Осенний кинопрокат пополнился двумя новинками: фэнтези «Горыныч» с Александром Петровым и мюзиклом «Алиса в Стране чудес» с Анной Пересильд, дочерью Юлии Пересильд, которая снялась в фильме «Вызов» — первой отечественной киноленте, снятой в космосе.
Зрители раскритиковали новинки. Несмотря на это, «Горыныч» и «Алиса в Стране чудес» на старте заработали сотни миллионов рублей. Почему россияне продолжают ругать наши фильмы «для всей семьи», а также почему раскритикованные картины всё же окупаются в кинопрокате? В ситуации разбирался ForPost.
Кино нечаянно нагрянет
Согласно данным телеграм-канала «Бюллетень кинопрокатчика» на 27 октября, фильм «Горыныч» на старте заработал 341 млн рублей. Среди схожих релизов последних лет проект по стартовым показателям превзошёл «Конька-Горбунка», «Огниво» и «По щучьему велению».
Фильм с Петровым в кинотеатрах посмотрели 887 тысяч человек — это чуть больше, чем у «Огнива» и чуть меньше, чем у «По щучьему велению». Казалось бы, успех. Однако сказка про Горыныча, который вылупился из яйца на сказочном болоте, утонула в критике.
На «Кинопоиске» у фильма рейтинг 5,7. На сайте «Отзовик» у «Горыныча» средний балл 2,8. Пользователи портала ругают картину за слабый сценарий, плохую актёрскую игру, спецэффекты уровня «нулевых».
Мюзикл «Алиса в Стране чудес» оказался чуть менее успешным: за первые выходные сборы составили 339 млн рублей при посещаемости в 799 тысяч человек.
Рейтинг у «Алисы» на «Кинопоиске» — 5,3, а на «Отзовике» — 2.9. Эту картину хвалят за сюжет, диалоги, актёрский состав, музыкальные композиции. Примерно за это же её и ругают.
Кто смотрит и кто критикует?
По данным «Белютина кинопрокатчика», «Горыныча» и «Алису в Стране чудес» в основном смотрят женщины: у первой картины доля женской аудитории 66%, у второй — 78%. На первую сказку в кинотеатр в основном пошли россияне старше 35 лет. Аудитория «Алисы» распределилась по возрасту более равномерно: 30% опрошенных составили подростки, 26% — молодёжь, 29% — публика старше 35 лет.
Учитывая возрастной состав зрителей кинолент, социолог Темыр Хагуров не удивлён тому, что фильмы сначала массово смотрят в кинотеатрах, дают им заработать миллионы рублей, а затем критикуют в соцсетях и на различных интернет-ресурсах.
«Рождённых в СССР не устраивает то, что современные сказки пронизаны нерусским духом: из них пытаются сделать шоу на американский манер. Причём делают это профессионально: денег в такие проекты вкладывают много, — сказал Хагуров в беседе с ForPost. — Единственный минус — нет в этих фильмах русского сердца, русского содержания. Перед нами русская сказка глазами американского кинорежиссёра. И это вызывает определённое отторжение».
Он напомнил, что зрители полюбили советские киносказки за архетипы, которые создавали талантливые режиссёры. Сегодня их пытаются встроить в нашу повседневность, и получается не очень, считает социолог.
«Тошнит от увиденного, хотя нарисовано вроде точно так же, как, например, в советском мультфильме, — высказал своё мнение Хагуров. — Почему так происходит? Тут я согласен с писателем Захаром Прилепиным, который ранее заявил, что каналы распределения бюджетных денег в культуре поменялись мало: до СВО эти люди снимали гламурный западный контент, теперь работают на традиционные ценности. При этом они не очень понимают, что скрывается за ними. Поэтому на больших экранах вместо подлинного своего — неподлинное, ненастоящее».
Хватит сказок?
Генеральный продюсер сериала «Ландыши» Юрий Сапронов также считает, что отрасль «нужно выводить из существующих рамок».
«Мы превращаемся в какую-то кинобудочку, где все боятся кого-нибудь триггернуть. Словно всё ориентировано на пенсионеров, которым нельзя эмоционально переживать и поэтому им нужна простая история. Чтобы можно было уснуть, проснуться и спокойно продолжить смотреть с нового места, потому что ничего не изменилось», — сказал Сапронов в интервью "Бюллетеню кинопрокатчика".
По его мнению, отечественной киноиндустрии не хватает проектов о современности и на актуальные темы.
С мнением Сапронова согласны некоторые пользователи портала «Отзовик».
«Всё это помешательство на сказках, конечно, сказывается на качестве произведений, уже не заморачиваются, берут известного сказочного персонажа, делают яркий постер, и на этом работа заканчивается, — написал один из зрителей. — Хватит такое снимать, лучше выпускайте одну сказку в год, но достойную, такую, чтобы и с детьми было не стыдно сходить. Сейчас это полная бездарность, не тратьте своё время и время своих детей!».
Взгляд сверху
А вот у директора кинопрокатного отдела «Вольги» Александра Сычева и министра культуры Ольги Любимовой иной взгляд на ситуацию. Первый считает, что «Горыныч» «сработал в рамках возложенных на фильм ожиданий».
«<…> картина обладает всеми преимуществами, чтобы привлечь в кино зрителя любого возраста: захватывающий сюжет, юмор, восхитительный сказочный мир и, конечно же, крошка-дракон, на приключения которого хочется смотреть бесконечно», — приводит "Бюллетень кинопрокатчика" слова Сычева.
Продюсер отметил, что картина сместила с первого места «Август» — фильм, созданный по мотивам романа «Момент истины» Владимира Богомолова. Напомним, ранее драму о Великой Отечественной войне раскритиковал Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой.
Негодование генерала запаса понятно: главными героями киноленты стали не контрразведчики СМЕРШа, а лес, сообщил ТАСС продюсер Первого канала Константин Эрнст. По его словам, «Август» — это «в значительной степени фильм про путешествие внутрь себя».
Несмотря на критику, картина менее чем за месяц заработала в прокате порядка одного миллиарда рублей. Её в кинотеатрах посмотрели свыше 2,3 млн человек, сообщила в мессенджере Max министр культуры Ольга Любимова.
Как в футболе?
Ложку дёгтя в эту бочку мёда добавили пользователи Дзен. Они отмечают, что всё меньше и меньше ходят в кинотеатр:
«Смотреть нечего. На афише сплошь однотипные фильмы с предсказуемым сюжетом. А если люди и ходят, то любопытства ради — отсюда и миллиардные сборы».
Зрители советуют чиновникам и продюсерам оценивать успешность не по миллиардному заработку, а по количеству повторных просмотров. Судя по комментариям, «Горыныч», «Алису в Стране чудес» и «Август» большинство зрителей пересматривать не планируют.
По мнению кинокритика Алексея Двоеглазова, ситуация в российском кино сейчас напоминает отечественный футбол.
«Если режиссёры научатся делать киносказки интересными для самой широкой аудитории, которая будет ценить и любить такой кинопродукт, ходить, как на матчи футбольного клуба "Краснодар", в который изначально тоже не все верили, а спустя 17 лет он стал чемпионом, то российское кино станет успешным, — считает Двоеглазов. — Я всегда на позитиве. Хочется верить в лучшее».
Роберт Вочовский

Потому что "ошибка выжившего" и "громкое меньшинство". Люди смотрящие то или иное кино не обязательно тождественны тем, кто пишет рецензии и отзывы онлайн. Мы без проблем видим вторых, но первые нередко остаются вне нашего поля зрения.