«Август» стартовал в отечественном кинопрокате 25 сентября. По последним данным, он заработал 860 млн рублей. Казалось бы, это успех, однако количество негативных комментариев в соцсетях заставляет в этом усомниться. Проект идет на антирекорд киноленты про трёхкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину «Роднина», которую массово критиковали в соцсетях.
Среди критиков «Августа» как простые зрители, так и политологи и кадровые офицеры. В их числе Герой России, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», генерал-майор Сергей Липовой. Он объяснил, почему поставил «неуд» этому фильму.
Чем дальше в лес…
Фильм «Август» рассказывает о контрразведчиках СМЕРШ. Они должны предотвратить нападение вражеских разведывательно-диверсионных групп в тылу. На календаре август 1944 года. Место действия — глухие леса Западной Белоруссии.
Продюсер фильма Константин Эрнст сообщил, что четверть века хотел экранизировать эту историю. Он назвал фильм «Август» одной из ожидаемых кинопремьер этого года. Кинолента, на которую, по данным из открытых источников, было потрачено порядка 600 млн рублей, — современное прочтение романа Владимира Богомолова «Момент истины».
«Мы не представляем вам иллюстрации к роману. Мы представляем вам версию, наше видение из 2025 года. [Этот фильм], безусловно, про тех людей, которые были в августе 1944-го, но он ещё и про тех людей, которые [живут] сейчас, в сентябре 2025», — приводит ТАСС слова Эрнста.
Казалось бы, успех гарантирован — фильм должен был быть снят с уважением к роману Богомолова. Однако в «Августе» главным героем неожиданно становится лес, а не контрразведчики СМЕРШа.
Свою задумку Эрнст объясняет так:
«Это путешествие трёх наших героев в подсознание, в лес собственной души, тёмные и светлые уголки. Поэтому это, конечно, в значительной степени фильм про путешествие внутрь себя».
Видео: Первый канал
В этот лес подсознания отправились Сергей Безруков, который сыграл капитана Павла Алёхина, Никита Кологривый, Кощей из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», которому в «Августе» досталась роль старшего лейтенанта Евгения Таманцева, а также Павел Табаков, сын Олега Табакова, который воплотил образ лейтенанта Андрея Блинова.
Что не так с кастом?
Часть зрителей осталась недовольна подбором актеров. Они напомнили Эрнсту, что в «нулевые» режиссёр Михаил Пташук по роману Богомолова «Момент истины» на «Беларусьфильм» снял фильм «В августе 44-го…».
Капитана Алёхина в нём сыграл Евгений Миронов, Таманцева — Владислав Галкин, Блинова — Юрий Колокольников.
«Миронов, Галкин, Колокольников — идеальное попадание в образы. Пташук, конечно, большой режиссёр трагедийного дарования. Да и [Александр] Градский вкладывал душу в саундтрек», — написал пользователь Дзен под ником «Кинолюбитель».
А вот Безруков, Кологривый и Табаков в своих ролях не понравились. У некоторых зрителей возникло ощущение, что они не понимали, кого играют.
Политолог Юрий Самонкин разделяет негодование кинолюбителей. Он указал на то, что в последнее время актёры «кочуют» из фильма в фильм. Свою гипотезу он объяснил на примере Никиты Кологривого: сначала он был бандитом в «Слове пацана», затем — героем сказок в «По щучьему велению» и «Царевне-лягушке», а после — офицером Красной армии в «Августе».
«А немецкие актёры, которые регулярно играют фашистов в наших фильмах, — у них какое-то уже, наверное, клише: какой современный фильм о Великой Отечественной войне ни включи, они везде играют фашистов. Я уже в лицо всех актёров помню и знаю, — сказал ForPost Самонкин. — В итоге получается какой-то замкнутый круг с одними и теми же актёрами, со спецэффектами а-ля Голливуд для молодёжи. Делают не на память, а исключительно тяп-ляп, поэтому такая реакция у зрителей, в том числе на популярных в нашей стране актёров».
Ни Безруков, ни Кологривый, ни Табаков критику в свой адрес пока никак не комментировали.
«Это точно экранизация романа Богомолова?»
Огромные претензии зрители высказывают и к сюжету «Августа».
«Фильм «Август» смотрела как полный новичок. Сюжет додумала по ходу фильма сама, потому что вообще мало что поняла. Половина героев в фильме вообще просто не нужна, это какой-то поток сознания. Нахожусь в недоумении, зачем вообще пошла», — написала в Дзен пользователь Ольга Петрова.
Сергей Липовой также считает, что «Август» не имеет ничего общего с «Моментом истины». По его мнению, к роману Богомолова ближе фильм «В августе 44-го…».
«Зачем такие фильмы снимают? У нас достаточно произведений, которые на сегодняшний день ещё не экранизированы, но почему-то новоявленные режиссёры хотят сделать плагиат и выдать это как новое видение, новое прочтение. На самом деле ничего нового не сделали, потратили государственные деньги, привели в недоумение зрителей. Что они хотели от этого получить? Понятно, что кроме отрицательных отзывов ничего не получат», — негодует Липовой.
Генерал запаса просит киношников не трогать то, что ранее уже было успешно снято и высоко оценено зрителями и критиками.
«Зачем это уродовать? Снимите что-то новое. Повторюсь: есть масса отличных произведений о Великой Отечественной войне, которые ещё не экранизированы», — сказал Липовой.
Глобальная проблема
За критикой «Августа» скрывается и глобальная проблема, которая не зависит от актёров, сценаристов и режиссёров, считает Самонкин.
«Поколение свидетелей Великой Отечественной уходит, и вместе с ними уходит живая память о войне. Великая Отечественная постепенно превращается в археологию, в историю столетней давности, — сказал политолог. — Советский кинематограф выигрывал именно за счёт живых свидетелей и реальных участников: сценаристы опирались на консультации фронтовиков, а актёры, многие из которых сами прошли войну, не нуждались в объяснениях. Поэтому в СССР были сняты шедевры отечественного кинематографа».
По мнению Самонкина, сейчас всё иначе: вместо тщательной работы с источником и архивными материалами делается упор на эффектность и визуал — и в результате в кинопрокат выходят «плоские» картины.
«Снимают откровенную ерунду: люди из нашего времени попадают в прошлое и там сражаются — странные ракурсы, надуманные сюжеты, вроде леса в «Августе». А ведь секрет успеха хорошего кино о Великой Отечественной войне лежит на поверхности: нужно придерживаться первоисточников при экранизациях — меньше спецэффектов ради эффекта и больше работы с архивами и актёрской школой. Тогда и исторические, и современные фильмы будут вызывать уважение, а не раздражение», — сказал наш собеседник.
Зрители же отреагировали рублём: летом отмечено снижение количества купленных билетов в кинотеатры на 23% и падение кассовых сборов более чем на 10%, до 4,55 млрд рублей, сообщает «Коммерсантъ». Владельцы кинотеатров уверены: дело поправимое — нужно заполнить афишу качественными фильмами. Дело за малым — их снять.
Роберт Вочовский
Безруков?
Можно не смотреть.
Действительно хороший фильм 2001 г., большая редкость для того времени. Сценарий очень близок к отличному произведению В. Богомолова )