хотите, — сказал Маркиш. — При этом нужно помнить, что Церковь отделена от государства — его финансовое отношение практически полностью отделено. Поэтому государству вносить нечто фискальное, какое-то налоговое обеспечение, было бы не совсем уместно, особенно с наличием четырёх религиозных конфессий».
Иными словами, как считает наш собеседник, десятина России нужна, но в виде добровольных пожертвований — «обязаловки» в этом вопросе быть не должно. По словам Маркиша, у мусульман аналогичное представление по этому вопросу — он пояснил, что тесно общался с представителями ислама и знает ситуацию изнутри.
«Однажды меня спросили, как представитель епархии относится к тому, что люди строят мечети? Я ответил, что очень хорошо. В России православных верующих в 20 раз больше, чем мусульман. Пусть, глядя на эту мечеть, они построят 20 таких же красивых храмов. Почему нет?», — сказал Маркиш.
Реакция мирян
К слову, о жертвователях: далеко не все люди разделяют не то что введение десятины, но даже разговоры о ней. Так, например, депутат Госдумы Виталий Милонов в интервью интернет-изданию News.ru сообщил, что они «выглядят как провокация», и в Русской православной церкви подобных идей никогда не озвучивали ни патриарх, ни Священный синод. Парламентарий считает, что подобные предложения могут быть восприняты крайне негативно.
С его мнением согласен историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
«То, что церковь от этого открестилась, совершенно правильно, — уверен он. — А люди, которые говорят про десятину, либо по-прежнему живут где-то в XV веке, либо действительно провокаторы».
В соцсетях прозвучал контраргумент: жители Германии платят Kirchensteuer (церковный налог). Ставка составляет 8% от подоходного налога в Баварии и Баден-Вюртемберге и 9% в остальных землях. Финансовые органы земель администрируют налог, а затем перечисляют средства конфессиям.
«В Германии количество верующих налогоплательщиков уменьшается. Жители этой страны объявляют себя атеистами, агностиками и перестают платить церковный налог, — сказал Руткевич. — На мой взгляд, десятина — псевдопроблема и очередной вброс».
Да, Церкви «нужны немалые средства на содержание храмов», выплату зарплаты людям, которые работают в храмах, сказал Руткевич. Наш собеседник считает, что пожертвования с этой задачей справляются, и священники должны думать не о десятине, а о грехе сребролюбия, которому, по словам историка, подвержены некоторые представители духовенства.
«Моё пожелание: патриархия должна внимательнее наблюдать за любовью к деньгам со стороны некоторых священников, — сказал наш собеседник. — У нас в Церкви есть небедные люди и даже богатые. Православная вера является не только сбором монахов-аскетов. Она живёт в миру, где есть деньги и богатства. От наследия того, что называлось иосифлянством (религиозно-политическое течение XVI века, выступавшее за церковное землевладение и прочный союз Церкви с государством. — Прим. ред.), когда монастыри содержали крепостных, нужно избавляться».
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Ну, желаю чтобы все! (с) )))
Скоро у нас все опять атеистами сделаются)))
А нужна ли такая церковь верующим- тоже вопрос.
Информация публикуется крайне скупо, редко и неохотно, но есть и кое-что о прямом финансировании за счёт бюджетных средств -
"По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.
В частности, как писал РБК, в 2014–2015 годах организациям РПЦ выделили свыше 1,8 млрд руб. на создание и развитие российских духовно-просветительских центров по федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Еще одна программа, поддерживающая церковь, — «Культура России»: с 2012 года на сохранение объектов религиозного назначения в рамках программы было выделено почти 10,8 млрд руб." и т. д.
https://www.rbc.ru/investigation/society/24/02/2016/56c84fd49a7947ecbff1473d
И этого тоже мало? (
Мне кажется, что это дело церковной общины - между собой решить, как им жить. Так сказать, внутреннее коммунальное дело, которое взрослые, находящиеся в здравии и рассудке люди в приходе способны решить самостоятельно)). Сторонние наблюдатели могут иметь право голоса, если они воцерковлены, т.е. имеют к теме непосредственное отношение. А иначе - это приезд со своим Уставом в чужой монастырь, нет?🙄
Есть же нормы про свободу так сказать совести,
не совсем уместно тему то продвигать , то же самое,что с мрота ндфл брать