До наступления Нового года остаётся месяц, но дух волшебства и праздника севастопольцы, кажется, начали ощущать задолго до финишной прямой.
Чуть ли не наперегонки создать новогоднюю атмосферу в городе стараются маркетологи и предприниматели. Пора светящихся оленей, нарядных ёлок и бесконечной мишуры начинается, как правило, уже осенью.
Не слишком ли рано «праздник к нам приходит» и как на это реагируют севастопольцы, выяснял ForPost.
Европейский тренд
Первые огни новогодних гирлянд и праздничная символика в витринах магазинов обычно начинают появляется в ноябре. Например, в Санкт-Петербурге первые робкие новогодние сувениры появились в витринах ещё в середине октября.
Не сильно отстаёт и Севастополь. В торговых центрах уже вовсю идёт бойкая торговля новогодними товарами, а на улицах можно увидеть первые элементы новогодних инсталляций.
Но если в Северной столице созданию предновогодней атмосферы способствует морозная свежесть за окном, то в Севастополе в ноябре в самом разгаре бархатный сезон и думать о неумолимом приближении зимних холодов как-то совсем ещё не хочется, отмечают собеседники издания.
«Новый год в ноябре не понимаю вообще. Ни ёлок, ни новогодних всех товаров осенью видеть не хочется — нивелируется ценность того, что принято называть новогодней атмосферой и ожиданием чуда. Это размывается и в конце концов теряется», — считает жительница Севастополя Ольга.
Кроме того, за два-три месяца устаёшь ждать новогодних чудес — и в итоге весь волшебный флёр улетучивается.
«Моё мнение — теряется приятное ощущение чуда, эффект долгожданного праздника исчез. Вся новогодняя мишура к Новому году надоест и будет такая же унылая и серая, как обычный зимний день», — поделился впечатлением севастополец Юрий.
При этом, полагает собеседник, тренд на раннюю подготовку к Новому году в России появился не просто так, а с лёгкой руки маркетологов, которые в попытках успеть за западными традициями несколько перестарались.
«Бунтари-маркетологи не дремлют. Европейский тренд сильно заранее украшать витрины магазинов перед Новым годом переполз и к нам. Только забыли один момент: в европейских странах Рождество, празднуемое с 24 на 25 декабря, переходит в празднование Нового года, потому украшение витрины 25 ноября более-менее уместно. У нас, как всегда, перестарались и начали украшать свои магазины чуть ли не с сентября», — считает Юрий.
Подтверждают наличие этой тенденции и представители бизнес-сообщества. По их мнению, она нашла отклик в России, ведь спрос покупателей на новогодние товары растёт, как ни странно, уже с начала осени.
«Традиционно мы „сдаём” оформление Нового года к середине ноября. „Уютстрой” всегда один из первых в регионе заботится о создании предновогодней атмосферы у покупателей. Мы всегда заблаговременно занимаемся разработкой оформления торгового зала, обновляем входные группы и продумываем витрины. Наша цель — создать новогоднее настроение как для посетителей, так и для самих работников», — рассказала гендиректор ООО «Стройцентр» (сеть гипермаркетов «Уютстрой») Александра Романенко.
К тому же есть логичное объяснение подготовки к Новому году в ноябре с точки зрения законов маркетинга: покупатель уже готов переметнуться со школьных базаров на предновогодние ярмарки.
«Традиционный график — со второй половины ноября — закрепился ведь не просто так. К этому времени уже давно прошли осенние тематические проекты: школьные базары, распродажи сезонных товаров. Покупатели уже готовы к новым тематическим предложениям, а многие именно в этот период начинают составлять и „закрывать” список новогодних подарков и интерьерных решений», — пояснила Александра Романенко.
Денежный вопрос
Ещё один повод для офлайн-предпринимателей начать продажи раньше — конкуренция с маркетплейсами. Помимо того, что делать покупки на последних можно не сходя с дивана, так ещё — «если с умом подойти» — возможно прилично сэкономить: разница в цене на один и тот же товар подчас достигает 70%, отмечает предприниматель Валерий Васюнин.
«Проблема в том, что сегодня основную долю рынка захватывают маркетплейсы. Люди сегодня мало ходят по магазинам. Для предпринимателя это проблема, так как после 15 декабря объёмы продаж уже не такие высокие из-за очень большой загрузки служб доставки. Поэтому нужно успеть продать и вернуть вложенные в товар деньги как можно раньше.
После 15 декабря, если человек покупает новогоднюю атрибутику, она может прийти уже в январе, когда никому, по сути, не нужна. По этой причине, я думаю, продажи начинаются раньше, чтобы люди заранее уже думали и покупали продукцию», — поделился мнением собеседник.
Кроме того, в нынешней экономической нестабильности предприниматели рискуют недополучить планируемую прибыль, поэтому заинтересованы раньше закупить продукцию по более привлекательной цене и раньше продать. Тогда и вложенное можно вернуть быстро и без рисков, и в хорошем плюсе остаться.
«С позиции сохранения средств сегодня пораньше нужно выставить на продажу, побольше сделать рекламу с посылом, что Новый год не за горами и сегодня уже нужно об этом думать, а также сыграть на том, что рубль нестабилен и всё будет дорожать. Другого обоснования начинать Новый год условно в июле я не вижу», — пояснил логику маркетинга Валерий Васюнин.
К слову, с определённой долей прагматизма подходят к ранним предновогодним закупкам и некоторые горожане. Для кого-то это способ с комфортом потратить ещё не последние деньги, для кого-то — возможность успеть всё купить и избежать излишней предпраздничной суеты.
«Чем старше становишься, тем больше становится друзей, знакомых, которых хочется поздравить. Чтобы это было в финансовом плане помягче, конечно, покупаю подарки заранее. Плюс ещё играет роль, что в наших магазинах не всегда можно найти хорошие подарки и тогда нужно делать запас времени на их доставку с онлайн-площадок», — отмечает Юлия.
2024-й, до свидания!
Стоит отметить: во всей этой предновогодней суете есть и определённый терапевтический эффект. Традиционно Новый год ассоциируется с перезагрузкой, следующим этапом жизни, где открываются новые возможности, а старые проблемы уходят в прошлое.
Именно это представление о жизни, несмотря на его некоторую иллюзорность, используют маркетологи. Вместо мрачной действительности они предлагают оптимизм и веру в светлое будущее.
«Ориентированные на покупателя организации начинают раньше „ловить” покупателя, предлагая ему какой-то оптимизм. Видимо, всё-таки желание людей отвлечься от быта, который не даёт больших поводов для веселья сегодня, даёт о себе знать. Люди находятся в общем в несколько подавленном состоянии, поэтому расчёт маркетологов правильный», — считает Владимир.
К тому же вряд ли многие будут сильно сожалеть об уходящем 2024-м — события и атмосфера к этому мало располагали, зато психологически успеют перезагрузиться.
«Этот год можно с удовольствием проводить хоть сегодня. Мало кто будет сильно о нём жалеть, я думаю. Поэтому чисто психологически Новый год как яркое хорошее пятно в нашей севастопольской осени привлекает. Это точка психологического релакса, поэтому люди любят праздники», — подытожил собеседник.
Однако психологический релакс не обязательно предполагает безудержный шопинг и суету. Мандарины, ёлки, мишура, шары — всё это часть нашей детской истории, возможность замедлиться, прислушаться к себе, подвести итоги и двигаться дальше. Ну или просто поразмышлять о вечном.
«Главная задача перед завершением года — пережить ассимиляцию и осмыслить пережитое. Заметить грусть и облегчение. Мы называем это „подводить итоги, делать выводы”. Ведь самый главный подарок, который дарит нам каждый Новый год — это надежда на лучшее», — напоминает гештальт-терапевт Алена Аль-Шаер.
А без надежды, как говорил герой одной советской комедии, вообще жить скучно.
Полина Ласькова
Фото автора
Видео читателей ForPost
Обсуждение (7)
Маркетологов западные традиции не волнуют. Их задача увеличить продажи.
Была бы какая-нибудь мало-мальски логическая связка, то они продажи елок для НГ стали бы рекламировать ещё в мае. :))))
я думаю,что торговцы опасаются,что китайское попортится, до того как наступит 1 января
Из-за такого подхода новогоднее настроение появляется намного раньше праздников, и к Новому году угасает...
А у вас еще началась кампания "Не трогай, это на Новый год"?
Маркетологи вредны для потребителей.
Собрать их всех и на фронт отправить, может больше будет пользы.
я считаю начинать предновогоднюю суету в ноябре жадностью и тупостью торгашей. Мы, по мнению многих знакомых, рано начинаем украшать дом к НГ, но это рано не раньше 15 декабря начинается. Ну, а то, что в северных краях уже снег никак не помогает новогоднему настроению, ни для кого там снег не чудо, иначе в Минусинске, например, можно вообще ёлку не убирать )) Кстати, я извиняюсь, это что за шедевр журналистской мысли:
посмотрел в окно: +6, туман - очешуительный бархатный сезон, сейчас всё брошу и на пляж. Главное ботинки на меху не забыть )))
Маркетологи никогда особым умом-то и не отличались, я имею ввиду тех, которые в магазинах орудуют во вред и удобство покупателя.