Крым

Поможет ли курортам Крыма запрет въезда россиян на Украину?

Полуострову нужны, кровь из носу, радикальные инфраструктурные изменения.

Поможет ли курортам Крыма запрет въезда россиян на Украину?
Фото:
pixabay.com/Romario99

Жёсткие ограничения на въезд граждан России, введённые государственной пограничной службой Украины (как долго она их будет держать — неизвестно), могут сильно сыграть в плюс для курортов Крыма. Россияне, в последние годы проводившие курортный сезон на пляжах Одессы, выберут отдых на полуострове. Или всё-таки нет?

Давайте объективно и без обид поговорим о том, почему даже закрытие для россиян Египта и Турции в 2015 году не смогло полностью наполнить крымские пляжи (как мне говорили жители полуострова, на уровень до 2014 года по заполненности туристами удалось выйти лишь этим летом). У этого есть объективные причины, которые видны лишь со стороны.

Немного по поводу объективности. Этим летом я сначала побывал в Калининграде и Зеленоградске (бывший Кранц) на берегу Балтийского моря, затем в Крыму (Симферополь, Оленёвка, Гурзуф и Ялта), потом в Адлере. До этого за последние 10 лет посетил целый ряд российских городов разной величины (Псков, Санкт-Петербург, Выборг, Владимир, Углич, Ростов Великий, Калуга, Казань, Ростов-на-Дону, Магас, Назрань, Астрахань и так далее). Бывал за границей (и Юго-Восточная Азия, и Западная Европа). Жил в отелях разной звёздности (от двух до пяти) и на съёмных квартирах, ел в ресторанах разного класса (от эконом до премиум), ездил на такси, обходил разные уголки городов. В общем, могу судить об уровне инфраструктуры и сервиса не с парадного входа и не с позиции избалованного москвича.

Соответственно, могу сравнивать и указывать на плюсы и минусы. Скажу сразу, Крым мне нравится, если сравнивать с агломерацией Сочи, превращённой в один огромный, растянутый по горизонтали торговый центр с фастфудом. В Крыму есть душа, артистизм, есть очень интересные «штучные» заведения. А природа! Прекрасная и разнообразная — степи, балки, горы, пещеры, рощи. Магнолии, огромные кипарисы. Помню, какой шок я испытал, увидев прямо за окном на ветке созревший плод граната.

Но есть ощущение, что живущие в этом прекрасном мире люди искренне уверены, что одной лишь природы и моря более чем достаточно, чтобы туристы ехали к ним всегда. В советские годы у граждан нашей страны не было особого выбора (либо Крым, либо Сочи), мало что изменилось в 1990-е годы, что настраивало крымчан на благодушный лад. В нулевые всё больше россиян начало открывать для себя Канары, Турцию, Египет, Кипр и Таиланд, затем всё новые и новые страны, но это компенсировалось тем, что жители близлежащих регионов Украины приезжали в Крым буквально на выходные (благо, всего несколько часов на машине), заполняя тем самым все туристические объекты.

Сейчас всё иначе, и Крым должен конкурировать за кошельки россиян и с агломерацией Сочи (которая качественно очень выросла накануне Олимпиады 2014 года), и с Турцией, и с Кипром, и с Таиландом, и даже с Вьетнамом. Получается пока что не очень. Почему?

В Крыму словно попадаешь в прошлый век. Обшарпанные старые дома (изредка прерываемые пафосными дорогими новостройками), разбитые дороги и так далее. Так было и раньше, я помню в приезд в Симферополь в 2008 году поразился, что на улицах либо иномарки премиум класса, либо старые разбитые советские машины. Даже в достаточно депрессивных городах вроде Углича, где никакой промышленности нет и уровень доходов населения невелик, в те же годы старых машин не было даже во дворах, везде «лады» последних моделей или бюджетные иномарки российской сборки.

Да, Украина в Крым на протяжении четверти века не вкладывалась, всё так. Но всё-таки разруха, как говорил профессор Преображенский, в головах. Вот я еду в машине по улице, дом прямо напротив площади в Симферополе, на которую выходит вокзал — и кто-то вывесил прямо в окно (даже не на балкон) сушить своё нижнее бельё. Едем дальше, пара оживлённых улиц, на втором этаже дома пробита стена и высовывается труба «буржуйки». Это Киев вывесил или стены им пробил? В городах центральной или южной России, даже небольших и небогатых, этого нет. Да, в том же Ростове-на-Дону старый город просто разрушается на глазах, но там речь об аварийных зданиях столетней давности, со снесёнными этажами и дверьми, а здесь — именно о каком-то демонстративном равнодушии к тому, как выглядишь. Как думаете, очень интересно будет гулять туристам за пределами двух-трёх улиц в центре? Мы много гуляли по городу, честно говоря, интересного очень мало, всё серо.

В центре Симферополя

Идём погулять в центральный парк Симферополя — чугунные ограждения на берегах Салгира то тут, то там отсутствуют (словно выбитые зубы), их просто, судя по всему, сняли и сдали на металл. Нет, это явно какой-то 1999 год, в России такое было, но нет уже очень-очень давно! А ведь Симферополь — воздушные и железнодорожные ворота Крыма, и приезжающие туристы всё видят, а могли бы оставлять здесь свои деньги. Хотя прогресс идёт, открываются модные кофейни, заведения новаторского формата (тот же ресторан «Айвазовский», копирующий московский True Cost), но тем не менее.

Между тем, в Сочи — плитка на улицах, современные дороги и развязки, вся инфраструктура вытянута в 2014 году на очень современный качественный уровень. И это не витрина, я много ходил по городу вплоть до глухих спальных районов. Пока что с этим может конкурировать разве что центральная набережная Ялты, ну и всё.

Предлагаемый туристам жилой фонд просто ужасает. Воняющие квартиры со старой разбитой мебелью и неотмываемыми ваннами, просто сараи (небольшие деревянные строения с лежаками), «пансионаты» с тесными комнатками, «отели» без кондиционеров — чего только нет. И все уверены, что возьмут, с руками оторвут. Да, есть новые хорошие отели или квартиры в новостройках, но практически исключительно в премиум-классе, а ведь далеко не все приезжающие готовы платить 7–12 тысяч рублей в сутки за номер. Либо надо долго и упорно искать нормальные варианты в Интернете. Но…

Центральная часть Ялты

Но с интернет-сервисами бронирования в Крыму не дружат принципиально. Приезжаешь в город, выходишь в Booking — ни одного предложения. Тут можно возразить — Booking 16 июля ввёл санкции против Крыма. Но, во-первых, я был там ещё до этой даты, и всё равно с предложениями было просто никак — нет и всё, а на месте — все улицы заклеены объявлениями о сдаче в аренду. Во-вторых, например, в только что построенном новом дорогом отеле на первой линии в Оленёвке (три этажа, бассейн, плитка на площадке вокруг отеля) мы разговорились с его управляющей, и она сказала — нет, на Booking мы принципиально не собираемся регистрироваться. Зачем, если принцип работы — деньги в обмен на ключ? Обходя пансионаты в том же посёлке, где вся бронь осуществляется по записи в амбарной книге, понятно, что никакие интернет-сервисы им и не нужны. А вот, например, Avito для объявлений (где нет функции бронирования) они вполне уважают.

Тут вылезает ещё один принцип работы крымских отельеров (и не только) — всё по-чёрному. В той же Оленёвке мы жили в отеле «Экватор», позиционирующем себя как лучший (пожалуй, так и есть), он работает там с 2004 года, два корпуса, кофейня (реально, очень хорошая даже по московским меркам), столовая, ресторан. Никакой кассы, никаких чеков не даётся, когда я удивился этому, администратор отеля тоже удивилась и нарисовала какую-то квитанцию от ИП «за проживание в меблированных комнатах».

Попросту невозможно снять деньги. Это просто кошмар! Пример – в Оленёвке, где проживает полторы тысячи человек и куда приезжают на фестивали тысячи туристов, на весь населённый пункт один-единственный банкомат, который ещё надо найти. Да, и все дни, пока я там был в июле, банкомат был сломан. Карты для оплаты принимали в одном-единственном магазине в городе (в нём в единственном был и кондиционер, кстати). На Гурзуф с 9-тысячным населением — кажется, 10 банкоматов. Но надо пояснить — крымский банкомат это совершенно не то, что банкомат в любом другом городе России. Во-первых, он реально очень медленный и висит по минуте каждую операцию, шумя так, словно вот-вот сломается. Во-вторых, лимит на снятие денег за одну операцию — 10 тысяч. В-третьих, не показывается ни наличие денег в банкомате, ни доступные номиналы купюр (поэтому невозможно понять, не выдаёт деньги из-за ошибки или просто закончились купюры). С оплатой по карте в этом курортном городе было тоже плохо, принимают мало где.

Такого слова как каршеринг в Крыму, разумеется, вообще никто не слышал. Аренда машины есть только в двух крупных городах — Ялте и Симферополе. То есть если, приехав в Алушту или Гурзуф, вы захотите арендовать машину для самостоятельных поездок, вам подадут её либо из Ялты, либо из Симферополя. Считайте сами, сколько будут стоить такая подача и залог за машину из другого города. А местные будут сидеть рядом со своей машиной (новой или старой) без дела и денег, но машину в аренду вам не дадут: в их картину мира это просто не вписывается, «может, украдёте, может, разобьёте» или «а вдруг я бы заработал на машине за это же время больше, чем сдав вам в аренду».

Такси. Только через звонок диспетчеру, который пообещает «найти вам машинку», которая приедет минут через 15-20 (а может, и позже — как повезёт, никакого чёткого представления об этом нет). Привычные нам приложения на смартфоне, которые показывают — сколько времени ехать машине до вас, её номер и телефон водителя, где стоит машина приехав, сколько ехать до конца маршрута и сколько платить — разумеется, всё это здесь недоступно, как и много (в данном случае, года до 2010) лет назад и в Москве. Поэтому и подача дольше, и цены выше (больше простои и подачи машин). Ни «Яндекс.Такси», ни Uber, ни Gett. Да, санкции. Но «Яндекс.Такси» всё-таки пробовали работать в Крыму и ушли из-за проблем с местной спецификой водителей.

В чем эта специфика? Вот выразительная зарисовка. Всё тот же Гурзуф, лето, день, солнце, автобусная остановка в центре города. Рядом буквально в двух шагах стоят машины, рядом с ними пузатые дяди. Я с девушкой подхожу к остановке, автобуса пока нет, думаем — поедем на такси, немного дороже, но быстрее и комфортнее. «Сколько до Никитского Ботанического сада?» — водитель отвечает: «500 рублей» (билет на автобус туда же — 40). Ладно, но хоть с комфортом? «Кондиционер у вас есть?» (на улице дикая жара) — «Ну вообще есть, но я его не заряжаю, поэтому он не работает». Мы переглядываемся — в чём тогда смысл ехать на машине? Тоже жара, тоже некомфортно. Водителю глубоко плевать на удобства пассажиров — он уверен, что всё равно поедете. Он будет полдня так стоять и ждать «настоящего клиента», который поедет по жаре и без кондиционера.

В итоге: мы едем на автобусе, и, кстати, на нём весьма комфортно. Доезжаем до остановки, далее до ботанического сада надо довольно далеко идти пешком, появляется другой водитель: «Давайте подброшу за 200 рублей». Пока едем, моя девушка решает уточнить — а если мы арендуем вас для поездки в Храм Солнца? «Восемь тысяч». У неё (местной!) глаза лезут на лоб: «За что?» — «Ну, вы туда приедете, пойдёте в горы, мне вас ждать несколько часов, вот это чтобы компенсировать все мои потери». То есть водитель считает по максимуму, как если бы он все эти несколько часов ездил без перерыва от остановки до ботанического сада, тогда как он подолгу стоит и ждёт-ждёт желающих. Но нет — он уверен, что соглашаться на меньшее нельзя, а вдруг согласится, а тут же вдруг появятся «настоящие клиенты», которые будут заказывать и он заработает больше.

С арендой та же проблема. Заходишь в квартиру, более или менее нормально всё, хозяйка спрашивает: «На столько дней нужно?» И тут же меняется в лице: «На два дня? Нет, только на 14». Вот у неё квартира будет стоять пустая, но она не сдаст её на пару дней, потому что живёт ожиданием всё того же «настоящего клиента», который купит всё и сразу, «плачу не глядя». Такое в центральной России было в 1990-е годы, с демонстративным презрением к обычному покупателю, но как-то ушло, а здесь пока нет.

В Сочи, кстати, водители тоже «химичат» (скажем, приезжает по вызову «Яндекс.Такси» в аэропорт и потом начинает в пути: «Нет, надо платить не по счётчику, все знают, что из аэропорта всегда стоило столько»), но это перебороли. Можно ездить по приложению по его ценам, выбор есть и цены упали, водители стабильно приезжают по заказу за пять-восемь минут (это дольше московских двух-трёх минут, но всё-таки город курортный).

Отношение в целом не очень радует, напоминая времена, называемые ныне «совок». И ничего не меняется. Пример — едем из Тарханкута в Симферополь, заходим в Саках в кофейню «Прокофьев». Хорошая, новая сетевая кофейня, очень крутой современный дизайн, десерты на витрине — глаза разбегаются, некоторых даже в Москве не видел, отличный выбор кофе. Беру доппио, на жаре сочетание эспрессо и холодной воды очень бодрит. Девушка-продавщица ставит на прилавок бумажный стаканчик с кофе. «А где же вода?» — «Да вон в углу кувшин, идите себе налейте». Всё удовольствие насмарку.

Резюмируя. В Крыму необходимы вложения не только в дороги и аэропорт, но и в туристическую инфраструктуру. Банкоматы нужны — нормальные и хорошо «заряженные». Есть проблема с присутствием банков? Идите по пути Белоруссии, там из-за инфляции сложности со снятием наличных, так везде введён безналичный расчёт. Должны быть приложения для вызова такси, создайте по целевой госпрограмме местное, если крупные агрегаторы не идут из-за санкций (хотя и не только из-за них). И, главное, меняйте советское отношение к туристам — начинайте их любить и уважать.

Иначе и сейчас, потеряв возможность ехать в Одессу, туристы поедут в Сочи или Турцию. Тем более и цены на отдых — отнюдь не в пользу Крыма.

Владислав Мальцев

Фото Алексея Лохвицкого, pixabay.com/mrganso, pixabay.com/eliasfalla

806
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user ФТУС
966

Не надо из нас делать обслуживающий персонал для заезжих!aggressiveА то получается,турыст белый и пушистый,а мы быдло для них! И это политика такой  же турыстической власти!notme

Profile picture for user Амазонка
2608

to ФТУС:  Просто надо различать Крым и Севастополь. Крым ВСЕГДА был курортно-туристическим плюс сельское хозяйство. Севастополь - военная база плюс научно-производственный кластер  (в основном оборонный). Поэтому и менталитет у нас разный. Но в целом автор прав, сервис в Крыму осталлся  где-то в прошлом веке. Лично меня ужасает манера все  блюда подогревать в микроволновках, это практически везде, не взирая на уровень заведения.  Все надо делать хорошо или совсем этим не заниматься.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_15181276
639

 

Не надо из нас делать обслуживающий персонал для заезжих!А то получается,турыст белый и пушистый,а мы быдло для них! И это политика такой  же турыстической власти!

 Не надо, но к сожалению Придётся. Ибо на сегодняшний день Крым это депрессивный регион ориентированный ТОЛЬКО на Туризм и Сферу услуг. Тоже самое и про Севастополь.

Profile picture for user Амазонка
2608

to Виктор Сарчук:  В Севастополе возможен преимущественно исторический туризм. Но уровень обслуживания должен быть высоким,  я бы сказала, столичным.

Главное за день

«Корабль-призрак» не могут оторвать от причала Севастополя даже по суду

Простой уникального судна у причала уже обошёлся почти в 11 млн рублей.
10:02
4
681

Севастопольские власти хотят взять реванш у местной туристической базы

В суде первой инстанции чиновники потерпели фиаско.
09:01
0
773

Кому по карману элитная недвижимость в Севастополе

Стоимость домов со всеми удобствами исчисляется сотнями миллионов рублей.
20:02
19
4097

Участок у Карантинной бухты уверенно отходит военным

Региональное правительство во второй раз потерпело поражение в суде.
12:00
33
6033

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
15
4840