Крым

Первым делом самолёты: чего добились женщины в небе над Крымом?

Рекорды начали ставить ещё до войны.

Фото:
коллаж Елена Фокина|ForPost
Местную землю прославило множество лётчиц.

Восьмого марта 1910 года французская баронесса Раймонда де Ларош совершила экзаменационный полёт и стала первой в мире женщиной-пилотом. И вот уже 115 лет, вдохновлённые примером француженки, женщины покоряют небесные просторы, ставят рекорды и совершают подвиги.

О том, чего женщинам-пилотам удалось достичь над крымской землёй, ForPost рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры основ российской государственности КФУ имени В.И. Вернадского Сергей Скоробогатов.

Завтрак на море и ужин на озере

Одним из передовиков крымской авиации довоенного периода по праву можно считать Полину Осипенко. Случайное знакомство с первой советской лётчицей Зинаидой Кокориной перевернуло мир девушки и заставило её сменить должность заведующей колхозной птицефермой на мундир курсанта Качинской школы военных пилотов. Спустя несколько лет после выпуска Полина Осипенко начала ставить воздушные рекорды один за одним, в том числе и в Крыму.

«В 1938 году вместе с Верой Ломако и Мариной Расковой она совершила рекордный замкнутый полёт в небе над Крымом: Севастополь — Евпатория — Очаков — Севастополь. Длительность полёта составила 9,5 часа. За это время гидросамолёт МП-1 преодолел расстояние 1749 километров», — рассказал о достижении лётчиц Сергей Скоробогатов.

В том же году Полина Осипенко загорелась идеей поставить ещё один рекорд и пролететь без посадок на гидросамолёте МП-1 от Севастополя до Архангельска. За считанные месяцы команда из самой Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана-радиста Марины Расковой подготовилась к рискованному вылету.

Вместе девушки совершили несколько тренировочных полётов на расход горючего, тщательно изучили маршрут и даже побывали в конечной точке задуманного пути, на Холмовском озере в Архангельске.

«Ранним утром 2 июля гидроплан поднялся в небо над севастопольской бухтой и взял нужный курс. Несмотря на сложные метеорологические условия — более двух тысяч километров самолёт шёл вслепую, не видя земли, — штурман Марина Раскова не позволила “летящей лодке” сойти с маршрута», — поделился деталями перелёта историк.

Гидроплан МП-1 на воде.

Интересно, что сама Марина Раскова практически не вспоминала о трудностях того полёта в своей книге «Записки штурмана». Опасная авантюра продолжительностью в десять часов запомнилась ей мечтами «позавтракать на Чёрном море и поужинать в Архангельске».

Кроме того, по воспоминаниям женщины, пролетая над Гомелем, они вместе с Верой Ломако позволили себе маленькую шалость.

«Вера рассказала, что её родные живут в Гомеле. Я предлагаю ей сбросить письмо, когда будем пролетать близ её города. Вера строчит привет. Когда показывается линия железной дороги на Гомель, я выбираю самый хороший вымпел, чтобы над одной из железнодорожных станций сбросить записку. Облака становятся гуще. Наконец, вижу дорогу, станцию. Рассчитываю и сбрасываю вымпел. Потом пишу Вере: “Есть! Почтальон ваше письмо отправил”», — делилась Марина Раскова.

Спустя 10 часов и 33 минуты с момента старта девушки завершили перелёт длиной в 2416 километров и посадили гидросамолёт на Холмовском озере. За установленный рекорд все члены экипажа были награждены орденом Ленина, а Полину Осипенко также повысили в звании.

Но, увы, уже в 1939 году жизнь Полины Осипенко трагически оборвалась. Опытный пилот погибла в авиакатастрофе во время учебно-тренировочных сборов на новом самолёте УТИ-4 вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. В память о девушке были названы улицы множества городов и переименованы посёлки. На следующие 19 лет город Бердянск также сменил своё название на «Осипенко».

Полк с тремя названиями

С началом Великой Отечественной войны советским лётчицам стало не до рекордов. В 1941 году бывшая штурман, член особого отдела третьего Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности Марина Раскова добилась разрешения формировать женские боевые части. Для этой цели из НКВД её перевели в Красную Армию.

«В городе Энгельс 8 октября 1941 года был сформирован 588-й лёгкий ночной бомбардировочный авиационный полк, наряду с двумя другими женскими авиаполками — 586-м истребительным и 587-м бомбардировочным», — рассказал Сергей Скоробогатов.

Как заметил историк, из трёх полков «чисто женским» был только один, 588-й. В двух других состав был смешанным — управляли самолётами женщины, а вот обслуживанием техники занимались мужчины. Отличались у полков и сами летательные аппараты: смешанные полки летали на истребителях Як-1 и пикирующих бомбардировщиках Пе-2, в то время как 558-му полку достались многоцелевые бипланы По-2 (У-2), сделанные почти целиком из дерева и ткани.

Модель биплана По-2.

В дивизии 588-й полк обычно называли «сестрёнки» либо «ласточки», но самым известным на тот момент прозвищем было шутливое «Дунькин полк», образованное от имени командира, майора Евдокии Давыдовны Бершанской. Впрочем, в историю полк Бершанской вошёл под более суровым названием, которое ему дали противники — «Ночные ведьмы».

Такое имя у полка появилось по нескольким причинам. Во-первых, все вылеты совершались строго ночью. Во-вторых, как гласит легенда, перед пикированием на вражеские позиции лётчицы отключали моторы на своих бипланах. Из-за этого самолёты становились почти бесшумными, оставался только шелест воздуха под крыльями, напоминавший звук метлы.

«Враги были уверены, что бомбы сбрасывают какие-то смертницы и уголовницы, одержимые страстью мстить мужчинам за свои несчастья. На деле в полку Бершанской служили вчерашние школьницы — девочки от 17 до 22 лет, которые в войну выпускали полковую стенгазету, вышивали на портянках голубые незабудки, подкармливали прибившихся к столовой котят», — поделился Сергей Скоробогатов.

В середине июня 1942 года молодые девушки провели свой первый боевой вылет, в ходе которого успешно поджигали немецкие танки в полях Ставрополья. Позднее «ведьмы» участвовали в обороне Владикавказа, а в 1943 году вместе с другими войсками Красной Армии прорвали оборонительную «Голубую линию» противника в Новороссийске и заставили его отступать.

В конце того же года участницы 588-го полка активно помогали десанту у посёлка Эльтиген на Керченском полуострове. Уже после войны воспоминаниями о непростых сражениях делилась гвардии лейтенант, лётчица Раиса Аронова. В один из вылетов, как писала женщина, её самолёт случайно добрался до самой Керчи.

«Как же нас занесло на Керчь? Это безумство — лезть на такой укреплённый объект на высоте всего 350 метров! <…> Круто разворачиваюсь. Попутный ветер помогает унести ноги. Вдогонку летят светлячки пуль. Немецкие прожектористы ещё держат нас в луче и, вероятно, с удивлением наблюдают за не в меру расхрабрившимся фанерным самолётом. <…> Штурман сбрасывает бомбы. Прогремел мощный взрыв, нас сильно подбросило. Ещё бы! Истинная высота сейчас всего метров двести» — писала в книге «Ночные ведьмы» пилот По-2.

«Ночные ведьмы» на аэродроме.

Для освобождения Крыма отважные «ведьмы» совершили более шести тысяч вылетов. Полк нёс потери, но продолжал снабжать советских воинов боеприпасами и продовольствием, а на головы противников градом сыпались снаряды и световые авиабомбы.

Типовая нагрузка самолёта могла выдержать четыре бомбы по пятьдесят килограммов, а световые бомбы штурману и вовсе приходилось держать у себя на коленях. Чтобы унести побольше взрывчатки, лётчицы оставляли на земле свои парашюты и пулемёт — в воздухе девушки были абсолютно беззащитны перед вражескими истребителями и зенитной артиллерией. Поэтому приходилось применять смекалку.

«Чтобы избежать обстрела зенитной артиллерии над Крымом, занятым врагом, экипаж Надежды Поповой у самой цели приглушал мотор, планировал, сбрасывал бомбы и на полном газу уходил в сторону. Противник начинал его искать прожекторами и обстреливать. Тем временем никем не замеченный второй самолёт приступал к бомбометанию», — поделился Сергей Скоробогатов.

После освобождения Крыма лётчицы полка были переброшены в Белоруссию, а затем и Польшу, где продолжали сражаться во имя победы. Для крымчан же знаковыми стали имена штурмана Евгении Рудневой, погибшей на боевом задании в Керчи 9 апреля 1944 года, и Веры Белик, которая провела в городе на востоке Крыма всё своё детство.

Воздать почести погибшей на крымской земле Евгении Рудневой помогла комиссар полка Евдокия Рачкевич. На деньги, собранные полком, она объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших. Благодаря этому могила неизвестной лётчицы, где изначально похоронили Рудневу местные жители, превратилась в небольшой монумент на Воинском мемориальном кладбище Керчи.

Кроме этого, память о «Ночных ведьмах» осталась в названиях крымских улиц и школ.

Могила Евгении Рудневой в Керчи.

Экипаж высокого полёта

После войны советское правительство вернуло в отечественную авиацию практику рекордов. В 1967 году, к пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, первой женщине среди пилотов гражданской авиации Любови Улановой доверили подготовить экипаж для установления мировых рекордов на пассажирском самолёте Ил-18.

Перед женщинами стояла задача совершить самый длинный по протяжённости беспосадочный перелёт для турбовинтового самолёта с женским экипажем. Управлять кораблём вызвалась сама Любовь Уланова, вторым пилотом стала Валентина Слободская. Вместе со штурманом (Гертруда Олехнович), бортинженером (Валерия Попова), бортрадистом (Мария Адаменко), и бортпроводником (Ольга Петрова) 14 октября самолёт вылетел из Симферополя в Южно-Сахалинск.

«Перелёт начался с небольшого инцидента: когда Ил-18 был уже в воздухе, на месте его стоянки обнаружили большое пятно, как поначалу предположили, от утечки топлива. Но в полёте экипаж не фиксировал повышенный расход авиационного керосина. Потом выяснилось, что топливо было попросту разлито при заправке самолёта», — рассказал Сергей Скоробогатов.

Помимо опасений за топливо, во время полёта у команды Ил-18 возникла ещё одна проблема. В середине маршрута подул сильный встречный ветер, из-за чего скорость самолёта резко уменьшилась. Чтобы добиться поставленной цели и установить рекорд, экипаж стал искать подходящую розу ветров и поднял судно на высоту тринадцати километров. В салоне стало не хватать кислорода.

«Экипажи других самолётов, имеющих технические возможности для полётов на больших высотах, с удивлением делали запросы о том, кто идёт значительно выше их в таком эшелоне», — поделился забавной деталью историк.

Несмотря на трудности, команда Любови Улановой выполнила задачу. Женщины преодолели расстояние в 7661 километр за 12 часов и 12 минут.

Аэропорт Южно-Сахалинск, 1967 год, после рекордного полёта. Слева направо: В.Попова, В.Слободская, М.Адаменко, Л.Уланова, О.Петрова, Г.Олехнович.

Покорительница небес

Женщины-пилоты продолжают прославлять крымскую землю своими достижениями и по сей день. Ярким примером тому является симферопольская лётчица Людмила Зеленина — мастер спорта СССР, одиннадцатикратная абсолютная чемпионка Украины по высшему пилотажу.

В своё время крымчанка была пилотом первой в мире женской пилотажной группы «Патруль Траншат», судействовала на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу и тренировала сборную России по высшему пилотажу.

«Награждена грамотами правительства Крыма за безопасную авиационную работу и неоднократные выступления на авиационных праздниках страны, председатель правления КРОО “Авиаспортклуб”. В авиаспортклубе ДОСААФ Симферополя научилась летать на самолёте Як-52, Як-50, Як-55, потом уже в сборной СССР — на Су-26, в сборной Украины — на Су-29, во Франции в пилотажной группе — на Як-54. В авиакомпании управляла Боингом 737», — дополнил биографию местной лётчицы Сергей Скоробогатов.

Сейчас Людмила Зеленина занимает пост Президента Федерации авиационных гонок Республики Крым и тренирует крымскую команду Русских авиационных гонок. Под предводительством женщины местная команда в первый же год участия в соревнованиях попала в тройку лидеров.

Как рассказывал ForPost, одну из главных площадок для экспериментов воздухоплавания в начале XX века на полуострове создал начальник истребительного отделения Севастопольской авиашколы Константин Арцеулов. Вместе с будущим цветом советской авиации в 1923 году опытный лётчик поднял над горным хребтом Узун-Сырт в Коктебеле флаг Первых Всесоюзных планерных испытаний.

Елена Фокина

Фото предоставлено Сергеем Скоробогатовым, Igor Derevyagin|CC0 – Всеобщее достояние|cyclowiki.org, взято из книги «ГосНИИ ГА — 80»

Для создания статьи была использована информация из следующих книг:

ГосНИИ ГА — 80 : воспоминания ветеранов / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — ГосНИИ ГА, 2010. — 188 с.

Аронова Р.Е. Ночные ведьмы. — М.: Советская Россия, 1969.
Раскова М. М. Записки штурмана. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1939. — 232 с.

1143
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (1 голос)

Главное за день

Крымчанам запретят ставить мангалы уже во вторник

В регионе начнётся противопожарный сезон.
16:20
2
190

В каких городах Крыма самая некачественная питьевая вода

Она не соответствует гигиеническим нормативам по ряду показателей.
14:18
2
765

ВСУ подорвали газораспределительную станцию «Суджа»

Отступающие украинские военные сделали подрыв целенаправленно, заявили в Следкоме России.
12:54
8
743

Застройщикам Стрелецкой бухты простят долги по аренде

Высотку «Марина-де-Люкс» не построят, но от участка арендатор не отказывается.
12:04
6
1129

Генерал Попов написал открытое письмо Путину

Он обратился к «самому главному командиру» с просьбой.
10:26
11
1293