2025-й стал годом напряжённой устойчивости малого и среднего предпринимательства (МСП) России. Этот сектор продемонстрировал высокую приспосабливаемость, но вступил в новый цикл испытаний, связанных с изменением государством правил игры. Его дальнейший путь будет зависеть от способности выдержать новый налоговый удар, сохраняя операционную гибкость и связь с потребителем.
Основными парадоксами уходящего года для МСП были такие: рост числа субъектов при одновременном отсеве слабых, государственная поддержка при фискальном ужесточении, повышение адаптивности бизнеса при старых и новых системных ограничениях.
Каким был 2025 год для малого и среднего бизнеса
Опрошенные ForPost эксперты и представители бизнеса по-разному оценили 2025 год для МСП нашей страны — однозначно плохим или хорошим его не назвали. Но часто звучало мнение о давлении на бизнес и его приспособлении к новой реальности.
По итогам года малый и средний бизнес демонстрирует особую устойчивость, когда опирается на национальный культурный код и исторические ценности, уверена Мария Котляр, пиар-менеджер бренда ORENSHAL, основанного на базе Фабрики Оренбургских пуховых платков.
Ярким подтверждением этому она считает развитие ORENSHAL:
«Наша задача — не просто сохранить ремесло в первоначальном виде, а вдохнуть в него новую жизнь, чтобы привлечь интерес молодого поколения и популяризировать уникальный промысел».
2025-й был для МСП годом адаптации и осторожного выживания, сказала в свою очередь ассистент кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Полина Жолтикова.
По её мнению, большая часть предпринимателей уже не ждёт быстрых улучшений и работает в режиме постоянного подстраивания под меняющиеся условия:
«Давление со стороны издержек, логистики, кадров и финансирования осталось неизбежным, но при этом бизнес стал заметно более гибким и прагматичным».
Схожие оценки 2025 году для малого и среднего бизнеса дали основатель компании по НR-консалтингу Saints Synergy Андрей Лосев и кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Первый сказал, что МСП оказалось в «смешанном положении», второй — что предприниматели показывают «разнонаправленную динамику».
Выживание через адаптацию и гибкость
Обсуждая положительные факторы, влиявшие на малый и средний бизнес в 2025 году, Андрей Лосев отметил, что эта часть предпринимательского сообщества показала более высокую адаптивность к изменениям по сравнению с крупными компаниями.
За счёт короткого цикла принятия решений предприниматели быстрее пересобрали продукты, переформатировали продажи и точнее подстроились под запросы рынка, уточнил он.
В целом за 2025 год сектор МСП продемонстрировал рекордный рост — численность субъектов МСП в России составила 6,7 млн, сказал в свою очередь экономист Михаил Хачатурян.
Он добавил, что растёт и доля субъектов МСП в валовом внутреннем продукте РФ: по данным властей, на неё приходится 24-26%, она впервые превысила долю нефтегазового сектора.
Этим успехам способствовала высокая эффективность проектов и программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, считает Михаил Хачатурян.
Что мешало МСП в 2025 году
Говоря об отрицательных факторах для малого и среднего бизнеса в 2025 году, большинство опрошенных ForPost экспертов назвало такие:
- рост издержек;
- напряжённость на рынке труда и нехватка квалифицированных кадров;
- нестабильность спроса, усложняющая долгосрочное планирование;
- проблемы с логистикой и финансированием;
- низкая доступность кредитования, и ключевое здесь — требования к обеспечению кредитов, которым субъекты МСП не всегда могут соответствовать;
- динамика законодательной базы, которая приводит к значительной неопределённости в форматах и методах регулирования;
- объём и частота различных проверок;
- сложности в получении лицензий и разрешений.
В этом году на малый и средний бизнес сильнее всего влияли рост операционных расходов и снижение потребительской уверенности, поделилась своим мнением Полина Жолтикова:
«Многие компании пересматривали форматы работы, сокращали линейки продуктов, уходили в онлайн или искали узкие ниши, где конкуренция ниже. При этом можно сказать, что произошёл отсев в рынке: слабые проекты закрылись, а устойчивые научились прогнозировать финансы с учётом возможных рисков и работать аккуратнее».
Налоговый удар по малому и среднему предпринимательству
Председатель Независимого профсоюза «Новый Труд» Дарья Митина отдельно выделила новые правила для всего малого и среднего предпринимательства, вступающие в силу 1 января 2026 года.
В этот день начнёт действовать федеральный закон № 425-ФЗ, которым увеличивается НДС, ужесточаются патентный режим и упрощённая система налогообложения, отменяются льготные ставки по страховым взносам, напомнила она:
«Ставка НДС увеличивается с 20 до 22%, что больно ударит по малым предприятиям — сетям кафе, салонов красоты, мини-пекарен и так далее. Как раз по тому бизнесу, который составляет инфраструктуру нашей повседневной жизни. Для МСП отменят пониженные страховые взносы — это тоже очень чувствительно. Будут снижены лимиты доходов для применения упрощённой и патентной систем налогообложения — с 60 до 10 миллионов рублей в год».
А самозанятым пока повезло. После долгих дискуссий Правительство РФ согласилось не менять правила для них до окончания в 2028 году эксперимента с налогом на профессиональный доход, отметила наша собеседница.
По её словам, «в какой-то степени» до этого срока режим для самозанятых сохранится, а что будет дальше — вопрос открытый:
«На этом фоне всё чаще звучат голоса, что, может, самозанятых как раз оставят, а вот институт индивидуального предпринимательства упразднят. Такая постановка вопроса уже звучит из уст статусных спикеров. Например, от заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Артёма Кирьянова».
Алексей Лохвицкий






