Перемены в высшем образовании назрели, – констатировал Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию. Вчера депутаты Заксобрания Севастополя попросили высказать свое отношение к предстоящей реформе ректора СевГУ Владимира Нечаева.
Вопросы, которые были заданы ректору после его отчета перед Заксобранием, отличались многообразием тем: депутатов интересовала судьба общежитий и библиотеки, перспективы участия вуза в создании новых беспилотников, процент трудоустройства выпускников, система оценки научной деятельности и многое другое. Прокомментировать переход от Болонской системы к новой модели образования Владимира Нечаева попросила Татьяна Щербакова.
Напомним: по мнению Путина, России «необходимо вернуться к «традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов», срок обучения которых может составлять от 4 до 6 лет.
«Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то в этом случае молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре», – добавил Президент.
Владимир Нечаев поддержал тезис о том, что в основу должны быть положены «советские традиции и достижения последних лет».
«Эта позиция прорабатывалась Министерством науки и высшего образования и на заседании Союза ректоров была доложена. Она заключается в том, что в ближайший период времени будет выстраивание новых моделей образовательных программ. Но это не будет быстро – нужно понимать, что это не по щелчку произойдет», – сказал он.
Предостерег ректор СевГУ и от излишнего оптимизма по этому поводу.
«Приведет ли автоматически возврат к специалитету к резкому росту качества образования? На мой взгляд, это чуть-чуть завышенные ожидания», – заметил он.
Главным, по его мнению, должен стать вопрос содержания образования, моделей подготовки, а также требований к квалификации выпускников на рынке труда.
«Новые образовательные программы должны включать в себя фундаментальную подготовку, которая была в СССР, однако мы должны прекрасно понимать, что, если мы все-таки в социализм возвращаться не будем, то будем вынуждены принимать условия рынка труда. Напоминаю: советская система была заточена под советскую экономику – с Госпланом и со всеми остальными моментами. Поэтому тут вопрос на самом деле гораздо более сложный, чем переименование бакалавриата в специалитет», – подчеркнул Нечаев.
Частью Болонской системы, напомнил он, являются так называемые рамки квалификации: к каждому уровню квалификации привязаны должности, которые выпускник может занимать.
«У нас выпускник специалитета и магистратуры – это 8 уровень, бакалавриата – 7. То есть они будут претендовать на разные должности. Когда говорится, что после специалитета будет магистратура - это что? К чему мы будем приравнивать бакалавров на новом рынке труда? Вопросов очень много, и всех ответов мы пока не знаем», – сказал ректор.
Перемены, еще раз согласился он, неизбежны – в том числе с учетом задач импортозамещения и переориентации экономики. Но «дьявол в деталях», поэтому все изменения должны быть тщательно продуманы.
О том, что перемены должны быть плавными и сопровождаться многочисленными изменениями в законодательстве (в том числе в той его части, где говорится о рынке труда), говорится и в послании Президента.
Ольга Смирнова
Обсуждение (9)
"Ректор Севастопольского госуниверситета прокомментировал перемены в высшем образовании" - звучит как будто эти перемены уже есть, а в реальности они если и будут (неизвестно когда), то ни у кого, включая и президента, и этого его комментатора, нет понятия какие конкретно. Скорее всего как получится, но средства точно освоят.
Феерия просто, как же лицемеры быстро переобуваются. До этого альтернативы бакалаврам, магистрам и болонской системе у этих товарищей не было, специалитет (особенно по тех. специальностям) всячески гнобили и в итоге почти извели. Понаоткрывали кучу странных магистратур (куда поступить можно после абсолютно любой специальности), превратили вуз фактически в шарагу по выдаче дипломов любым случайным людям. Теперь ветер подул в ином направлении, и уже советское образование - снова самое лучшее. Флюгеры, лицемеры, приспособленцы - они не про образование совсем.
Но «дьявол в деталях», поэтому все изменения должны быть тщательно продуманы.
А в 1991 году "эти детали" (Болонка, ЕГЭ и прочее) предложенные и внедренные врагами ("коллегами и партнерами") америкосами КТО внедрял в жизнь?
Надо же ...И 33 лет не прошло, как наступило прозрение, что советская система всех видов образования самая лучшая...А до этого все эти академики, профессура, ректоры, проректоры и прочие о чем думали? И что теперь делать с этими якобы "специалистами с высшим образованием" , которые в большинстве своем сейчас работают торговыми представителями и прочими ?
to Patriot1.:
Не знаю, как у Вас в Украине это всё внедрялось, а у нас в России это было внедрено в 2003 году.
Терминологию поменяют и всё. Некому возрождать традиционную базу подготовки специалистов.
Качество образования повысится, когда требовать начнёте, а не дистанционно занятия проводить, сминая в кучу всё.
Начинать занятия после обеда, а не с самого утра.
Должна быть система, по которой студент готовиться работать с утра в будущем, а черт пойми с какого часа.
Требовать, а не автоматически читать лекции и не заботиться о качестве усвоения материала.
И не надо пинять на другие учреждения
Да он и так счастлив без всяких перемен суперпуперунивер каждая кафедра типа отдельный институт у них все хорошо, студентам плохо безсистемная учеба ради галочки на руки филькина грамота потом как Маяковского где работать мне тогда чем заняться как сказал мне знакомый студент работы нет, буду ездить на вахты,
Работы полно-охранники,кассиры,продавцы,персонал гостиниц,повара-посудомойки,таксисты. С такой учебой и качеством образования -в самый раз.
В СССР система ВО предоставляла выпускнику и рабочее место по специальности. Не всегда в том месте, где хотелось, но после трех лет отработки можно было устроиться туда, куда хотелось - вакансий было много.