Уже десятый месяц, как в центре Симферополя возобновилась долгожданная стройка Крымского центра детского театрального искусства. Что уже сделано рабочими и что ещё предстоит возвести, узнавал ForPost.
Всё идёт по плану
За высоким строительным забором, огородившим территорию будущего центра театрального искусства, или театра кукол, как его по привычке называют крымчане, шумит бетононасос и раздаётся гул моторов, перекрывая звуки города. Мы находимся в самом сердце крымской столицы — отсюда рукой подать до здания Госсовета РК, памятника Вежливым людям и сквера Республики, где происходили основные события Русской весны в 2014 году.
Из незастеклённых проёмов окон периодически показываются рабочие в ярких жилетах. Впрочем, монолитная конструкция основного объекта настолько колоссальная — пять этажей и 8,5 тысячи квадратных метров, что стройплощадка выглядит скорее пустынной, чем оживлённой. Тем не менее представитель подрядной организации замдиректора московского ООО «Теплостройсервис» Дмитрий Ширинский уверяет, что никакой угрозы срыва работ нет.
«Готовность объекта составляет около 60 процентов. Сейчас ведутся внутренние отделочные работы, прокладываются инженерные сети. Фасадные работы начнутся буквально через неделю: сейчас изготавливают различные наружные конструкции. Выполнена часть технологических подсоединений по водоснабжению и канализации. Осенние осадки не страшны: сделан отвод воды, кровля здания завершена. Ближе к зиме по плану стоит подключение системы отопления, чтобы выполнять внутренние отделочные работы без затруднений», — перечислил собеседник ForPost.
Заходим в будущие парадное фойе театра: отсюда две лестницы будут увлекать юных зрителей в большой зал на 300 мест. Но пока с потолка свисают провода, а из пола торчат обрезы арматуры. В нише стены маркером оставлена короткая надпись: «Буфет».
«Да, здесь будет небольшой буфет для зрителей», — поясняет Дмитрий Ширинский.
Между тем строитель показывает, что его подчинённым пришлось делать в первую очередь, когда в декабре 2023 года Правительство Крыма заключило с его организацией контракт на 928 миллионов рублей.
«Пришлось демонтировать лестничные марши: они не проходили по нормативам пожарной безопасности. Сложнее всего оказалось исправлять отклонение монолитных конструкций от проектных отметок: чуть-чуть криво построили фасадные стены», — отмечает Дмитрий Ширинский.
Кроме этого, по данным подрядчика, каркас будущего здания четыре года простоял без консервации, что негативно сказалось на состоянии материалов. Также с началом СВО и вводом западных санкций возникли трудности с поставками зарубежного спецоборудования для сцены, звука и света. Поэтому проектную документацию пришлось корректировать и все правки отдельно утверждать в Главгосэкспертизе. Впрочем, повода для беспокойства собеседник не видит.
«Все вопросы решаемые, на сегодня работаем в графике контракта, — заверяет представитель подрядчика. — Завершение строительно-монтажных работ намечено на ноябрь 2025 года, а сдача и ввод в эксплуатацию объекта запланированы на 2026 год».
Непростой объект
Тем временем поднимаемся по заново построенным лестничным маршам в большой зрительный зал. Внутри царит полумрак и требуется воображение, чтобы представить, как здесь будет в будущем. Пока же пустое пространство покрыто строительной пылью, а на месте сцены зияет прямоугольник провала — подъёмники для декораций ещё не монтировали.
Прораб «ТеплоСтройСервис» Андрей Михальчук делится нюансами работ.
«Сам по себе монолитный конструктив этого здания сложноватый: здесь много перепадов разных уровней, много ниш, трюмы сцены и тому подобное. К примеру, если взять зрительскую трибуну, то мы заливали плиту под уклоном, потом делали ступени под сидения. Или вот сцена, где будут различные подъёмники, декорации, а над ней плита перекрытия, которую мы заливали. Для этого сначала сделали много усилений на колосниковом металлическом настиле, чтобы передать нагрузку монолита на это металлическое сооружение. Это было сложно», — знакомит строитель с тонкостями мастерства.
По словам собеседника, во внутренних помещениях рабочие уже приступили к отделке, но большой и малый зрительные залы пока не трогают. Подрядчик ждёт одобрения корректировки проекта, чтобы приступить к ювелирной работе по созданию правильной акустики.
«Для акустики прорабатывается отделка залов специальными материалами, которые не глушат звук и не создают лишние вибрации», — делится секретом Андрей Михальчук.
Не отвлекая больше рабочих, поднимаемся на самый верх здания — плоскую крышу. Отсюда открывается панорама на центральную часть Симферополя.
Здесь уже все работы завершены. Как рассказывает Дмитрий Ширинский, кровля покрыта специальным материалом, который не пропускает влагу и не нагревает внутреннее пространство.
Со шлейфом скандала
Как напомнили в Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, строительство Центра детского театрального искусства началось в 2018 году, подрядчиком выступила компания «Меандр» из Санкт-Петербурга. Первым делом рабочие снесли миниатюрное здание театра кукол, любимое многими поколениями симферопольцев.
По проекту предусмотрено строительство пятиэтажного сказочного замка, словно из мультфильмов, с двумя залами, репетиционными, гримуборными, буфетами и сценическим комплексом со складом для декораций. По первоначальному плану объект намеревались сдать в эксплуатацию в конце 2019 года. Но внезапно контракт с «Меандром» расторгли «из-за срыва сроков». Впоследствии оказалось, что в Крыму фирма закрутила целый коррупционный клубок.
Строительство «сказочного замка» оказалось фатальным для тогдашнего министра культуры Веры (Арины) Новосельской. В 2021 году из-за махинаций с ООО «Меандр» как раз по строительству кукольного театра она лишилась поста, оказавшись за решёткой. Замоскворецкий суд Москвы отправил экс-чиновницу на 10 лет в исправительную колонию общего режима.
Симферопольцы шутят, глядя на недострой: Вера Новосельская выйдет на свободу раньше, чем закончат злополучный театр, и сможет посетить премьеру. А в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Пелагея Попова
Фото автора