В крупных городах России всё большим спросом пользуется каршеринг — услуга краткосрочной аренды автомобилей: человек может взять машину поминутно или почасово, используя специальное приложение на смартфоне. Оплата при каршеринге начисляется лишь за время фактического пользования авто, а деньги списываются с банковской карты сразу после аренды.
Взять машину напрокат можно в любой точке города — приложение автоматически определяет месторасположение клиента и показывает ему ближайшие доступные автомобили.
О внедрении каршеринга в Крыму как перспективном направлении развития транспортно-логистической инфраструктуры региона местные власти говорили летом этого года. Правда, для этого сначала необходимо развить дорожную инфраструктуру и создать парковки, отметил тогда ещё глава минтранса Республики Крым Юрий Овсянников.
«Жители крупных городов России уже оценили удобство этой услуги. Как показывает практика, этот вид краткосрочной аренды автомобилей является удобной альтернативой таксомоторным перевозкам», — сказал Овсянников, которого цитирует «Парламентская газета».
В минтрансе нам сообщили, что ведомство пока только рассматривает возможность развития в регионе каршеринга, сейчас анализируется опыт предоставления этой услуги в других регионах РФ.
Ещё лет 10 подождать
Прежде, чем начинать развивать новое транспортное направление, руководству Республики Крым стоит уделить внимание уже существующим видам общественного транспорта в регионе, в частности, такси, считает гендиректор ООО «Крым Кар Рентал» (лидер рынка автопроката в Крыму и Сочи) Дмитрий Матвеев.
«Мы занимаемся транспортом уже 20 лет, а в Крыму с 2014 года. И я предлагаю министерству транспорта Крыма заняться такси, потому что на сегодня то такси, которое было запущено в аэропорту (новом терминале международного аэропорта «Симферополь» — прим.), просто не справляется и захлебывается при существующем трафике. Люди стоят в очереди в ожидании машины по часу. В итоге те тарифы, которые они заявили де-факто, не работают, людям приходится выходить на улицу, и там их банда старых таксистов возит в Ялту по 7000 рублей в сезон», — рассказал он.
Для каршеринга в Крыму ещё не настало время, это нерентабельно при отсутствии нормальной транспортной инфраструктуры на полуострове, констатировал бизнесмен.
«Каршеринг — это вид общественного транспорта, его запускают, когда другой вид общественного транспорта развит. А в Крыму общественного транспорта — в том виде, в котором он сейчас есть — можно сказать, вообще нет. Я думаю, что просто транспортники пытаются быть в тренде, но у них другие задачи должны быть сейчас.
Мы думали, если честно, запустить здесь каршеринг как ещё один вид деятельности, но посчитали риски и бизнес-план — те стресс-тесты, которые мы запускали, к сожалению, не прошли», — отметил Матвеев.
И если в Москве и Санкт-Петербурге эта услуга активно развита и пользуется спросом, то в Крыму предоставить услугу на таком же качественном уровне вряд ли получится, считает бизнесмен.
«В Москве и Питере мы регулярно пользуемся каршерингом. Это удобно, когда, условно говоря, вы вышли налегке, в машину сели и поехали. В Крыму, учитывать туристический трафик, туристу нужна машина помытая, заправленная, технически исправная, с возможностью установки детских кресел. Здесь при каршеринге она будет точно не заправленной, не помытой, скорее всего, внутри грязной и будет отсутствовать возможность укомплектовать машину детским креслом», — пояснил руководитель компании «Крым Кар Рентал».
Необходимо также учитывать и проблему местных дорог, ведь кто-то должен будет постоянно следить за технической исправностью арендуемых автомобилей, а поскольку дороги в регионе плохие, большая материальная нагрузка будет идти на содержание автопарка, добавил Дмитрий Матвеев.
Кроме того, в крупных городах, где надо ездить на большие расстояния и где не хватает парковок, каршеринг представляет реальную альтернативу общественному транспорту.
«Фишка каршеринга в Москве заключается в том, что там много платных парковок, большие расстояния, и каршеринг в Москве субсидируется администрацией города, у него есть право бесплатно парковаться в пределах Садового кольца, в аэропорту и так далее. И это будет дешевле, чем такси или аэроэкспресс, — если арендовать одну машину, например, на четырёх человек. Причём вы нашли машину, уехали на ней, куда надо, там оставили, и голова у вас уже не болит о ней», — рассказал Матвеев.
Крымчанам каршеринг тоже, возможно, будет интересен, но «рано или поздно придётся запретить давать машину в аренду местным, потому что они будут на ней таксовать», предположил предприниматель.
«Моё мнение: Крыму ещё лет 10 ждать до развития каршеринга», — добавил он.
Нужно видеть клиентов в лицо
Развивать в Крыму можно и нужно всё, вопрос только в том, кто этим будет заниматься, отметил совладелец компании «Автопрокат Крым 24» Сервер Бейтулаев.
«Но какие-то крупные сетевые организации вряд ли сюда зайдут по известным причинам. А если это будут мелкие компании, то тут ситуация, как и с любым туристическим бизнесом в Крыму, будет одинакова: если сам лично этим занимаешься, то у тебя бизнес хоть как-то идёт, но как только ты передал хозяйственную деятельность какому-нибудь управляющему, то сразу всё рушится. Больше того, если онлайн-бронирование отелей — это услуга вроде бы несложная, то машины имеют тенденцию разбиваться. А это очень плохо — это уже большие споры, большие проблемы», — сказал он.
Квалифицированных специалистов для развития, которые смогут заниматься каршерингом в Крыму, лучше «выписывать» с материка, правда, услуги их дорогие, уточнил Бейтулаев.
«Если нанимать местных, то всё это пойдёт коту под хвост, а если нанимать грамотных специалистов-москвичей, то можно ещё что-то делать, но им нужно платить больше — 20 тысяч рублей для них смешные деньги. По российским меркам, их уровень зарплат должен быть от 150 тысяч и выше, а для Крыма и 20 тысяч большая зарплата», — отметил предприниматель.
Сервер Бейтулаев считает, что спрос на каршеринг в Крыму будет только три месяца и только у приезжих, оставшуюся часть года автопарк и сотрудников придётся хозяину бизнеса как-то содержать.
«Я изучал это направление в Москве, там люди, имеющие свою машину, не хотят ездить на ней, им удобнее арендовать автомобиль по каршерингу. Они уже знаю точки, где стоят автомобили, сели в машину, доехали до ближайшего метро, оставили машину и поехали дальше. Но москвичи немного другими категориями размышляют — там другие деньги, другой подход к аренде автомобиля. Мы на периферии люди попроще.
Если в Москве каршерингом пользуются в основном деловые люди, менеджеры, офисные работники, то в Крыму это будет всякая шантрапа, которая будет разбивать машины», — полагает бизнесмен.
Каршеринг — хорошее направление, но не для Крыма, — слишком велики риски, да и клиентов своих хочется видеть в лицо, подчеркнул Бейтулаев.
«На чужих машинах в качестве управляющего я мог бы попробовать развить каршеринг у нас. Мне уже 50 лет, и я умею строить отношения и с людьми, с фирмами и чувствую свою ответственность перед тем, кому я пожал руку. А если самому покупать еще 30-50 машин, условно говоря, и даже если бы мне дали хорошую бесплатную программу по каршерингу, я бы этим не занимался. Я должен своих клиентов видеть в лицо. К нам в прокат, например, приходят люди, мы же тоже на них смотрим, не каждому даём в аренду машину. Пока у нас в Крыму так», — сказал руководитель фирмы «Автопрокат Крым 24».
Цена вопроса
В других транспортных компаниях ForPost подтвердили, что большого спроса на каршеринг в Крыму пока нет, а периодически обращаются за услугой краткосрочной аренды автомобилей только приезжие.
«Каршеринг в Крыму ещё пока не появился, но я думаю, что он не сильно будет пользоваться спросом, хотя на каждый товар есть свой покупатель. Есть большие города, где сложности с парковками, с тем, чтобы добраться из одной точки в другую, а у нас в общем-то нет таких трудностей — каждый имеет свои машины, и если люди берут в аренду машину, то более или менее длительно», — отметил директор крымской компании по автопрокату «Ренавто» Сергей Шевченко.
Будет ли крупным сетевым транспортным компаниям выгодно заходить в Крым и развивать здесь каршеринг — большой вопрос, ведь это связано с довольно приличными расходами на автомобили и программное обеспечение, добавил он.
«У местных жителей каршеринг будет пользоваться спросом, если зайдёт в регион какая-то большая компания, которая охватит целиком Крым или несколько основных городов. Но чтобы такое осуществить, надо экономику считать, расходы на техобслуживание, потому что пробеги приличные, машина изнашивается. К тому же такие же или дружественные конторы должны быть в нескольких городах, чтобы они потом после клиента машину привезли обратно», — отметил Шевченко.
Бизнесмен признался, что сам за развитие каршеринга в Крыму сейчас не взялся бы.
«У нас есть свои клиенты на долгосрочную аренду автомобилей, а если я уберу машину с посуточной аренды на краткосрочную, мне придётся отказывать старым клиентам. То есть мне надо будет покупать отдельный автопарк под каршеринг, считать, сколько машин нужно, вкладывать деньги. Мы даже не прикидывали и не считали, насколько это будет экономически оправдано и выгодно», — уточнил сказал руководитель фирмы «Ренавто».
Хотя в перспективе, допустил Сергей Шевченко, каршеринг можно внедрить в Крыму, если сюда зайдут большие сетевые компании с материка, и эта услуга сможет даже составить достойную альтернативу службам такси, вопрос только в цене.
«Если по стоимости каршеринг будет примерно похож на услуги такси или немного дороже, то люди, наверное, будут пользоваться», — предположил Шевченко.
Полина Ласькова
Фото politforums.net, hodor.lol
Обсуждение (3)
Вот лет через 10 и пишите про это! а ща ...если бы ,да кабы!
Зачем я прочел это?
В больших городах и дороги большие, в смысле - широкие. У нас рельеф местности не позволяет расширить городские дороги.
И с парковками у нас проблемы, из разряда неразрешимых.