Севастополь

Реформа ЖКХ: требуется защита информации о потребителях услуг

Реформа ЖКХ: требуется защита информации о потребителях услуг

 Риторический вопрос: хотели бы вы, чтобы информацию, например, о ваших долгах по оплате услуг ЖКХ узнало как можно больше людей? Пожалуй, подавляющее большинство людей ответит: нет, не хочу. Ведь доступ к такого рода информации достаточно иметь только строго ограниченному кругу людей или организаций, которым это необходимо по роду их служебной деятельности. Если учесть, что такую информацию обобщают в масштабах дома, района, города и даже страны в целом, то тут впору говорить не только о нарушении некоторых (в частности, 32-й) статей Конституции, прав граждан, но даже о проблеме национальной безопасности.

 

Если после прочтения этих строк вам показалось, что автор материала страдает шпиономанией, то вспомните хотя бы о процветающей практике неправедного отъема чужой собственности путем подтасовок, данных о гражданах и их обязательствах, подделке документов и вымогательстве в масштабах действительно национальных.

 

Более того, хотя в стране и так достаточно остро стоит проблема бездомных всех возрастов и сословий, современная реформа ЖКХ растворяет нынешнюю систему централизованного управления в сотнях и тысячах административно никому не подчиненных жилищных объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Добавьте сюда ближайшую перспективу децентрализации сферы предоставления коммунальных услуг.

 

 И тогда со всей отчетливостью станет ясно: создание системы защиты информации о населении даже в таком узкоспециальном аспекте, как реформирование ЖКХ, необходимо обсуждать серьезно и уже сегодня. Ведь не нами придумано: кто владеет информацией, тот владеет миром. А кто из нас ведает, как, куда и какую информацию о нас же, законопослушно отчитывающихся, передадут? И если спросите об этом, ответит ли вам тот же ЖЭК или «Горводоканал»?

 


Именно для анализа возникающих при такой ситуации рисков ученые и практики собрались в декабре в Севастополе за «круглым столом». Тема его — «Об автоматизации системы управления содержанием зданий и придомовых территорий и контроле возникающей «обратной связи» пользователей услугами ЖКХ для защиты их гражданских прав и интересов».

 

 Мероприятие было организовано по инициативе и на базе Управления государственной службы специальной связи и защиты информации Украины в Севастополе. Самое активное участие в нем принимали представители Департамента специальных научных исследований ВГО «Українська служба порятунку», севастопольского отделения УкрЮНЕПКОМ, ООО «Крымское аэрокосмическое агентство», джанкойского городского совета (заказчика системы), президиума Крымской коллегии адвокатов, других разработчиков программы «АРМ (автоматизированное рабочее место) «Гражданский щит», а также приглашенные специалисты надзорных ведомств и органов власти Севастополя.

 

Начальник Управления Госспецсвязи Украины в Севастополе полковник Федор Егоров начал работу «круглого стола» с иллюстрации важности надлежащего функционирования электронных информационных систем фактом из новейшей нашей истории. Несрабатывание двух депутатских карточек (или сбой в работе системы) при голосовании в Верховной Раде за кандидатуру нового премьер-министра добавил и народным избранникам, и всем гражданам несколько недель нервозной неопределенности и новый виток в политическом противостоянии в Украине.

 

 На первый взгляд, это подтверждение обязательности технической защиты автоматизированных систем далеко от обсуждавшейся в Севастополе темы. Но взять, к примеру, внедряемую без согласия потребителей практику создания «единого окна» по расчетам с предприятиями ЖКХ за потребленные услуги: воду горячую и холодную, отопление, канализация, газ, электроэнергию и т. д. Ведь гражданин не заключал договора (и, соответственно, не оговаривал взаимных прав и обязанностей сторон) ни с какой-либо частной или властной структурой на сбор, обобщение, а тем более, распространение информации о себе.

 

 Но, не ровен час, кому-либо постороннему придет в голову на свое усмотрение использовать эту информацию — она-то ведь в компьютерах «единого окна» практически не защищена от несанкционированного ознакомления или даже копирования, а то и изменения. Кто может гарантировать, что все вышеперечисленные операции не будут преследовать цели — во вред потребителю?

 

Поэтому сбор информации о гражданах, во-первых, должен проводиться в строгих рамках гражданско-правовых отношений «потребитель — поставщик услуг ЖКХ», и, во-вторых, эта система в условиях компьютеризации учета, обработки и обобщения данных о потребленных услугах должна исключать возможность нарушения ст. 32 Конституции Украины.

 

В первую очередь это относится к проблеме возникающей «обратной связи» между гражданами и предприятиями ЖКХ при работе с жалобами и предложениями, когда информация о гражданах как потребителях бытовых услуг может собираться, храниться и использоваться без их согласия.


Развивая мысль офицера спецсвязи, автор и руководитель проекта «АРМ Гражданский щит» Александр Прималенный отметил, что реформа ЖКХ растворяет единую систему управления «обратной связью» с населением в сотнях тысяч разрозненных жилищных и коммунальных предприятий, которые сегодня не готовы к обращению с информацией о гражданах в установленном порядке. «Не готовы» — это и слабое знание законодательства, и отсутствие культуры хозяйственного расчета и ответственности за управление чужой собственностью, и корысть, и масса других причин, связанных с коррупцией в надзорных органах, взаимодействующих с рейдерами или халатно оберегающих доверенную им гражданами информацию.

 

Следует здесь отметить и отсутствие до настоящего времени практики судебного преследования ответственных лиц за утечку информации. Хотя (пока, увы, лишь в теории) по закону, они должны получать от пяти до восьми лет на раздумье в местах лишения свободы. Или, как минимум, компенсировать ущерб гражданам (из собственного, а не бюджетного кармана), причиненный незаконным сбором или искажением информации.

 

«Понуждать чиновников к этому позволяет Конституция Украины, обеспечивая, кстати, на перспективу неплохим заработком расторопных граждан, поскольку понимание ими уровня конфиденциальности обобщенной информации о них будет всегда не в пользу ответственных лиц», — сказал А. Прималенный.

 

Заместитель джанкойского городского головы Виктор Булыгин согласился с тем, что ответственным за сохранность и достоверность информации о гражданах лицам необходимо исключительно четко и осознанно:

 

1. Признать фактор возникающей возможности накопления и распространения информации о потребителях услуг ЖКХ эксплуатирующими предприятиями жилищно-коммунальной сферы без согласия граждан.

 

2. Принять к сведению необходимость и возможность организации технической защиты информации в АСУ гражданско-правовыми отношениями граждан в системе ЖКХ в процессе подачи, обработки и обобщения информации бытового характера;

 

3. Содействовать внедрению в практику управления собственниками зданий и эксплуатирующих эти здания организаций технологии обеспечения информационной безопасности обмена данными между населением и коммунальными предприятиями на базе договоров о содержании домов и придомовых территорий с элементами гражданской защиты населения, а также организации доступа участковых инспекторов территориальных органов управления и надзора к деятельности автоматизированной системы содержания домов и придомовых территорий.

 

Участники разработки в лице Севастопольского отделения УкрЮНЕПКОМ и ООО «Крымское аэрокосмическое агентство» для наглядности представили участникам «круглого стола» типовой проект «АРМ диспетчера ЖЭО» и продемонстрирован мультимедийный вариант организации процесса эксплуатации жилых зданий и придомовой территории объекта «Квартал жилых домов по улицам Колобова — Шевченко» как элемента генерального плана Севастополя.

 

 Единство электронных информационных слоев и атрибутивной информации к ним о контролируемом объекте с информацией генерального плана города позволяет диспетчеру оперативно и достоверно ориентироваться практически в любой ситуации на базе электронных информационных слоев и атрибутивной информации, будь то банальное засорение канализационного стока или хулиганство на придомовой территории поздней ночью.

 

 Что касается последнего, то фиксация противоправных деяний возможна благодаря системе телекамер. Изображение записывается и в случае необходимости может быть продемонстрировано, например, участковому инспектору милиции. Но эта же камера с тем же успехом может зафиксировать, например, время вашего возвращения домой. Или персональный состав посетителей вашего офиса. Или количество и состояние гостей, выходящих из вашей квартиры.

 

Председатель Крымской коллегии адвокатов, заслуженный юрист Украины Валентин Зубарев подчеркнул важность создания в составе «АРМ Гражданский щит» типовой системы «АРМ диспетчера ЖЭО», поскольку в аспекте конституционных гарантий предлагаемая технология обладает рядом особенностей, которые можно рассматривать как достоинства.

 

 Первое: законодательно обеспечивает информационную безопасность обмена данными между населением и коммунальными предприятиями на базе коллективного заказа граждан на защиту информации в иерархии «жилец — ЖЭО — поставщик услуг» по договору о содержании зданий и придомовых территорий.

 

 Второе: учитывает требования государственной политики по реформированию системы ЖКХ к переходу на современные формы управления жилищной собственностью.

 

 Третье: обеспечивает собственникам зданий, эксплуатирующим организациям, надзорным ведомствам и органам местного самоуправления уникальную возможность обратной связи с населением в условиях реформирования централизованной системы ЖКХ на сотни и тысячи административно не подчиненных собственников зданий и эксплуатирующих организаций.

 

Юрист с многолетней практикой, В. Зубарев отметил еще одну особенность обсуждаемой темы. Не секрет, что в настоящее время качество разработки генеральных планов городов на уровне защиты интересов общества и граждан рассматривается формально. Проектанты занимаются не планированием жилой застройки, а выделением границ ее площадей. И в этих «границах» особо ушлые застройщики получают «простор для полета фантазии».

 

 Причины этого, как выясняется, никак не в градостроительной безграмотности организации развития, а в неспособности органов власти поставить градостроителям подобное задание из-за невозможности сбора информации от застройщиков или владельцев жилых зданий, или от предприятий. Предлагаемое создание условий для «обратной связи» с населением обеспечит выгодный обмен информацией с собственниками зданий в установленном законом порядке о защите информации.

 

 Если этого не сделать сегодня, в период реформы ЖКХ на базе пока еще централизованно управляемой собственности территориальной громады, то с вновь образованными независимыми собственниками зданий сделать это будет намного сложнее. Как следствие, на процесс формирования и исполнения генеральных планов, элементами которого должны стать информационные слои сотен тысяч типовых «АРМ диспетчер ЖЭО», удобных и выгодных в управлении жилищной собственностью, необходимо обратить внимание в следующих аспектах:

 

1. Генеральный план города как долгосрочный правовой проект управленческого воздействия на все виды деятельности, в том числе в сфере ЖКХ, на подведомственной территории является наиболее интегрирующим инструментом определения достаточного и необходимого количества конфиденциальной информации. Это позволяет заблаговременно и наиболее полно оценить ситуацию размещения и перечень производителей и пользователей такой информации на всех уровнях власти и дать прогноз ее политической, промышленной и экологической значимости.

 

2. В целях создания механизма превентивного контроля необходимо включить в структуру «АРМ «Гражданский щит», как инструмента реализации генерального плана в сфере быта, отдельный раздел требований по технической защите информации с ограниченным доступом и разработке общегородской модели угроз ее безопасности, опираясь на учет всех субъектов «обратной связи» в системе ЖКХ.

 

3. Необходима разработка критериев оценки взаимодействия разработчиков и пользователей генерального плана в процессе его формирования и корректировки как системы сбора данных о качестве жилой застройки и гражданской защиты населения в системе намеченных показателей функционирования и развития города, в том числе — в системе ЖКХ как наиболее активной сферы обмена данными о населении.

 

По практически единодушному мнению участников «круглого стола», намеченная цель в процессе дискуссии была достигнута: два взаимосвязанных аспекта — техническая защита информации и правовые основы ее внедрения в практику взаимоотношений рядовых граждан со структурами ЖКХ оказались востребованными и способными к внедрению. При этом данный «симбиоз», с виду похожий на наступление на демократию, никак не может огорчить и средства массовой информации: знание закона не приводит к ответственности, незнание же его калечит человеческие судьбы.

 

4538
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

В столице Крыма газоны «засеяли» строительным щебнем

Понятие «каменные джунгли» теперь применимо и в отношении Симферополя.
19:18
2
319

Как трагедия в Севастополе повлияет на курортный сезон в Крыму

Отмен бронирований, по данным специалистов, практически нет.
17:18
10
2525

ВТБ напрямую зайдёт в Крым уже в следующем году

А до конца 2024 года отделения должны появиться в Донбассе и Новороссии.
12:16
7
852

Колючая пикантность: как каперсы могли бы спасти природу Крыма

Крымчане использовали это растение с древности.
18:16
7
2581